Кассационное определение от 27.10.2011 по делу №33-3657



    Стр. 27

    Дело № 33-3657                                    Судья Шишков Н.А.

    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    27 октября 2011 года                                         город Тула

        Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

        председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

        судей Фатеевой Л.В., Алдошиной В.В.,

        при секретаре Шаталиной К.А.

        рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 15 августа 2011 года по делу по иску Макарычевой Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию пенсию.

        Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

        Макарычева Л.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, в обоснование которого указала, что с 26 апреля 1986 года по 16 октября 1986 года, с 7 сентября 1990 года по 31 марта 1992 года, с 25 декабря 1995 года по 31 марта 1997 года, с 1 апреля 1997 года по 11 апреля 1997 года, с 26 апреля 1997 года по 31 января 1998 года работала в зоне с правом на отселение, а с 1 апреля 1992 года по 2 августа 1993 года, и с 1 февраля 1998 года по настоящее время работает в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

        Полагала, что имеет право на снижение пенсионного возраста на 4 года, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 15 мая 1991 года                    № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

        С целью реализации своих пенсионных прав, Макарычева Л.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением от                      20 мая 2011 года в назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемого пенсионного возраста.

        Просила признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области от 20 мая 2011 года незаконным и обязать пенсионный орган назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 18 апреля 2011 года.

        В судебном заседании истица Макарычева Л.Н., её представитель по доверенности Чепурина Л.Н. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

        Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Кокарева В.С. в судебном заседании исковые требования истицы не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

        Узловским городским судом Тульской области 15 августа 2011 года постановлено решение, которым исковые требования Макарычевой Л.Н. удовлетворены.

        Суд признал решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области от 20 мая 2011 года об отказе в назначении Макарычевой Л.Н. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязал пенсионный орган назначить и выплатить Макарычевой Л.Н. досрочную трудовую пенсию с 18 апреля 2011 года.

        В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

        Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Кокаревой В.С.,_ судебная коллегия приходит к следующему.

        Согласно ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

        В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона                             от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

        Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

        Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом    «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

        Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

        Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

        Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ № 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

        Таким образом, положения ст.ст. 33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

        Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем                                                                                   с 1 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от                                          18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. А пос. Майский Узловского района Тульской области в соответствии с указанным распоряжением Правительства РСФСР и постановлением Правительства РФ отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

        Как следует из материалов дела, истица Макарычева Л.Н. с 26 апреля 1986 года по 16 октября 1986 года, с 7 сентября 1990 года по 31 марта 1992 года, с 25 декабря 1995 года по 31 марта 1997 года, с 1 апреля 1997 года по 11 апреля 1997 года, с 26 апреля по 31 января 1998 года работала в г. Узловая Тульской области, то есть в зоне с правом на отселение (имеет 4 года 6 месяца 7 дней).

        В связи с чем, в силу положений п. 7 ст. 13, ст. ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на один два года и дополнительно на один год за каждые три года проживания в зоне с правом на отселение, то есть всего на три года.

        Кроме того, как установлено судом, Макарычева Л.Н. с 1 апреля 1992 года по 2 августа 1993 года работала <адрес>, и с 1 февраля 1998 года по 18 апреля 2011 года в г. Узловая Тульской, то есть в зоне с льготным социально-экономическим статусом (имеет 14 лет 6 месяца 18 дней).

        Поэтому, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 Макарычева Л.Н. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

        Таким образом, согласно положениям ст. ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года Макарычева Л.Н. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

        Приняв во внимание, что истица имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что Макарычева Л.Н. право выхода на пенсию приобрела по достижении возраста 50 лет, то есть с 14 марта 2010 года, а за назначением трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. ст. 33, 34 Закона РФ № 1244-1, обратилась 18 апреля 2011 года, суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от                               17 декабря 2001 года правомерно указал, что Макарычевой Л.Н. трудовая пенсия по старости должна быть назначена с 18 апреля 2011 года.

        Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.

        Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

        Доводы кассационной жалобы относительно того, что законом № 1244-1 от 15.05.91 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в полном объеме.

        Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

        решение Узловского городского суда Тульской области от 15 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области – без удовлетворения.

        Председательствующий

        Судьи