№ 33-3530 судья Валицкая Л.В.
Стр.56
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 октября 2011 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Колотовкиной Л.И., Алдошиной В.В.,
при секретаре Гусевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования Арсеньевский район на решение Одоевского районного суда Тульской области от 6 сентября 2011 года по иску прокурора Арсеньевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Арсеньевский район о понуждению к принятию мер по постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного.
Заслушав доклад судьи Колотовкиной Л.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Арсеньевского района Тульской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанными требованиями, указав, что в границах муниципального образования Арсеньевский район проходит автодорога к Арсеньево-Литвиново-Красное, протяженностью 4,7 км. Данная дорога относится к дорогам общего пользования. Автодорога Арсеньево-Литвиново-Красное проходит по территории муниципальных образований Бобровское и Астаповское, следовательно, является межмуниципальной дорогой общего пользования. В ходе проверки установлено несоответствие дороги в части автоподъезда к населенному пункту Красное Арсеньевского района требованиям п.4.1, 4.1.1 ГОСТа Р 5597-93, а также п. 8.2 ГОСТа Р 52289-2004, п.п. 4.1.4, 5.2.6, 2.6.4, 4.6.1 ВСП 24-88. По данным Управления Росреестра отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на автодорогу к Арсеньево-Литвиново-Красное. Таким образом, указанная автомобильная дорога не имеет собственника, балансодержателя, эксплуатирующей организации, то есть является бесхозяйной. Отсутствие собственника у автодороги Арсеньево-Литвиново-Красное препятствует осуществлению обязанностей по надлежащему содержанию автодороги и обеспечению ее безопасности, поскольку автодорога нуждается в проведении ремонтных работ. Неудовлетворительное состояние дорожного покрытия проезжей части угрожает безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Арсеньевского района Николаев П.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области, извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, глава администрации муниципального образования Астаповское просил дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации, о причинах неявки представитель администрации муниципального образования Бобровское Арсеньевского района не сообщил и не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Решением Одоевского районного суда Тульской области от 6 сентября 2011 года признаны незаконными действия администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет в качестве бесхозяйной автодороги Арсеньево-Литвиново-Красное, в частности автоподъезда к населенному пункту Красное.
Администрация муниципального образования Арсеньевский район Тульской области обязана обратиться в орган регистрации прав на недвижимое имущество по Тульской области с заявлением о постановке на учет автодороги Арсеньево-Литвиново-Красное до 1 января 2012 года.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования Арсеньевский район просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п.6 ст.13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч.5 ст.15 Закона к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.1,6,12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст.5 указанного закона к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом, автодорога Арсеньево-Литвиново-Красное, протяженностью 4,7 км. проходит в границах муниципального образования Арсеньевский район.
Из акта обследования автодороги от 6 июля 2011 г., по которой проходит автобусный маршрут, автодорога протяженностью 4,1 км к населенному пункту Красное имеет отклонения от требований ГОСТ.
Вместе с тем, объект недвижимого имущества – указанная автодорога в реестре федерального имущества по Тульской области не числится, сведений о правах на объект не имеется. Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных письменных доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в состоявшемся решении по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Также из сообщения администрации муниципального образования Арсеньевский район усматривается, что автоподъезд к н.п. Красное протяженностью 4,8 км является бесхозяйной дорогой, проводятся работы по обращению ее в муниципальную собственность.
Судом установлено, что указанный участок дороги протяженностью 4,7 км строился хозспособом силами колхоза им. М.Горького, который 15 ноября 1979 г. реорганизован в совхоз «Доргомыжский», в настоящее время его правопреемника не существует.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорная автодорога не имеет собственника, является бесхозяйной, что препятствует надлежащему содержанию автодороги и обеспечению ее безопасности, в то время как автодорога нуждается в проведении ремонтных работ, а неудовлетворительное состояние дорожного покрытия проезжей части угрожает безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция признает, имевшее место незаконное бездействие администрации муниципального образования Арсеньевский район в части неисполнения требований федерального законодательства о местном самоуправлении по вопросу осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных в административных пределах населенного пункта Красное.
Довод кассационной жалобы о том, что согласно п.5 п.п. 4 приложения 1 к Постановлению ВФ РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 спорная дорога относится к федеральной собственности, судебная коллегия считает не состоятельным, поскольку в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 (ред. от 21.02.2011) автодорога Арсеньево-Литвиново-Красное не входит. Следовательно, статуса федеральной трассы не имеет.
Довод кассационной жалобы о том, что земельный участок площадью 7,32 га был передан в постоянно бессрочное пользование Арсеньевскому ДРСУ ПРСО «Тулаавтодор» для содержания данной автодороги, поэтому автодорога не является бесхозяйной, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции таких доказательств в силу ст.56 ГПК РФ представлено не было.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Одоевского районного суда Тульской области от 6 сентября 2011 года, по доводам кассационной жалобы администрации муниципального образования Арсеньевский район.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одоевского районного суда Тульской области от 6 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Арсеньевский район– без удовлетворения.
Председательствующий ФИО8
Судьи