Стр. 27
Дело № 33-3235 судья Румянцева В.А.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2011 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Копаневой И.Н.,
при секретаре Гусевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Узловая и Узловском районе на решение Узловского городского суда Тульской области от 27 июля 2011 года по делу по иску Мозжовой Л.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Мозжова Л.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию.
В обоснование иска указала, что 15 июня 2011 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии, как пострадавшей в результате радиационных и техногенных катастроф. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе от 24 июня 2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемого пенсионного возраста.
С данным решением она не согласна, поскольку с 10 апреля 1974 года по 25 июля 1990 года проживала на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, с 09 августа 1990 года по 05 февраля 1995 года проживала в зоне с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года по настоящее время живет в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Полагала, что имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.
Просила признать за ней право на досрочную государственную пенсию по старости с 15 июня 2011 года, обязав Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе назначить и выплатить ей указанную пенсию.
В судебном заседании истица Мозжова Л.П. поддержала исковые требования в полном объеме, по тем же основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Кокарева В.С. исковые требования не признала в связи с отсутствием правовых оснований назначения досрочной пенсии.
Узловским городским судом Тульской области 27 июля 2011 года постановлено решение, которым исковые требования Мозжовой Л.П. удовлетворены.
Суд решил: обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Мозжовой Л.П. досрочную государственную пенсию по старости с 15 июня 2011 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Мозжовой Л.П. ... рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлине.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации, согласно представленной доверенности Кокареву В.С., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (Работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно его статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста вызова на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ № 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться : эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения ст.ст. 33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Согласно трудовой книжке истицы Мозжовой Л.П. с 02 февраля 1984 года по 16 мая 1986 года и с 09 ноября 1987 года по 15 мая 1989 года она работала в УМЗ им. И.И. Федунца г. Узловой и у нее имеется необходимый трудовой стаж для назначения государственной пенсии (л.д. 10-12).
Как следует из справки администрации МО г. Узловая Узловского района от 14 июня 2011 года № 587 указанный завод находился на территории г. Узловой Тульской области (л.д. 24).
Таким образом, с 26 апреля 1986 года по 16 мая 1986 года и с 09 ноября 1987 года по 15 мая 1989 года истица 1 год 5 месяцев 27 дней проработала в зоне с правом на отселение.
Из справки администрации МО Федоровское от 06 июля 2011 года усматривается. Что истица Мозжова Л.П. с 10 апреля 1994 года по 25 июля 1990 год проживала в с. Высоцком, которое относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 20).
Согласно справкам участков №№ и № № ООО «УЖ» от 06 июля 2011 года и от 15 февраля 2011 года истица Мозжова Л.П. с 09 августа 1990 года по 05 февраля 1995 года проживала в п. Дубовка Узловского района, и с 09 февраля 1995 года по настоящее время – в г. Узловой, которые до 01 февраля 1998 года относились к зоне с правом на отселение, с 01 февраля 1998 года – к зоне с льготным социально-экономическим статусом, что составляет 11 лет 4 месяца 26 ней проживания в зоне с правом на отселение и 13 лет 01 месяц 28 дней – в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Суд, установив, что Мозжова Л.П. в период с 1 февраля 1998 года по настоящее время проживает в г. Узловой Тульской области, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пришел к правильному выводу о том, что она в силу положений п. 7 ст. 13, ст. 34, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на основную величину 2 года в связи с работой с 26 апреля 1986 года по 16 мая 1986 года в зоне с правом на отселение и на дополнительную величину на 1 год за каждые 3 года работы в зоне проживания с правом на отселение, но не более 5 лет в общей сложности в зависимости от времени проживаний на загрязненной территории.
Поскольку истица Мозжова Л.П проживала с 09 августа 1990 года по 05 февраля 1995 года проживала в п. Дубовка Узловского района, и с 09 февраля 1995 года по настоящее время – в г. Узловой Тульской области, территория которого по 01 февраля 1998 года относилась к зоне проживания с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, имеет трудовой стаж более 5 лет, учитывая, что период ее проживания в зоне с правом на отселение составляет 7 лет 6 месяца 5 дней, а в зоне с льготным социально-экономическим статусом 16 лет 5 месяц 16 дней, проанализировав положения приведенных выше норм права, суд пришел к правильному выводу о том, что истица имеет право на снижение пенсионного возраста максимально на 5 лет.
Приняв во внимание, что истица имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что Мозжова Л.П. право выхода на пенсию приобрела по достижении возраста 50 лет, то есть с 15 июня 2011 года, а за назначением трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. ст. 33, 34 Закона РФ № 1244-1, она обратилась 15 июня 2011 года, суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года правомерно указал, что Мозжова Л.П. трудовая пенсия по старости должна быть назначена с 15 июня 2011 года.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы относительно того, что законом № 1244-1 от 15.05.91 г «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил не из суммирования льгот, а из возмещения вреда, причиненного проживанием (работой) в различных зонах радиоактивного загрязнения в полном объеме.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Узловского городского суда Тульской области от 27 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области – без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна.
Судья