Кассационное определение от 15.09.2011 по делу №33-3097



    Стр. 52

    Дело № 33-3097                                   судья Голубева Ю.В.

    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    15 сентября 2011 года                                                город Тула

        Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

        председательствующего Жубрина М.А.,

        судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,

        при секретаре Серегиной Е.О.

        рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» на решение Ефремовского районного суда Тульской области от 26 июля 2011 года по делу по иску Мацнева В.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», назначении мер социальной поддержки.

        Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

        Мацнев В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», назначении мер социальной поддержки.

        В обоснование исковых требований указал, что ответчиком отказано в присвоении ему звания «Ветеран труда» в связи с тем, что лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», в том числе и военнослужащие, должны иметь 25-летний трудовой стаж, исчисленный в календарном порядке, а также по тем основаниям, что им не был представлен необходимый пакет документов. Полагал данный отказ незаконным и необоснованным, просил признать за ним право на получение звания «Ветеран труда», признать его право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и внесенных в него изменений Законом Тульской области от 31 октября 2009 года № 1352-ЗТО в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района Тульской области» назначить ему ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; признать его право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» по ежемесячной денежной выплате; обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» в соответствии с п. 8 «Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201, назначить ему денежную выплату.

        В судебное заседание истец Мацнев В.В. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

        Представитель ответчика – государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» по доверенности Денисова Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований истца                      Мацнева В.В., указав, что истец не имеет трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости за выслугу лет, в связи с чем, он не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда», а также, что истцом преждевременно заявленные требования о предоставлении мер социальной поддержки, поскольку данные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, которым уже присвоено звание «Ветеран труда», которое истец в настоящее время еще не имеет.

        Представитель ответчика – департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке.

        Ефремовским районным судом Тульской области 27 июля 2011 года постановлено решение, которым исковые требования Мацнева В.В. удовлетворены в полном объеме.

        В кассационной жалобе Государственное учреждение «Управление социального развития населения Тульской области Ефремовского района» просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

        Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

        Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Мацнев В.В.,                    ... года рождения является пенсионером МВД РФ, получает пенсию с                                 10 марта 2011 года в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1              «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной Противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Общий трудовой стаж на                              15 декабря 2011 года составляет в календарном исчислении 20 лет 9 месяцев и                       15 дней, в льготном исчислении 20 лет 0 месяцев 6 дней.

        В период прохождения службы Мацнев В.В. награжден медалью «За отличие в службе» III степени.

        Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения с заявлением к ответчику о присвоении ему звания «Ветеран труда» Мацнев В.В. полностью соответствовал требованиям, предъявляемым как федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», так и законом Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» к ветеранам труда, поскольку был награжден медалью, а также имел стаж необходимый для назначении пенсии за выслугу лет.

        По мнению судебной коллегии в целом вывод суда об удовлетворении исковых требований Мацнева В.В. является правильным.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

        Таким образом, федеральным законом определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

        В соответствии с п.4 ст.7 указанного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые в силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

        Согласно ст. 1 закона Тульской области от 28 февраля 2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

        Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе пенсия по старости и пенсия за выслугу лет, которая в свою очередь может предоставляться в соответствии с действующим пенсионным законодательством только двум категориям граждан – федеральным государственным служащим (гражданским государственным служащим) и военнослужащим, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной Противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и организациях уголовно-исполнительной системы и их семей».

        В соответствии со ст. 13 данного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

        Следовательно, федеральный законодатель, а потом и законодатель субъекта, определяя круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в частности лиц, имеющих стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не ставит в зависимость для данной категории лиц наличие 25-летнего трудового стажа.

        В этой связи довод кассационной жалобы о том, что при применении Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 01 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет приобретали граждане в связи с занятием определенной деятельностью (лечебной, педагогической, занятых на подземных и открытых горных работах и т. д. – ст. ст.78-82 Закона), судебная коллегия не может признать обоснованным, поскольку на момент принятия Федерального закона «О ветеранах» - 12 февраля 1995 года понятие пенсия за выслугу лет относилась не только к данной категории лиц, но и к лицам, пенсионное обеспечение которых осуществлялось принятым 12 февраля 1993 года Законом № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

        Кроме того, и федеральное законодательство, и законодательство Тульской области, связывая присвоение звания «Ветеран труда» как с наличием наград, специальных званий, ведомственных знаков отличия, так и с трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, не содержит при этом условия о назначении и, соответственно, о получении пенсии по старости или за выслугу лет.

        Судом первой инстанции установлено, что Мацнев В.В. имеет право на получении пенсии по выслуге лет, награжден медалью, следовательно, соответствует условиям присвоения звания «Ветеран труда», в связи с чем основания к отказу в присвоении истцу данного звания у ответчика отсутствовали.

        Приходя к выводу об удовлетворении исковых требований Мацнева В.В. о признании за ним права на получение мер социальной поддержки, суд первой инстанции исходил из того, что Мацнев В.В. является пенсионером МВД, ему назначена пенсия за выслугу лет, кроме того, является ветераном труда, вследствие чего имеет право на получение мер социальной поддержки.

        С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

        В соответствии с Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ФЗ меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности в виде ежемесячной денежной выплаты в порядке, утвержденном Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

        Для назначения вышеуказанной меры социальной поддержки граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства с приложением документов, а именно, документа, удостоверяющего личность, место жительства гражданина и удостоверение, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты, то есть соответственно удостоверение ветерана труда.

        Согласно п. 8 Порядка назначения и предоставлении ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

    Кроме того, в соответствии с Постановлением администрации Тульской области "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области" ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года предоставляется денежная выплата на оплату расходов за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения), за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, отопление (теплоснабжение), электроснабжение, газоснабжение (далее - на оплату жилого помещения и коммунальных услуг);на оплату расходов за твердое топливо; на оплату расходов за бытовой газ в баллонах; на оплату транспортных расходов по доставке топлива.

        Для назначения вышеуказанной меры социальной поддержки ветераны труда подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства с приложением документов, а именно, документа, удостоверяющего личность, место жительства гражданина и удостоверение, дающего право на соответствующие меры социальной поддержки, справки о составе семьи, выписки из лицевого счета и квитанции об оплате жилого помещения и коммунальные услуги за последний календарный месяц перед месяцем обращения, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.

        Таким образом, из правого анализа указанных выше норм следует, что обращение граждан в уполномоченный орган о предоставлении мер социальной поддержки носит заявительный характер.

        Из материалов дела следует, что Мацнев В.В. с таким заявлением в органы социальной защиты не обращался, решения об отказе в предоставлении таких мер не выносилось.

        При таких обстоятельствах вывод суда об обязании органа социальной защиты назначить истцу ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с момента вступления решения в законную силу и ежемесячную денежную выплату в размере 50% начисленной за месяц платы за общую площадь жилого помещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и 50% начисленной за месяц платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления с первого числа месяца следующего за месяцем вступления решения суда в законную силу нельзя признать правильным, в этой части судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, постановив новое решение, которым в удовлетворении требований Мацнева В.В. в этой части отказать.

        Вывод суда о признании права истца на предоставление таких мер социальной поддержки, по мнению судебной коллегии является правильным, поскольку отказ в присвоении звания ветерана труда Мацневу В.В. является необоснованным, право на присвоение такого звания у него есть, соответственно есть и право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану труда.

        Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

        решение Ефремовского районного суда Тульской области от 27 июля 2011 года в части удовлетворения исковых требований Мацнева В.В. об обязании органа социальной защиты назначить ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с момента вступления решения в законную силу и ежемесячную денежную выплату в размере 50% начисленной за месяц платы за общую площадь жилого помещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и 50% начисленной за месяц платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления с первого числа месяца следующего за месяцем вступления решения суда в законную силу – отменить, постановить в этой части новое решение, которым у удовлетворении исковых требований отказать.

        В остальной части решение Ефремовского районного суда Тульской области от 27 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

        Председательствующий подпись

        Судьи подписи

            Копия верна.

            Судья