Кассационное определение от 29.09.2011 по делу №33-3141



Дело № 33-3141                                                             судья Казгалеева М.И

Стр.57

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2011 года                                          город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Бобковой С.А.,

судей Епихиной О.М., Полосухиной Н.А.,

при секретаре Рудник И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ж." на решение Узловского городского суда Тульской области от 16 июня 2011 года по иску Узловского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц (жителей МО Узловский район Тульской области) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ж." о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет размера платы на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования.

Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Узловский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц (жителей МО Узловский район Тульской области) с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ж." о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет размера платы на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования, указав в обоснование своих требований на то, что Узловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы оказания услуг управления многоквартирными жилыми домами, выполнению работ по содержанию имущества, текущему и капитальному ремонту жилых помещений, в ходе которой было установлено, что с 1 января 2011 года ООО УК "Ж." самостоятельно увеличило размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для всего жилого фонда, обслуживаемого ООО УК "Ж.", изменив коэффициент вида благоустройства жилого фонда. Жилые дома, непригодные для проживания с коэффициентом 0,5 переведены в жилые дома пониженной капитальности с неполным благоустройством с коэффициентом 0,8. Данное решение было принято на собрании ООО УК "Ж.".

Постановлением департамента Тульской области по тарифам № 25/3 от 20 октября 2010 г. «Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Тульской области на 2011 год» предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги по Узловскому району составили 15 %. При этом вышеуказанные предельные индексы изменения размера платы на услугу по содержанию жилья не распространяются.

Кроме того, постановлением главы МО г. Узловая и Узловский район от 01.12.2003 года «Об утверждении перечня жилых зданий и жилых помещений, не пригодных для постоянного проживания» по состоянию на 01.10.2003 года утвержден перечень жилых зданий и помещений по МО Узловский район, непригодных для постоянного проживания и главами поселковых администраций п. Дубовка, Брусянский, Майский, Каменецкий, Партизан произведена постановка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий независимо от размера занимаемой площади. Данное постановление является действующим, в связи с чем, действия ООО УК "Ж." по увеличению с 1 января 2011 года размера платы по содержанию и текущему ремонту жилья являются незаконными, нарушающими права собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом, и добросовестно соблюдающих сроки оплаты коммунальных услуг.

Просил признать незаконными действия ООО Управляющая компания "Ж." по увеличению размера платы на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования для жилого фонда обслуживаемого ООО Управляющая компания "Ж." обязав его произвести перерасчет размера платы на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования для жилого фонда обслуживаемого Управляющей компанией ООО "Ж." с 1 января 2011 года.

В судебном заседании заместитель Узловского межрайпрокурора Антонова Л.В. и помощник Узловского межрайпрокурора Бубенина О.Ф. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ООО Управляющая компания "Ж." по доверенности Федотова В.А. заявленные истцом требования не признала, в их удовлетворении просила отказать. Пояснила, что применение размера с 1 января 2011 года повышающего коэффициента на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования обусловлено применением коэффициентов благоустройства для жилого фонда, обслуживаемого Управляющей компанией ООО "Ж.". Данные коэффициенты, как повышающие, так и понижающие, применены в зависимости от предоставляемых коммунальных услуг по обслуживаемому жилому фонду, и утверждены протоколом собрания от 1 декабря 2010 года, проведенного руководством УК ООО совместно с директором обслуживающих организаций. Изменение коэффициента, применительно к конкретному виду благоустройства многоквартирного дома, повлекло повышение тарифа на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования. При этом общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах не проводились. Однако считала, что, внося плату за услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования в размере, установленном УК ООО "Ж.", то есть с применением повышающего коэффициента, собственники помещений, по умолчанию, выразили тем самым свое согласие на изменение тарифа.

Представитель ООО Управляющая компания "Ж." по доверенности Кондратов В.Ф. заявленные исковые требования также не признал по основаниям, изложенным представителем ООО Федотовой В.И., пояснил, что процент погашения стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования ввиду недобросовестной оплаты населением содержания жилья, даже несмотря на применение повышающих коэффициентов, является низким.

Представитель третьего лица администрации Муниципального образования город Узловая Узловского района по доверенности Суворова М.Э. заявленные истцом требования поддержала, просила об их удовлетворении в полном объеме. Считала изменение размера платы за услуги по содержанию жилья в многоквартирном доме без проведения общего собрания собственников жилья, тем более при применении повышающего коэффициента, противоречащим нормам жилищного законодательства и недопустимым.

Представители третьих лиц - администраций Муниципальных образований Каменецкое, Партизанское, Майский, рабочий поселок Дубовка, рабочий поселок Брусянский, привлеченных к участию в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются расписки.

Суд решил: заявленные Узловским межрайпрокурором требования удовлетворить.

Признать действий общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ж." по увеличению размера платы на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования для жилого фонда обслуживаемого ООО Управляющая компания «Жилкомхоз» незаконными.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ж." произвести перерасчет размера платы на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования для жилого фонда обслуживаемого Управляющей компанией ООО "Ж." с 1 января 2011 года.

Взыскать с ООО Управляющая компания "Ж." госпошлину в доход федерального бюджета в сумме <данные изъяты> рублей.

В кассационной жалобе ООО Управляющая компания "Ж." просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, всесторонне проверил доводы и возражения сторон по существу спорных правоотношений и постановил законное и обоснованное решение, которое не противоречит требованиям ст.ст. 154, 156, 161, 162 ЖК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 1, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», регулирующим спорные правоотношения.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО Управляющая компания "Ж." осуществляет свою деятельность на территории Узловского района.

Согласно п. 1.9 Устава ООО УК "Ж.", утвержденного решением -к единственного участника от 18.11.2009 года, общество руководствуется в своей деятельности действующим законодательством Российской Федерации и Уставом.

В соответствии с п. 2.2. Устава основными видами деятельности общества является обслуживание и ремонт закрепленного жилого и нежилого фонда, в том числе: управление недвижимым имуществом; управление эксплуатацией жилого фонда; управление эксплуатацией нежилого фонда; текущее техническое содержание здания и его инженерного оборудования, санитарное содержание зданий и придомовых территорий; текущий ремонт строительных конструкций, элементов зданий, инженерного оборудования общего назначения, придомовых территорий; капитальный ремонт; контроль за выполнением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения в многоквартирном доме нормативных требований по пользованию жилым помещением коммунальными и иными услугами, а также иных обязательств в соответствии с договорами найма, аренды или обслуживания; контроль за соблюдением арендаторами недвижимого имущества правил и норм технической эксплуатации фондов.

По состоянию на 11 января 2011 года в управлении ООО УК "Ж." находится 1308 жилых многоквартирных домов.

Между собственником помещений каждого многоквартирного дома и ООО УК "Ж." подписан договор управления многоквартирным домом, что подтверждается копиями договоров по домам <адрес>

Пунктом 7 договора управления многоквартирным домом закреплено, что изменение платы за содержание и ремонт жилья осуществляется один раз в год в соответствии с предельным индексом роста тарифов утвержденным Департаментом по тарифам Тульской области.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.

Постановлением департамента Тульской области по тарифам № 25/3 от 20 октября 2010 г. «Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Тульской области на 2011 год» предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги по Узловскому району составили 15 %. При этом вышеуказанные предельные индексы изменения размера платы на услугу по содержанию жилья не распространяются.

29 ноября 2010 года распоряжением ООО Управляющая компания "Ж." установлено, что с 01.01.2011 года размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений, установленный постановлениями администраций муниципальных образований для всего жилого фонда, обслуживаемого данным обществом подлежит определению в соответствии с приложением №1 к данному распоряжению. Указанное же приложение определяет виды благоустройства жилищного фонд с учетом коэффициентов к каждому из видов по благоустройству и платы за содержание и текущий ремонт. Для домов пониженной капитальности установлен коэффициент 0,8.

Из протокола собрания по применению коэффициентов благоустройства для обслуживаемого фонда ООО Управляющая компания "Ж." от 1 декабря 2010 года следует, что начальником производственного отдела, начальником абонентского отдела, директором обслуживающих организаций, экономистом и директором ООО Управляющая компания "Ж." принято решение о применении измененных коэффициентов благоустройства с 1 января 2011 года. Приложение к данному решению содержит перечень домов отнесенных к домам пониженной капитальности, т.е. с соответствующим коэффициентом 0,8.

Постановлением главы МО г. Узловая и Узловский район от 14.09.2001 г. «Об утверждении перечня жилых зданий и жилых помещений, не пригодных для постоянного проживания», на основании актов обследования жилых помещений, проведенных межведомственной комиссией в соответствии с «Методикой по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания», утвержденной приказом Госкомитете РФ по строительству и ЖКХ от 31.12.1999 г. и анализа износа жилых помещений по существующим техническим паспортам, утвержден перечень жилых зданий и помещений по муниципальному образованию г. Узловая и Узловский район, непригодных для постоянного проживания, в том числе: муниципальный жилой фонд – 1171 дома, общей полезной площадью 380,0 тыс. кв.м; жилой фонд сельхозпредприятий – 32 дома, общей полезной площадью 3,1 тыс. кв.м; частный жилой фонд – 244 дома, общей полезной площадью 12,9 тыс. кв.м.

Постановлением главы МО г. Узловая и Узловский район от 01.12.2003 г. «Об утверждении перечня жилых зданий и жилых помещений, не пригодных для постоянного проживания» по состоянию на 01.10.2003 г. утвержден перечень жилых зданий и помещений по МО Узловский район, непригодных для постоянного проживания и главами поселковых администраций п. Дубовка, Брусянский, Майский, Каменецкий, Партизан произведена постановка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от размера занимаемой площади. Данное постановление является действующим.

Из указанных постановлений следует, что перечень домов отнесенных к домам пониженной капитальности, т.е. с соответствующим коэффициентом 0,8 признаны непригодными для проживания, и к данным видам домов подлежал применению ранее утвержденный коэффициент 0,5.

Выводы суда о том, что с 1 января 2011 года ООО УК "Ж." самостоятельно увеличило размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для всего жилого фонда, обслуживаемого ООО УК "Ж.", изменив коэффициент вида благоустройства жилого фонда, являются обоснованными. Жилые дома, непригодные для проживания с коэффициентом 0,5 переведены в жилые дома пониженной капитальности с неполным благоустройством с коэффициентом 0,8. Данное решение было принято на собрании ООО УК "Ж.".

Из показаний свидетеля Ч.Р.Г. следует, что является собственником квартиры в доме <адрес>, отнесенному к фонду, обслуживаемому ООО УК "Ж.". Никаких дополнительных услуг по обслуживанию по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования ни до 1 января 2011 года, ни после в их доме ООО не вводило, при этом размер платы по этому виду услуг увеличился. Ни представители ООО УК "Ж.", ни собственники жилых помещений дома по предложению управляющей компании либо собственной инициативе, общего собрания по принятию решения об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги не проводили.

Из показаний специалиста – начальника отдела ЖК и ДХ, строительству, архитектуре, транспорту и связи администрации муниципального образования Узловский район Перепечиной Ю.М. следует, что с прекращением с 2010 года Федеральной службой России по тарифам индексации тарифов по оплате жилья, их применение является исключительной прерогативой собственников жилых помещений. Однако собственниками жилых помещений жилого фонда, обслуживаемого ООО УК "Ж.", вопрос об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги на общих собраниях не решался.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ж." нарушена процедура проведения общего собрания собственников жилых помещений, установленная ст. 162 ЖК РФ, и предусматривающая, в том числе, порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги.

Приняв во внимание указанные обстоятельства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО УК "Ж." не имело права применять повышающий коэффициент и переводить жилые дома непригодные для проживания в жилые дома пониженной капитальности с неполным благоустройством.

При этом, суд обоснованно признал незаконными действия ООО Управляющая компания "Ж." по увеличению с 1 января 2011 года размера платы по содержанию и текущему ремонту жилья, как нарушающие права граждан, проживающих в многоквартирных домах на территории муниципального образования Узловский район, и заключивших с ООО УК "Ж." договоры управления многоквартирными домами.

Довод представителей ответчика о выражении собственниками жилья согласия с увеличением тарифов по оплате платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги ввиду их добровольной оплаты указанных услуг, суд правомерно признал несостоятельным, поскольку он не основан на законе.

Доводы кассационной жалобы ООО УК "Ж." не опровергают выводов суда первой инстанции, они сводятся лишь к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному, субъективному, ошибочному толкованию норм материального и процессуального права. По существу все эти доводы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, которую судебная коллегия с учетом вышеизложенного находит правильной.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Узловского городского суда Тульской области от 16 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО Управляющая компания "Ж." - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи