Кассационное определение от 22.09.2011 по делу №33-3251



дело № 33- 3251                                                                                        судья Юркова Т.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2011 года                                                                                             город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Дмитренко М.Н.,

судей Селищева В.В., Фатеевой Л.В.,

при секретаре Филипповой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Тульской области на решение Центрального районного суда г. Тулы от 20 июля 2011 года по делу по иску Овчинникова В.Б. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации.

Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия

установила:

Овчинников В.Б. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной суммы пенсии по потери кормильца с учетом индексации.

В обоснование заявленных требований указал, что он является отцом погибшего участника боевых действий в Чеченской Республике и с 1 июля 2004 года получает пенсию по случаю потери кормильца. Однако при назначении пенсии по случаю потери кормильца ему Военным комиссариатом Тульской области не было назначено и не выплачивалось повышение к пенсии, предусмотренное п. «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в редакции, действовавший до 01 января 2008 года, на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, а с 01 января 2008 года на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 данного Закона, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Просил признать за ним право на получение пенсии по случаю смерти кормильца с учетом повышения пенсии на 100% установленного законодательством Российской Федерацией минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (ред. от 1 декабря 2007 года) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», за период с 1 июля 2004 года по 1 января 2008 года, а также право на получение пенсии по случаю смерти кормильца с учетом повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (ред. от 10 декабря 2010 года) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», за период с 1 января 2008 года по 31 мая 2011 года, взыскать с Военного комиссариата Тульской области в его пользу недополученную сумму пенсии по случаю смерти кормильца с учетом повышения пенсии за период с 1 июля 2004 года по 31 мая 2011 года в размере 29226 рублей 74 копеек, судебные расходы по оплате помощи представителя в размере 3000 рублей, обязать Военный комиссариат Тульской области назначить и выплачивать ему пенсию по случаю потери кормильца с 1 июля 2011 года с учетом повышения, предусмотренного ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В судебное заседание Овчинников А.В., извещенный о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, не явился. Представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Овчинникова А.В. Алампиев В.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности Журавлева Н.А. исковые требования не признала, считая их неоснованными на нормах действующего законодательства.

Суд решил: исковые требования Овчинникова В.Б. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации, судебных расходов удовлетворить частично.

Признать за Овчинниковым В.Б. право на получение пенсии по случаю смерти кормильца с учетом повышения пенсии на 100% установленного законодательством Российской Федерацией минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (ред. от 1 декабря 2007 года) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», за период с 1 июля 2004 года по 31 декабря 2007 года.

Признать за Овчинниковым В.Б. право на получение пенсии по случаю смерти кормильца с учетом повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (ред. от 10.12.2010) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», за период с 1 января 2008 года по 30 апреля 2011 года.

    Взыскать с Военного комиссариата Тульской области в пользу Овчинникова В.Б. недополученную сумму пенсии по случаю смерти кормильца с учетом повышения пенсии за период с 1 июля 2004 года по 30 апреля 2011 года и с учетом индексации по состоянию на 1 мая 2011 года в размере 26443 рублей 16 копеек, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 1000 рублей.

Обязать Военный комиссариат Тульской области выплачивать Овчинникову В.Б. пенсию по случаю потери кормильца с 1 мая 2011 года с учетом повышения, предусмотренного ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В остальной части в иске Овчинникову В.Б. - отказать.

В кассационной жалобе Военный комиссариат Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснение представителя Военного комиссариата Тульской области по доверенности Образцовой Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.п. «1» п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

    Законом РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривается три вида пенсии: пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца.

Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

На основании п. «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в ред. ФЗ от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Согласно п. «г» ст. 45 вышеуказанного Закона (в ред. Федерального закона от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом, О.А.В. был принят на военную службу по контракту с 16 февраля 2000 года снайпером в/ч 64697.

2 июня 2004 года О.А.В. погиб при исполнении обязанностей военной службы.

Установив указанные обстоятельства и руководствуясь положения п.п. «1» п. 1 ст. 3 Закона «О ветеранах», суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что О.А.В. являлся ветераном боевых действий.

Согласно свидетельству о рождении II-ШЗ № 423401 от 18 мая 1970 года Овчинников В.Б. является отцом О.А.В.

С 1 июля 2004 года Овчинников В.Б. получает пенсию по случаю потери кормильца, как отец умершего 2 июня 2004 года О.А.В., что подтверждается пенсионным удостоверением серии ГФ № 495928 от 23 августа 2005 года.

Судом установлено, что пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась Овчинникову В.Б. без учета повышения с 1 июля 2004 года по 31 декабря 2007 года на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч.1 статьи 46 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в ред. от 30 июня 2003 года), а с 1 января 2008 года по 30 апреля 2011 года - на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, в редакции, действующей на настоящее время.

Возражая против удовлетворения требований истца, Военный комиссариат Тульской области сослался на то, что согласно действующему законодательству повышение пенсий в соответствии со ст.45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» носят личностный характер и применяются к самим участникам боевых действий, а распространение этих льгот на членов семьи погибшего (умершего) участника боевых действий не предусмотрена.

Проанализировав вышеприведенные нормы права, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно признал такую позицию ответчика безосновательной и противоречащей положениям Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», поскольку размер всех видов пенсий, предусмотренных ст. 28 данного Закона, в том числе пенсии по случаю потери кормильца, зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.ст. 43 и 44 Закона, то есть дохода, который получал сам кормилец.

При этом, субъектами получения пенсии по выслуге лет и по инвалидности являются сами военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пенсия по случаю потери кормильца отнесена к числу пенсий, которые в соответствии с вышеизложенными нормами права подлежат повышению.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал с Военного комиссариата Тульской области в пользу Овчинникова В.Б. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца, обоснованно указав, что сумма данной пенсии за период с 1 июля 2004 года по 31 декабря 2007 года подлежит повышению в соответствии с п. «г» ч.1 ст. 45 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона (в ред. ФЗ от 30 июля 2003 года), а с 1 января 2008 года по 30 апреля 2011 года - на 32 % расчетного размера пенсии, определенного в части первой статьи 46 Закона, действующей в настоящее время.

При этом судом верно определены периоды увеличения пенсии на 100 % с 1 июля 2004 года по 31 декабря 2007 года и на 32% с 1 января 2008 года по 30 апреля 2011 года.

Расчет размера ежемесячных сумм недоплаты за период с 1 июля 2004 года, подлежащий взысканию в пользу Овчинникова В.Б., был проверен судом первой инстанции, и у судебной коллегии сомнений не вызывает.

Согласно ч.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 393 ГК РФ убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, и которые определяются исходя из правил, предусмотренных ст.15 настоящего Кодекса, могут быть возмещены с учетом цен, существующих в день вынесения решения суда.

Вышеуказанными нормами законодательства определен механизм реального возмещения убытков в условиях нестабильности цен, а именно - индексации по индексам роста потребительских цен, исчисляемых как по субъектам РФ, так и в целом по стране. Поскольку уровень роста потребительских цен в отдельном регионе может значительно отличаться от усредненного общероссийского индекса, то индексы роста потребительских цен, являясь экономическим показателем, должны объективно отражать уровень инфляции по месту проживания взыскателя, а значит, в целях индексации подлежат применению индексы роста цен по соответствующему субъекту РФ, исчисленные территориальным органом Росстата.

С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание вышеизложенные нормы права, суд обоснованно пришёл к выводу о взыскании с Военного комиссариата Тульской области в пользу Овчинникова В.Б.. недополученной последним пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации в размере <... руб>.

Таким образом, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, правильно определив материальный закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение в пределах заявленных требований, оснований для отмены которого, судебная коллегия не усматривает.

Доводы кассационной жалобы Военного комиссариата Тульской области не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного судебного решения, поскольку те же доводы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, по существу доводы кассатора сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм законодательства, но не опровергают правильных выводов суда, изложенных в решении.

                С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Тулы от 20 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Военного комиссариата Тульской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи