Кассационное определение от 15.09.2011 по делу №33-3124



    № 33-3124                                                                                                   судья Яшина В.И.

стр. 57

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 сентября 2011 года                                                                                 город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Бобковой С.А.,

судей Полосухиной Н.А., Селищева В.В.,

при секретаре Слукиной У.В.,

    с участием прокурора отдела прокуратуры Тульской области Чебоксаровой О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Бочарова А.С. на решение Белевского районного суда Тульской области от 26 июля 2011 года по делу по иску прокурора Белевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к Бочарову А.С. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.

Заслушав доклад судьи Полосухиной Н.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

прокурор Белевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Бочарову А.С. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что Бочаров А.С. имеет водительское удостоверение категории «СД» от 09 апреля 2009 г., в то же время с 14.03.2005 г. состоит на учете у врача психиатра-нарколога МУЗ «<...>» с диагнозом «хронический алкоголизм» и с учета не снят.

Наличие указанного заболевания в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание» и приказом Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» является противопоказанием для осуществления деятельности по управлению автотранспортными средствами и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности.

Таким образом, по утверждению истца, Бочаров А.С., обладающий правом управления источником повышенной опасности, представляет угрозу безопасности участников дорожного движения и создает опасность причинения вреда неограниченному кругу участников дорожного движения, в связи с чем просит прекратить действие права на управление транспортными средствами Бочарова А.С. до прохождения им курса лечения и снятия с диспансерного учета у врача-нарколога МУЗ <...>»; выданное ему водительское удостоверение <...> от 09 апреля 2009 г. изъять для передачи на хранение в <...>.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Барабанов Н.В. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Ответчик Бочаров А.С. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что несмотря на то, что ранее он неоднократно обращался за медицинской помощью после употребления алкогольных напитков, в настоящее время он спиртное не употребляет, больным себя не считает.

Представитель третьего лица - МУЗ <...> Петрушин А.А. просил отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что Бочаров А.С. с 2008 года не употребляет спиртные напитки, в настоящее время находится в состоянии стойкой ремиссии, но с диспансерного учета не снят.

Представитель третьего лица МРЭО ГИБДД ОВД в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Решением Белевского районного суда Тульской области от 26 июля 2011 года исковые требования прокурора Белевского района удовлетворены, действие права на управление транспортными средствами Бочарова А.С., прекращено до прохождения им курса лечения и снятия с диспансерного учета у врача-нарколога МУЗ <...> выданное Бочарову А.С. водительское удостоверение <...> от 09 апреля 2009 года изъято для передачи на хранение в <...> с хранением его до истечения срока действия, то есть до 09 апреля 2019 года, и с возвращением его Бочарову А.С. при предоставлении им документов, подтверждающих снятие с диспансерного учета у врача-нарколога МУЗ <...> и отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению водительской деятельности.

    В кассационной жалобе Бочаров А.С. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм процессуального права и по неправильно установленным обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Тульской области Чебоксаровой О.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 1065 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с абз. 9 ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно частям 1 и 2 ст. 23 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

На основании ч. 1 ст. 25 данного Федерального закона граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются алкоголизм и наркомания.

П. 1 ст. 27 ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 28 названного Федерального закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

лишение права на управление транспортными средствами.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Бочаров А.С. имеет водительское удостоверение <...> на право управления транспортными средствами категории «С, D», выданное <...> 09 апреля 2009 года.

При выдаче данного водительского удостоверения решение о годности к управлению транспортными средствами Бочарова А.С. было подтверждено медицинской справкой от 12 марта 2009 года, выданной МУЗ <...>», согласно которой Бочаров А.С. годен к управлению автомобилями категории «С, D», что подтверждается сведениями, представленными <...>.

Вместе с тем, как было установлено в ходе проведенной прокуратурой Белевского района Тульской области проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, водитель Бочаров А.С. состоит на учете у врача нарколога-психиатра «МУЗ <...>» с 2005 года и по настоящее время с диагнозом «хронический алкоголизм II степени. Стойкая ремиссия», что подтверждено справкой МУЗ <...> от 07.06.2011 г.

Порядок и сроки диспансерного наблюдения больных алкоголизмом установлены приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» и утвержденной им Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболеваний.

Согласно гл. 1 Инструкции диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Главой 2 Инструкции установлены сроки диспансерного учета, обозначены цели профилактического наблюдения.

Так, за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.

Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.

Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке.

Сам Бочаров А.С. не отрицал в судебном заседании суда первой инстанции, что знал о том, что состоит на учете у врача-нарколога, и с учета до настоящего времени не снят.

В соответствии с приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 г. № 555 в ред. от 14.03.1996 г. «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», медицинское освидетельствование водителей категории «С» «D» должно проводится с периодичностью один раз в три года. Согласно п. 12.3-12.5 Приложения 2, больные страдающие хроническим алкоголизмом могут быть допущены к управлению транспортными средствами после специального противоалкогольного лечения с хорошими результатами при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств. У больных хроническим алкоголизмом вопрос об их допуске решается индивидуально медицинской комиссией наркологического учреждения, при предоставлении больным положительной характеристики- ходатайства с места работы и информации о его поведении по месту жительства из органов внутренних дел.

Доказательств подтверждающих, что вопрос о допуске к управлению транспортными средствами после 2005 г., когда Бочарову А.С. был поставлен указанный диагноз, рассматривался медицинской комиссией наркологического учреждения в установленном порядке, и было принято решение о возможности управления Бочаровым А.С. транспортными средствами, ни суду первой, ни суду кассационной инстанции не представлено.

Представленная же Бочаровым А.С. медицинская справка от 12 марта 2009 года, выданная МУЗ <...> согласно которой Бочаров А.С. годен к управлению автомобилями категории «С, D», не может быть признана допустимым документом, отвечающим требованиям п. п. 12.3-12.5 Приложения 2 названного выше Приказа.

Таким образом, установив, что Бочаров А.С. не отвечает условиям допуска к управлению транспортными средствами, имеет заболевание «хронический алкоголизм», состоит на учете у нарколога с 2005 г., не снят с диспансерного учета в установленном порядке, из чего следует, что имеющие место противопоказания к управлению транспортными средствами не отпали, суд обоснованно, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, Федеральным Законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 1065 ГК РФ, удовлетворил исковые требования прокурора, признав, что ответчик Бочаров А.С. незаконно пользуется правом управления транспортными средствами, противоправно осуществляет или может осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности.

В связи с изложенным выше судебная коллегия не может согласиться с утверждениями Бочарова А.С., приведенными в кассационной жалобе о том, что полученная им справка от 12 марта 2009 года, выданная МУЗ <...>», согласно которой он годен к управлению автомобилями категории «С, D», свидетельствует об отсутствии у него заболевания «хронический алкоголизм II степени», поскольку данные утверждения опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами о том, что он до настоящего времени состоит на учете у врача в связи с наличием данного заболевания.

В силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поскольку хронический алкоголизм входит в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, наличие права управление источником повышенной опасности при установлении у водителя алкогольного заболевания создает реальную угрозу жизни и безопасности граждан и других участников дорожного движения. Больные хроническим алкоголизмом могут быть допущены к управлению транспортным средством только после проведения специального противоалкогольного лечения, наличие хронического алкоголизма является противопоказанием к управлению транспортным средством. После проведенного лечения и получения заключения медицинской комиссии наркологического учреждения о возможности управления транспортными средствами Бочаров А.С. вправе восстановить свое право на управление транспортными средствами.

Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения судом первой инстанции, по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств, не нашли своего объективного подтверждения в материалах гражданского дела и не опровергают правильность выводов суда, изложенных в судебном решении.

По приведенным мотивам судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Белевского районного суда Тульской области от 26 июля 2011 года по доводам, изложенным в кассационной жалобе Бочарова А.С.

Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Белевского районного суда Тульской области от 26 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бочарова А.С. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи