Дело № 33- 3244 судья Калинина М.С.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2011 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Дмитренко М.Н.,
судей Селищева В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Филипповой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Тульской области на решение Центрального районного суда г. Тулы от 04 июля 2011 года по делу по иску военного прокурора Тульского гарнизона в интересах Гореловой Н.А. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации.
Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Тульского гарнизона обратился в суд в интересах Гореловой Н.А. с иском к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации.
В обоснование заявленных требований указал, что Горелова Н.А. с 1 мая 1996 года получает пенсию по случаю потери кормильца как вдова умершего 2 апреля 1996 года В.И.., являвшегося участником Великой Отечественной войны. Однако при назначении Гореловой Н.А. пенсии по случаю потери кормильца Военным комиссариатом Тульской области не было назначено и не выплачивалось повышение к пенсии, предусмотренное п. «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в редакции, действовавший до 1 января 2008 года, на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, а с 1 января 2008 года на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 данного Закона, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости. Проведенной военной прокуратурой Тульского гарнизона проверкой было установлено, что вместо повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Гореловой Н.А. ошибочно выплачивалось повышение, предусмотренной п. «д» ст. 45 данного Закона, как лицу, родившемуся до 31 декабря 1931 года, размер которого в два раза меньше, чем размер повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона.
Просил взыскать с Военного комиссариата Тульской области в пользу Гореловой Н.А. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 мая 1996 года по 31 мая 2011 года с учетом индексации в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании помощник военного прокурора Тульского гарнизона Барышев А.Б. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Горелова Н.А., извещенная о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась. Представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности Журавлева Н.А. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что льготы, предусмотренные п. «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» носят личностный характер и применяются к самим участникам войны и другим категориям граждан, прямо перечисленным в данной норме, распространение льгот на членов семьи погибшего участника боевых действий не предусмотрено.
Суд решил:
взыскать с Военного комиссариата Тульской области в пользу Гореловой Н.А. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 1 мая 1996 года по 31 мая 2011 года с учетом индексации в сумме <данные изъяты>.
В кассационной жалобе Военный комиссариат Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснение представителя Военного комиссариата Тульской области по доверенности Образцовой Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п.п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся: участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривается три вида пенсии: пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца.
Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
На основании п. «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в ред. ФЗ от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно п. «г» ст. 45 вышеуказанного Закона (в ред. Федерального закона от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, В.И. в период Великой Отечественной войны с 12 мая 1944 года по 22 июля 1944 года проходил военную службу в составе 2 парашютно – десантного батальона минеров отдельного отряда особого назначения НКГБ СССР, принимал участие в боевых действиях, награжден различными медалями за боевые отличия.
Установив указанные обстоятельства и руководствуясь положением п.п. «а» п. 1 ч.1 ст. 2 Закона «О ветеранах», суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что В.И.. имел статус участника Великой Отечественной войны.
Данное обстоятельство представителем Военного комиссариата Тульской области в судебном заседании не оспаривалось.
Согласно свидетельству о заключении брака серии № от 11 апреля 1953 года Горелова Н.А. является женой В.И.
1 апреля 1996 года В.И. умер.
С 1 мая 1996 года Горелова Н.А. получает пенсию по случаю потери кормильца, как вдова умершего 1 апреля 1996 года В.И.., что подтверждается пенсионным удостоверением серии А № 478936.
Согласно справке о размере произведенных выплат пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась Гореловой Н.А. с повышением, предусмотренным п. «д» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», как лицу, родившемуся до 31 декабря 1931 года, которое по размеру является меньшим, по сравнению с повышением, установленным п. «г» ст. 45 указанного закона.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.
Судом установлено, что пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась Гореловой Н.А. без учета повышения с 01.05. 1996 года по 31 декабря 2007 года на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч.1 статьи 46 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в ред. от 30 июня 2003 года), а с 1 января 2008 года по 31.05. 2011 года - на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, в редакции, действующей на настоящее время.
Отказывая Гореловой Н.А. в повышении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 вышеназванного закона, Военный комиссариат Тульской области в письме № 6/2024 от 9 июня 2011 года сослался на то, что согласно действующему законодательству повышение пенсий в соответствии со ст.45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусмотрено только самим пенсионерам, имеющим на это право. Пенсия назначается на основании подлинных документов, дающих право к отнесению к конкретной категории льготников.
Проанализировав вышеприведенные нормы права, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно признал такую позицию ответчика безосновательной и противоречащей положениям Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», поскольку размер всех видов пенсий, предусмотренных ст. 28 данного Закона, в том числе пенсии по случаю потери кормильца, зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.ст. 43 и 44 Закона, то есть дохода, который получал сам кормилец.
При этом, субъектами получения пенсии по выслуге лет и по инвалидности являются сами военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пенсия по случаю потери кормильца отнесена к числу пенсий, которые в соответствии с вышеизложенными нормами права подлежат повышению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал с Военного комиссариата Тульской области в пользу Гореловой Н.А. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца, обоснованно указав, что сумма данной пенсии за период с 1 мая 1996 года по 31 декабря 2007 года подлежит повышению в соответствии с п. «г» ч.1 ст. 45 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона (в ред. ФЗ от 30 июля 2003 года), а с 1 января 2008 года по 31 мая 2011 года - на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, действующей в настоящее время.
Представленный военным прокурором Тульского гарнизона расчет размера ежемесячных сумм недоплаты за период с 1 мая 1996 года, подлежащей взысканию в пользу Гореловой Н.А., был проверен судом первой инстанции, и у судебной коллегии сомнений не вызывает.
Согласно ч.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 393 ГК РФ убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, и которые определяются исходя из правил, предусмотренных ст.15 настоящего Кодекса, могут быть возмещены с учетом цен, существующих в день вынесения решения суда.
Вышеуказанными нормами законодательства определен механизм реального возмещения убытков в условиях нестабильности цен, а именно - индексации по индексам роста потребительских цен, исчисляемых как по субъектам РФ, так и в целом по стране. Поскольку уровень роста потребительских цен в отдельном регионе может значительно отличаться от усредненного общероссийского индекса, то индексы роста потребительских цен, являясь экономическим показателем, должны объективно отражать уровень инфляции по месту проживания взыскателя, а значит, в целях индексации подлежат применению индексы роста цен по соответствующему субъекту РФ, исчисленные территориальным органом Росстата.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание вышеизложенные нормы права, суд обоснованно пришёл к выводу о взыскании с Военного комиссариата Тульской области в пользу Гореловой Н.А. недополученной последней пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации в размере <данные изъяты>.
Таким образом, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, правильно определив материальный закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение в пределах заявленных требований, оснований для отмены которого, судебная коллегия не усматривает.
Доводы кассационной жалобы Военного комиссариата Тульской области не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного судебного решения, поскольку те же доводы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, по существу доводы кассатора сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм законодательства, но не опровергают правильных выводов суда, изложенных в решении.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Тулы от 4 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Военного комиссариата Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи