Дело № 33-3247 судья Калинина М.С.
Стр.52
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2011 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Дмитренко М.Н.,
судей Фатеевой Л.В., Селищева В.В.
при секретаре Власовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» на решение Центрального районного суда г.Тулы от 12 июля 2011 года по гражданскому делу по иску Шевяховой Н.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, признании за ней права и обязании предоставить указанные меры социальной поддержки, выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
Заслушав доклад судьи Дмитренко М.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Шевяхова Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, признании за ней права и обязании предоставить указанные меры социальной поддержки, выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации, с 30.12.2008 года ей выплачивается пенсия за выслугу лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». С 01 апреля 2011 года она имеет удостоверение «Ветеран труда», а с 26 мая 2005 года - «Ветеран боевых действий». Полагала, что она, как ветеран труда, в силу ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на указанные ею в заявлении меры социальной поддержки. Однако в предоставлении этих мер органами социальной защиты ей было отказано. Просила признать отказ ответчика в назначении мер социальной поддержки незаконным, признав право на указанные ею в заявлении меры социальной поддержки и обязав Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить ей с 05.04.2011 года ежемесячную денежную выплату, выдать справку для приобретения единого месячного льготного проездного билета, назначить с 01.05.2011 года ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В судебном заседании истец Шевяхова Н.Н. исковые требования поддержала. Также указала на то, что удостоверение «Ветеран боевых действий» было выдано ей Зареченским РВК г.Тулы 26.05.2005 г. в связи с тем, что она в 80-х годах работала в Афганистане, однако по месту работы - УВД <данные изъяты> она его никогда не предъявляла. Предусмотренными п. 3 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» льготами, на получение которых она имеет право в связи с наличием указанного удостоверения, никогда не пользовалась и использовать их не желает. Полагала, что у нее есть право выбора между льготами, предоставляемыми по федеральному законодательству, и льготами, предусмотренными областным законом.
Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Ильющенков И.Е. в судебном заседании исковые требования Шевяховой Н.Н. не признал, просил в их удовлетворении отказать, указав, что истец, как ветеран боевых действий, имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем действие Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» на неё не распространяется.
Суд решил: исковые требования Шевяховой Н.Н. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» Шевяховой Н.Н. в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, единого месячного льготного проездного билета, предусмотренных Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Признать за Шевяховой Н.Н. как ветераном труда право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренных Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы» назначить Шевяховой Н.Н. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с 05 апреля 2011 г.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Шевяховой Н.Н. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» предоставить Шевяховой Н.Н. как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 01 мая 2011 года.
В кассационной жалобе Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» просит решение суда отменить как незаконное в связи с нарушением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения истца Шевяховой Н.М., возражения представителя Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шамина А.А., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судебного решения.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 22 названного закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Как следует из материалов дела, Шевяхова Н.Н. с 30.12.2008 года является пенсионером за выслугу лет Министерства внутренних дел Российской Федерации, что подтверждается копией пенсионного удостоверения № и имеет удостоверение «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ.
05.04.2011 года Шевяхова Н.Н. обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, о выдаче ей справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, в удовлетворении которого ей было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что она имеет удостоверение «Ветеран боевых действий», а потому исходя из ч. 4 ст. 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на получение мер социальной поддержки по данному закону она не имеет.
Удовлетворяя исковые требования Шевяховой Н.Н. суд обоснованно указал, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установлены статьями 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).
В соответствии со ст. 3 данного закона ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.
Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ветеранами труда возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
По делу установлено, что истец является пенсионером за выслугу лет Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Право на получение указанной пенсии у нее возникло в декабре 2008 года в соответствии со статьями 2, 4, 5 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначенной ей на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Таким образом, истец как ветеран труда имеет право на получение предусмотренных ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО мер социальной поддержки.
Также она обладает правом и на получение мер социальной поддержки в соответствии со 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», предусматривающей в качестве меры социальной поддержки ежемесячную денежную выплату, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда», который у истца имеется.
С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в статье 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории ветеранов и правовые гарантии их социальной защиты в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, к числу которых отнесены ветераны боевых действий и ветераны труда.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Этой же статьей Закона установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Судом установлено, что наряду с удостоверением «Ветеран труда» истец имеет удостоверение «Ветеран боевых действий», выданное Зареченским районным военным комиссариатом г.Тулы 26.05.2005 г., из которого усматривается, что предъявитель настоящего удостоверения имеет права и льготы, установленные пунктом 3 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона (лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г., отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам), предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
2) преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;
3) использование ежегодного отпуска в удобное для них время.
Таким образом, как правильно указал суд, Шевяхова Н.Н. имеет право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям, то есть как ветеран боевых действий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Вместе с тем из объяснений истца, а также материалов дела следует, что перечисленными в п. 3 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» мерами социальной поддержки она никогда не пользовалась и использовать их не намеревается. Удостоверение «Ветеран боевых действий» никогда ею по месту работы - УВД по Тульской области не предъявлялось.
Согласно сообщениям Центра пенсионного обслуживания УВД по Тульской области, Управления по работе с личным составом УВД по Тульской области, Шевяхова Н.Н. инвалидом, ветераном боевых не является. Удостоверение «Ветеран боевых действий» Шевяховой Н.Н. не выдавалось.
По сообщению Управления Пенсионного Фонда РФ от 26.05.2011 г. № 03-11/6113 (л.д. 27) Шевяхова Н.Н. получателем ЕДВ в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и федеральной доплаты к пенсии в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не значится.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец как ветеран боевых действий не реализовала предоставленное ей п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» право на получение мер социальной поддержки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел правильному выводу о том, что требования истца о предоставлении ей мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО с 01.05.2011 года обоснованы, не противоречат п.п. 19 п. 2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 г. № 30 и положениям ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
В ходе судебного разбирательства истцом доказан факт наличия у нее права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого она обратилась в органы социальной защиты населения 05.04.2011 года, в связи с чем согласно п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201, требования истца о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты подлежали удовлетворению с 05.04.2011 года.
С доводами кассационной жалобы ответчика о том, что поскольку Шевяхова Н.Н. как ветеран боевых действий имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, то основания для удовлетворения исковых требований о признании за ней как ветераном труда права на получение мер в соответствии с Законом Тульской области № 493-ЗТО отсутствуют, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Анализ действующего законодательства, регулирующего предоставление льгот ветеранам, позволяет придти к выводу, что наличие права на предоставление льгот предполагает его реализацию лицом, которому такое право предоставлено, и само по себе наличие у данного лица права на получение мер социальной поддержки по федеральному закону (без его реализации) не может, по мнению суда, являться основанием для отказа в предоставлении ей мер социальной поддержки по Закону Тульской области.
Иное толкование действующего законодательства с учетом установленных судом обстоятельств (отказ истицы от получения льгот, предоставленных ветеранам боевых действий) фактически лишает Шевяхову Н.Н. права на получение предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» социальных гарантий (льгот).
Кроме того, судебная коллегия считает, что суд правильно разрешил требования Шевяховой Н.Н. о предоставлении ей права на получение единого месячного льготного проездного билета.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (с последующими изменениями и дополнениями), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Поскольку Шевяхова Н.Н. является ветераном труда, не является получателем мер социальной поддержки по федеральному закону, то в силу приведенных выше положений законодательства ей должна быть выдана справка установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
Таким образом, проанализировав установленные обстоятельства и исследованные доказательства с учетом положений вышеприведенных норм права и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г.Тулы от 12 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи