Кассационное определение от 29.09.2011 по делу №33-3310



    Стр. 27

    Дело № 33-3310                            судья Шишков Н.А.

    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    29 сентября 2011 года                                            город Тула

    Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

    председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

    судей Алдошиной В.В., Дорохина О.М.,

    при секретаре Салицкой О.П.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Узловая и Узловском районе на решение Узловского городского суда Тульской области от 17 июня 2011 года по иску Дурова С.Д. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию.

    Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

    Дуров С.Д. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию.

    В обоснование иска указал, что он имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, которое возникло у него на основании ст. ст. 33, 34 Федерального закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку с 25 октября 1988 года по 31 января 1998 года проживал в зоне с правом на отселение, а с 1 февраля 1998 года по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическом статусом.

    5 мая 2011 года он обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе с заявлением о назначении государственной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением от 13 мая 2011 года в назначении пенсии ему было отказано в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию.

    Просил обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе назначить досрочную государственную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с 5 мая 2011 года.

    В судебном заседании истец Дуров С.Д. и его представитель по доверенности Чепурина Л.Н. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.

    Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований Дурова С.Д., в связи с отсутствием правовых оснований назначения досрочной пенсии.

    Судом постановлено решение, которым исковые требования Дурова С.Д. удовлетворены в полном объеме.

    УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области обязано назначить и выплатить Дурову С.Д. досрочную трудовую пенсию с 5 мая 2011 года.

    В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области ставит вопрос об отмене постановленного решения, считая его незаконным и необоснованным.

    Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокаревой В.С., возражения Дурова С.Д., его представителя по доверенности Чепуриной Л.Н., судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

    В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (Работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

    Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно его статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста вызова на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

    Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

    Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ № 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться : эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

    Таким образом, положения ст.ст. 33, 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 25 октября 1988 года по 31 января 1998 года Дуров С.Д. проживал в г. Узловая Тульской области, то есть в зоне проживания с правом на отселение, в связи с чем, он имеет 9 лет 3 месяца 6 дней в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Следовательно, в силу положений п. 7 ст. 13, ст. ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые три года проживания в зоне с правом на отселение, то есть всего на 3 года.

    С 01 февраля 1998 года по 5 мая 2011 года истец Дуров С.Д. проживет в г. Узловая Тульской области, то есть в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем истец имеет 13 лет 3 месяца 4 дня в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Поэтому, в силу положений п. 8 ст. ст. 13, 34, 35 Закона «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, то есть на 3 года.

    Согласно положениям ст. ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года Дуров С.Д. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

    Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что Дуров С.Д. право выхода на пенсию приобрел по достижении возраста 55 лет, то есть с 24 сентября 2010 года, а за назначением трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. ст. 33, 34 Закона РФ № 1244-1, обратился 5 мая 2011 года, суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года правомерно указал, что Дурову С.Д. трудовая пенсия по старости должна быть назначена с 5 мая 2011 года.

    Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.

    Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

    Доводы кассационной жалобы относительно того, что законом № 1244-1 от 15.05.91 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из возмещения вреда за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения в полном объеме.

    Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

    решение Узловского городского суда Тульской области от 17 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи