Кассационное определение от 15.09.2011 по делу №33-3140



    Стр. 27

    Дело №33-3140                                 судья Румянцева В.А.

    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    15 сентября 2011 года                                         город Тула

        Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

        председательствующего Жубрина М.А.,

        судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,

        при секретаре Серегиной Е.О.,

        рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 12 июля 2011 года по делу по иску Волосаевой Л.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию.

        Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

        Волосаева Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию.

        В обоснование иска указала, что 29 марта 2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии как пострадавшей в результате радиационных и техногенных катастроф. Однако, решением от 13 апреля 2011 года № 103 ей было отказано ввиду отсутствия требуемого пенсионного возраста. С указанным решением она не согласна, поскольку с 6 августа 1991 года по 31 января 1998 года работала на территории зоны с правом на отселение, а с 1 февраля 1998 года по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Полагала, что имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

        Просила признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от 13 апреля 2011 года № незаконным, обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную пенсию с 29 марта 2011 года.

        В судебном заседании истица Волосаева Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

        Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Россйиской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке, представил суду письменные возражения, в которых просил в удовлетворении заявленных Волосаевой Л.А. исковых требованиях отказать.

        Узловским городским судом Тульской области 12 июля 2011 года постановлено решение, которым исковые требования Волосаевой Л.А. удовлетворены.

        Суд признал решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от 13 апреля 2011 года № об отказе Волосаевой Л.А. в назначении пенсии незаконным.

        Обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Волосаевой Л.А. досрочную трудовую пенсию с 29 марта 2011 года.

        Взыскал с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Волосаевой Л.А. ... рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлине.

        В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

        Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации, согласно представленной доверенности Кокареву В.С., судебная коллегия приходит к следующему.

        Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

        В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от                                        15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

        Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (Работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

        Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно его статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста вызова на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

        Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

        Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

        Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ № 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться : эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

    Таким образом, положения ст.ст. 33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

        Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

        Согласно справке участка № ООО «У.Ж.» от 17 июня 2011 года и паспорта с 4 сентября 1986 года по 6 августа 1991 года, с                   6 августа 1998 года по 8 октября 1998 года и с 27 октября 1998 года по настоящее время проживает в г. Узловой Тульской области, что составляет 11 лет 4 месяца 26 дней проживания в зоне с правом на отселение и 13 лет 01 месяц 28 дней – в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

        Поскольку истица Волосаева Л.А. проживала в различных зонах радиоактивного загрязнения, с учетом периода такого проживания суд пришел к правильному выводу о наличии у истицы права на уменьшение пенсионного возраста на три года за проживание в зоне с правом на отселение, на три года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а всего в общей сложности не более чем на пять лет.

        Приняв во внимание, что истица имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что Волосаева Л.А. право выхода на пенсию приобрела по достижении возраста 50 лет, то есть с 28 марта 2011 года, а за назначением трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. ст. 33, 34 Закона РФ № 1244-1, она обратилась 29 марта 2011 года, суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года правомерно указал, что Волосаевой Л.А. трудовая пенсия по старости должна быть назначена с 29 марта 2011 года.

        Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.

        Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

        Доводы кассационной жалобы относительно того, что законом № 1244-1 от 15.05.91 г «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку те же доводы были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм законодательства, но не опровергают выводы суда, изложенные в решении.

        Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

        решение Узловского городского суда Тульской области от 12 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области – без удовлетворения.

        Председательствующий подпись

        Судьи подписи

        Копия верна.

        Судья