Кассационное определение от 06.10.2011 по делу №33-3399



Дело № 33- 3399                                                                        Судья Свиридова О.С.

КАССАЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 октября 2011 года                                                                                   город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Алдошиной В.В., Майбороды В.А.,

при секретаре Лазутиной Е.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Советского районного суда г. Тулы от 23 августа 2011 года по иску Скряпкина Г.Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области о внесении изменений в договор аренды земельного участка.

Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Скряпкин Г.Н. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области о внесении изменений в договор аренды земельного участка.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что 15.02.2011 г. между ним и Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области заключен договор аренды земельного участка. На основании указанного договора в его пользование был передан земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 1014 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> С размером арендной платы в сумме <данные изъяты> рублей он был не согласен, но подписал договор аренды, опасаясь, что оспаривание договора в данной части может привести к затягиванию ответчиком процесса по закреплению за ним статуса правообладателя земельным участком. 06.06.2011 г. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением об уменьшении размера арендной платы, однако в удовлетворении заявления ему было отказано. Полагал, что арендная плата земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, в пределах, не превышающих размер земельного налога.

Просил суд внести изменения в пункт 4.4 договора аренды земельного участка от 15.02.2011г., заключенный между ним и Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области, дополнив его следующим абзацем: «размер арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ №582 от 16.07.2009 года по настоящему договору устанавливается в пределах, не превышающих размер земельного налога».

Определением судьи в порядке подготовки к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация г. Тулы и администрация Тульской области.

Истец Скряпкин Г.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.

Представитель истца Скряпкина Г.Н. по доверенности Барчукова А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном заявлении исковые требования не признал, считая, что оспариваемый договор аренды в части установленного размера арендной платы является законным и обоснованным. Кроме того, отсутствуют основания для одностороннего изменения условий оспариваемого договора.

Представители ответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области, администрации Тульской области в судебное заседание не явились, о времени, месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, на момент рассмотрения дела заявлений и ходатайств от указанных лиц не поступило.

Суд постановил решение, которым исковые требования Скряпкина Г.Н. удовлетворил.

Внес изменения в пункт 4.4. договора аренды земельного участка от 15.02.2011 г., дополнив его следующим абзацем: «Размер арендной платы устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №582 от 16.07.2009 г. в пределах, не превышающих размер земельного налога».

В кассационной жалобе департамент имущественных и земельных отношений Тульской области ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения представителя Скряпкина Г.Н. по доверенности Барчуковой А.Г., судебная коллегия находит постановленное решение соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, правовых оснований к его отмене не усматривает.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Постановления администрации Тульской области №1138 от 08.12.2010г., в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Тульской области от 10.12.2008г. №1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – Тула» Скряпкину Г.Н. предоставлен в аренду на пять лет для строительства индивидуального жилого дома земельный участок площадью 1014 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

15.02.2011г. между Скряпкиным Г.Н. и Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области заключен договор аренды земельного участка

Согласно пункту 1.1 указанного договора, его предметом является земельный участок площадью 1014 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> который Департамент (арендодатель) представляет из земель населенного пункта г.Тула, а Скряпкин Г.Н. - (арендатор) принимает в аренду.

Пункт 2.1 договора аренды предусматривает, что земельный участок предоставляется арендатору для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 4.4 данного договора размер арендной платы определен на основании отчета по оценке арендной платы 333-10-100 от 13.09.2010г.

Согласно экспертному заключению №100 об оценке рыночной стоимости размера арендной платы на земельный участок от 20.09.2010г. по состоянию на 13.09.2010г. составляет <данные изъяты> рублей.

В силу пункта 4.5 договора аренды в период действия договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, то есть независимо от согласия арендатора в соответствии с действующим законодательством.

Из кадастрового паспорта земельного участка от 04.02.2011 года усматривается, что спорный земельный участок с кадастровым номером относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.

06.06.2011г. истец Скряпкин Г.Н. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением об изменении указанного договора аренды в части исчисления размера арендной платы.

11.07.2011г. письмом Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в изменении порядка исчисления арендной платы со ссылкой на Федеральный закон от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» истцу было отказано.

Считая данный отказ незаконным, истец Скряпкин Г.Н. обратился в суд с настоящим иском.

В силу пункта 2 статьи 452 Гражданского Кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение сменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Таким образом, данной нормой закона установлено полномочие Правительства Российской Федерации на установление общих начал определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, согласно которым при определении арендной платы независимо от вида публичной собственности на землю должны соблюдаться принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Утвержденные данным Постановлением основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, распространяются на земельные участки независимо от целей использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Установив, что оспариваемый истцом в части размера арендной платы договор был заключен после вступления в законную силу вышеназванного Постановления №582, суд первой инстанции правильно указал, что его правовые нормы распространяются на данный договор.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что, заключая с истцом договор аренды земельного участка , Департамент имущественныхельным для сторон правилам, устано и земельных отношений Тульской области не дал соответствующую оценку характеру постановления Правительства Российской Федерации №582 и обязательности его положений в той части, в которой данным постановлением определены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом, не смотря на то, что условие договора о размере арендной платы было согласовано сторонами при его подписании, оно подлежит изменению в связи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582, поскольку применительно к данной ситуации размер арендной платы при аренде государственных и муниципальных участков является регулируемой ценой, а потому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, с даты вступления нормативного акта, установившего иной размер этой платы.

Установив, что земельный участок предоставлен Скряпкину Г.Н. для индивидуального жилищного строительства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при определении размера арендной платы должен соблюдаться один из основных принципов, установленных вышеназванным Постановлением, а именно принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.

При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание пункт 4.5 договора арендной платы от 15.02.2011г., предусматривающий возможность изменения размера арендной платы арендодателем, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение об удовлетворении требований Скряпкина Г.Н. о внесении изменения в договор аренды от 15.02.2011года, дополнив его следующим абзацем: «Размер арендной платы устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. № 582 в пределах, не превышающих размер земельного налога».

Довод Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области, о том, что поскольку собственность на спорный земельный участок не разграничена, при определении размера арендной платы следует руководствоваться Законом Тульской области «О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области», обоснованно судом не был принят во внимание, так как вопросы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, относятся к компетенции соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования и противоречит разъяснениям, содержащимся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582.

Другие доводы кассационной жалобы не могут являться основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не основаны на нормах действующего материального законодательства, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к переоценке собранных по делу доказательств.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г. Тулы от 23 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Тульской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи