Стр. 27
Дело № 33-3394 судья Бездетнова А.С.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2011 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Майбороды В.А.,
при секретаре Шаталиной К.А..
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Устиновой Л.П., Щербаха Н.И. на решение Советского районного суда г.Тулы от 2 июня 2011 года по делу по иску Устиновой Л.П., Щербаха Н.И. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на получение ежемесячной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Устинова Л.П., Щербаха Н.И. обратились в суд с иском Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на получение ежемесячной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны, в период с 1 января 2005 года по 1 апреля 2007 года, взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты.
В обоснование заявленных требований сослались на то, что они являются вдовами погибших при исполнении обязанностей военной службы. В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» им начисляется и выплачивается ежемесячная денежная выплата, однако, полагают, что выплата ЕДВ как родителям и вдовам погибших военнослужащих производится с нарушением действующего российского законодательства, поскольку в спорный период в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1 августа 1989 года № 313-1 на родителей и вдов военнослужащих, погибших при защите СССР или исполнения обязанностей военной службы, распространяются льготы, установленные для участников ВОВ, следовательно и ЕДВ должна начисляться и выплачиваться в размере, определенном для участников ВОВ, именно с 1 января 2005 года до 1 апреля 2007 года.
Истцы обратились с заявлениями в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле, в которых просили назначить ЕДВ в размере, определенном для участников ВОВ с 1 января 2005 года. Однако Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле отказало в пересмотре размера ЕДВ в спорный период, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством.
Полагают, что Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле нарушает право на получение ЕДВ в установленном действующим российским законодательством размере с момента его нарушения, то есть с 1 января 2005 года до 1 апреля 2007 года.
Просили признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 1 января 2005 года по 1 апреля 2007 года; взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле недополученную ежемесячную денежную выплату за период с 1 января 2005 года по 4 апреля 2007 года в размере ... рублей.
В последующем истцы уточнили заявленные исковые требования и просили взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле недополученную ежемесячную денежную выплату за период с 1 января 2005 года по 4 апреля 2007 года в размере ... рублей; взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле судебные расходы в сумме ... рублей.
В судебное заседание истцы Устинова Л.П., Щербаха Н.И. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались в установленном законом порядке, в письменном заявлении просили рассмотреть дело без их участия.
Представители ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле согласно доверенностям Фалдина А.В., Морозова А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, указав на то, что Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 года № 3331-ОП вступило в законную силу 4 апреля 2007 года. Порядок вступления в силу данного определения в нем специально не оговаривается, поэтому действует общий порядок, предусмотренный ст. 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», то есть с момента его провозглашения (4 апреля 2007 года). С указанного момента положения п.п. 9, 10 и 19 ст. 44 Федерального закона № 122-ФЗ, ст. 14, п. 2 ст. 15 и ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации. С 4 апреля 2007 года истцам была установлена ЕДВ по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненные к участникам Великой Отечественной войны». Правовых оснований для удовлетворения требований истцов об установлении права на ЕДВ как участникам Великой Отечественной войны с 1 января 2005 года не имеется.
Советским районным судом г. Тулы 2 июня 2011 года постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Устиновой Л.П., Щербаха Н.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной войны отказано.
В кассационных жалобах Устинова Л.П., Щербаха Н.И. просят решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы ела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы Устинова Л.П. и Щербаха Н.И. как вдовы погибших военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы являются получателями ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ» в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» с 1 апреля 207 года, поскольку супруг Устиновой Л.П. погиб 25 февраля 1985 года, а супруг Щербаха Н.И. погиб 2 апреля 1984 года.
Устинова Л.П., Щербаха Н.И. обратились в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле с заявлением о назначении им ежемесячной денежной выплаты в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны с 1 января 2005 года.
Как следует из ответов Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле истцам отказано в установлении ЕДВ по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ» с 1 января 2005 года, в связи с тем, что это не предусмотрено действующим законодательством. При этом, ответчиком право истцов на получение единовременной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, как родителей и жен погибших при прохождении срочной военной службы военнослужащих, не оспаривается и с 4 апреля 2007 года указанная им льгота предоставляется.
Разрешая заявленные требования истцов, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Положения ст.7 Закона СССР от 1.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» распространялись на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии со ст.11 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004г.) законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ст.13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение ежемесячной денежной выплаты.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4.04.2007 г. №331-0-П «По жалобе гражданки Уваровой Веры Николаевны на нарушение ее конституционных прав статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах», пунктом 19 статьи 44 и пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен конституционно-правовой смысл и порядок применения закона «О ветеранах», в соответствии с которым недопустимо устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объеме льгот, которыми они пользовались до 1.01.2005 г. в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере, не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) размер ЕДВ для участников ВОВ составил ... руб. (2005г.), ... руб. (после 2005 г.), размер ЕДВ для членов семей погибших военнослужащих составил ... руб. (2005 г.), ... руб. (после 2005 г.).
Как вдовам погибших военнослужащих Устиновой Л.П. и Щербаха Н.И. выданы удостоверения серии ЖР № № от 26 марта 1993 года, и серии ЖР № № от 10 мая 2007 года, соответственно.
С 1 января 2005 года истцы являлись получателями ежемесячной денежной выплаты как вдовы погибших военнослужащих.
С 4 апреля 2007 года Устиновой Л.П., Щербаха Н.И. установлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Определяя момент, с которого надлежит выплачивать истцам ежемесячную денежную выплату, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2007 года при проверке конституционности положений статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", устанавливающей круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, ее размер, порядок и условия получения, а также пункта 19 статьи 44 и пункт 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, специально не оговорил порядок вступления в силу данного определения.
В связи с чем, в данном случае следует применять общий порядок вступления в силу принятого Конституционным Судом Российской Федерации судебного постановления, предусмотренный ст. 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации», то есть, с момента его провозглашения.
С указанного момента положения ст.14, п.2 ст. 15 и ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах», устанавливающий круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, ее размер, порядок и условия получения, а также пунктов 9,10 и 19 ст. 44 и пункта 5 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ежемесячная денежная выплата истцам, в размере, предусмотренном вышеназванным Федеральным законом для участников Великой Отечественной войны, должна производиться с 4 апреля 2007 года, что и было сделано ответчиком.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 2.11.2006 г. №409-О, следует, что порядок вступления в силу и исполнения решений, в которых Конституционный Суд Российской Федерации, не признавая акт или его отдельные положения противоречащими Конституции Российской Федерации, выявляет их конституционно-правовой смысл, аналогичен порядку вступления в силу и исполнению решений Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционным акта или его отдельных положений, которые утрачивают силу с момента провозглашения решения, т.е. на будущее время.
С учетом изложенного, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, правильно определив материальный закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам в точном соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение в пределах заявленных требований, оснований для отмены которого судебная коллегия не усматривает.
Доводы изложенные в кассационных жалобах истцов не могут являться причиной отмены постановленного судом решения, поскольку являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к переоценке собранных по делу доказательств.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г. Тулы от 2 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулы – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись.
Судьи: подписи.
Копия верна Судья