Стр. 57
Дело № 33-3509 судья Старцева Т.Г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 октября 2011 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Кабанова О.Ю.,
судей Кургановой И.В., Луниной Т.Д.,
с участием прокурора Михалевой Л.В.,
при секретаре Рахаеве Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Управления МВД РФ по Тульской области, ГУ Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по г. Туле на решение Центрального районного суда г. Тулы от 05 августа 2011 года по делу по иску прокурора г. Тулы к администрации Тульской области, администрации г. Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, ГУ Центру временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненному УВД Тульской области, УМВД России по Тульской области об обязании выполнения противопожарных мероприятий и ремонта здания.
Заслушав доклад судьи Кургановой И.В., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Тулы, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Тульской области, администрации г. Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, ГУ Центру временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненному УВД по Тульской области, УМВД России по Тульской области об обязании выполнения противопожарных мероприятий и ремонта здания.
Свои требования мотивировал тем, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, лит. А, А1, находящееся в муниципальной собственности, занимает ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, на основании договора безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом от 29.04.2011 г., заключенного с Комитетом имущественных и земельных отношений.
Данный объект недвижимого имущества является памятником истории и культуры регионального значения «<...>».
Согласно договору безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом от 29.04.2011 года на ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, финансируемое за счет средств бюджета Тульской области, лежит обязанность содержать принятое им в пользование здание, в том числе, производить его капитальный и текущий ремонт.
В ходе проверок, проведенных прокуратурой г. Тулы совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по Тульской области и отдела Государственного пожарного надзора Зареченского района г. Тулы ГУ МЧС России, установлено, что указанное строение находится в ненадлежащем состоянии.
Согласно акту проверки Управления Роспотребнадзора по Тульской области от 10.02.2010 г. на момент проверки выявлены следующие нарушения: поверхность стен, потолков, полов основных и вспомогательных помещений здания не гладкая, целостность внутренней отделки помещений учреждения нарушена (трещины, щели на стенах, потолке, полах, отслоение краски, штукатурки, дефекты облицовочной плитки, нарушена целостность линолеума и т.п.), что не позволяет производить уборку (мытье) и дезинфекцию помещений (п. 2.3.2., 2.3.7. СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации).
С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний Управлением Роспотребнадзора по Тульской области ГУ Центру временного содержания несовершеннолетних правонарушителей выдано Предписание № 1 от 10.02.2010 года, в котором предлагалось провести ряд мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Однако 17.05.2010 г. и 18.03.2011 г. по итогам повторных проверок, проведенных Управлением Роспотребнадзора по Тульской области, установлено, что вышеуказанное Предписание в полном объеме не выполнено, а именно: не проведен ремонт всех помещений учреждения, не доведены до нормы уровни освещенности в медицинском кабинете, помещении для учебных занятий, общегрупповой комнате, спальнях.
Кроме того, проведенной 29.07.2010 года проверкой прокуратуры г. Тулы совместно с отделом Государственного пожарного надзора Зареченского района г. Тулы ГУ МЧС России установлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, выявленные в мае 2009 г., и не исполненные Центром в установленный срок до 01.06.2010 г. согласно Предписанию от 15.05.2009 г. № 135/113/1-9.
Таким образом, в отношении памятника истории и культуры «<...>.» ненадлежащим образом осуществляются мероприятия по его сохранению как объекта культурного наследия.
Бездействие администрации Тульской области, администрации г. Тулы, Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, ГУ Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, УМВД России по Тульской области может привести к нарушению законных интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации.
На основании изложенного прокурор просил:
- обязать администрацию Тульской области, администрацию г. Тулы, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, УМВД России по Тульской области устранить допущенные нарушения по сохранности объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: <адрес>, лит. А, А1,
- возложить на ответчиков обязанность по обеспечению контроля за ходом и качеством выполненных работ.
Позже прокурор г. Тулы уточнил заявленные требования и по тем же основаниям просил суд:
обязать администрацию Тульской области, администрацию г. Тулы, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, УМВД России по Тульской области выполнить следующие мероприятия в отношении объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: <адрес>, лит. А, А 1:
-довести предел огнестойкости несущих конструкций лестничного марша до уровня, предъявляемого к зданиям 111 степени огнестойкости (R 45);
- обеспечить 2-й и 3-й этажи здания двумя эвакуационными выходами;
- выполнить пути эвакуации не менее 2-х метров, шириной не менее 1,35 м.;
- выполнить парапетное ограждение на кровле здания;
- восстановить целостность огнезащитного покрытия (штукатурки) деревянных перекрытий в кабинете начальника путем устранения отслоений и трещин;
- демонтировать со стен на путях эвакуации масляную краску;
- демонтировать глухие решетки с окон помещений;
- провести внутреннюю отделку стен, пола и потолка всех помещений учреждения материалами, позволяющими проведение уборки влажным способом и дезинфекции;
- довести до нормы уровни искусственной освещенности в медицинском кабинете, помещении для учебных занятий, общегрупповой комнате, спальнях.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Тулы Морозова О.Б. уточненные исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила их удовлетворить.
Представители ответчиков - ГУ Центра временного содержания совершеннолетних правонарушителей - начальник учреждения Рочегова М.В. и УМВД России по Тульской области по доверенности Евсеева И.А. исковые требования не признали, полагая, что надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Тулы, как собственник указанного объекта недвижимого имущества.
Представитель ответчика - администрации г. Тулы по доверенности Мохначева И.Б. иск прокурора не признала, ссылаясь на то, что ответчиком по данному делу является ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, как пользователь вышеназванного строения по договору безвозмездного пользования.
Представители ответчиков - администрации Тульской области, Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы в судебное заседание не явились, судом извещались надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Департамента культуры Тульской области по доверенности Попов С.С. считал иск прокурора г. Тулы подлежащим удовлетворению в части требований, предъявленных к ГУ Центру временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, как к лицу, на которое договором безвозмездного пользования возложена обязанность по содержанию и ремонту занимаемого им здания, являющегося памятником культуры. Остальных ответчиков считал ненадлежащими.
Представитель третьего лица - отдела Государственного пожарного надзора Зареченского района г. Тулы ГУ МЧС России по Тульской области по доверенности Спица И.М. заявленные прокурором г. Тулы исковые требования считал подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Тульской области в судебное заседание не явился, судом извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица - МУП МО г. Тула «К.», привлеченного к участию в деле определением суда в протокольной форме от 08.07.2011 г., в судебное заседание не явился, судом извещался надлежащим образом.
Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора г. Тулы удовлетворены частично.
Суд решил:
обязать ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей выполнить следующие мероприятия в отношении объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: <адрес>, лит. А, А1:
-довести предел огнестойкости несущих конструкций лестничного марша до уровня, предъявляемого к зданиям 111 степени огнестойкости (R 45);
- обеспечить 2-й и 3-й этажи здания двумя эвакуационными выходами;
- выполнить пути эвакуации не менее 2-х метров, шириной не менее 1,35 м.;
- выполнить парапетное ограждение на кровле здания;
- восстановить целостность огнезащитного покрытия (штукатурки) деревянных перекрытий в кабинете начальника путем устранения отслоений и трещин;
- демонтировать со стен на путях эвакуации масляную краску;
- демонтировать глухие решетки с окон помещений;
- провести внутреннюю отделку стен, пола и потолка всех помещений учреждения материалами, позволяющими проведение уборки влажным способом и дезинфекции;
- довести до нормы уровни искусственной освещенности в медицинском кабинете, помещении для учебных занятий, общегрупповой комнате, спальнях.
В остальной части в удовлетворении исковых требований - отказать.
В кассационных жалобах Управление МВД РФ по Тульской области, ГУ Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по г. Туле просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по г. Туле - начальника учреждения Рочеговой М.В., Управления МВД РФ по Тульской области по доверенности Волковой Т.В., возражения представителя администрации г. Тулы по доверенности Мохначевой И.Б., представителя отдела надзорной деятельности по Зареченскому району г. Тулы по доверенности Красникова Р.Н., прокурора Михалевой Л.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно руководствовался положениями п.п. 3, 4 ст. 48, п.1 ст. 52 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.п. 1.2, 2.3.2, 2.3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03, ст. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, и установил, что объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, лит. А, А1, а, находится в собственности муниципального образования г. Тула.
Указанный объект недвижимого имущества является памятником истории и культуры регионального значения «<...>».
С 1942 г. здание на условиях безвозмездного пользования занимает ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области.
В настоящее время пользование данным объектом со стороны ГУ Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненного УВД по Тульской области, осуществляется на основании договора безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом от 29.04.2011 г., заключенного им с Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы.
Согласно вышеуказанному договору обязанность содержать принятое в пользование здание, в том числе, своевременно производить его капитальный и текущий ремонт лежит на его пользователе, т.е. ГУ Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (п.3.3.3. и 3.3.8 Договора).
Аналогичные положения содержались и в ранее заключенных договорах безвозмездного пользования в отношении указанного недвижимого муниципального имущества.
В ходе проверок, проведенных прокуратурой г. Тулы совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по Тульской области и отдела Государственного пожарного надзора Зареченского района г. Тулы ГУ МЧС России установлено, что объект культурного наследия, расположенный по адресу: <адрес>, лит. А, А1, а, находится в ненадлежащем состоянии.
Так, согласно акту проверки Управления Роспотребнадзора по Тульской области от 10.02.2010 г. на момент проверки выявлены следующие нарушения: поверхность стен, потолков, полов основных и вспомогательных помещений здания не гладкая, целостность внутренней отделки помещений учреждения нарушена (трещины, щели на стенах, потолке, полах, отслоение краски, штукатурки, дефекты облицовочной плитки, нарушена целостность линолеума и т.п.), что не позволяет производить уборку (мытье) и дезинфекцию помещений (п. 2.3.2., 2.3.7. СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации).
С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний Управлением Роспотребнадзора по Тульской области ГУ Центру временного содержания несовершеннолетних правонарушителей выдано Предписание № 1 от 10.02.2010 г., в котором предлагалось:
- провести ремонт всех помещений учреждения (внутренняя отделка стен, пола, потолка) материалами, позволяющими проведение уборки влажным способом и дезинфекции, в срок до 01.03.2011 г.;
- довести до нормы уровни искусственного освещения в медицинском кабинете, помещении для учебных занятий, спальнях, общегрупповой комнате в срок до 01.03.2011 г.;
- на пищеблоке установить моечные ванны для обработки сырья в срок до 01.03.2011 г.;
- отремонтировать (или заменить) санитарно-техническое оборудование в санузлах для несовершеннолетних (смывные бачки) в срок до 01.03.2011 г.
18.03.2011 г. по итогам повторной проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Тульской области, установлено, что Предписание, выданное ГУ Центру временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, в полном объеме не выполнено, а именно: не проведен ремонт всех помещений учреждения, не доведены до нормы уровни освещенности в медицинском кабинете, помещении для учебных занятий, общегрупповой комнате, спальнях.
Аналогичные факты зафиксированы в акте ФГУ «М.» от 03.06.2011 г., а также нашли свое подтверждение и показаниями допрошенного в ходе судебного заседания свидетеля - заместителя начальника ФГУ «М.» Б., неоднократно осуществлявшего проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований ГУ Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Проведенными 29.07.2010 г. и 15.07.2011 г. проверками прокуратуры г. Тулы совместно с отделом государственного пожарного надзора Зареченского района г. Тулы ГУ МЧС России установлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, выявленные в мае 2009 г. и не исполненные ГУ Центром временного удержания несовершеннолетних правонарушителей в установленный срок до 01.06.2010 г. согласно Предписанию от 15.05.2009 г. № 135/113/1-9, а именно:
- предел огнестойкости конструкций лестничного марша не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к зданиям 111 степени огнестойкости (п.5.18* табл. 4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);
- 2-й и 3-й этажи здания не обеспечены двумя эвакуационными выходами (п.6.13*СНиП 21-01-97*);
- высота и ширина путей эвакуации не соответствует нормативным требованиям (п.6.27 СНиП 21-01-97*);
- отсутствует парапетное ограждение на кровле здания (п.8.11 СНиП 21-01-97*);
- не проведена периодическая проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (п.36 ППБ-01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»); не восстановлена целостность огнезащитного покрытия (штукатурки) деревянных перекрытий в кабинете начальника (имеются отслоения, трещины), (п. 36 ППБ-01-03);
- для окраски стен на путях эвакуации использованы горючие материалы (масляная краска), (п. 36 ППБ-01-03);
- допущена установка на окнах помещений глухих решеток (п. 40 ППБ-01-,03).
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований не устранены; все необходимые меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья несовершеннолетних, находящихся в указанном учреждении, а также мероприятий по сохранению объекта культурного наследия «<...>.» ГУ Центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей надлежащим образом не осуществляются.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Тулы об обязании выполнения противопожарных мероприятий и ремонта вышеуказанного здания.
Возлагая выполнение данных работ на ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, как на надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции обоснованно исходил из условий договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 29.04.2011 г.
По тем же основаниям суд правильно указал, что иные ответчики, в том числе: администрация Тульской области, администрация г. Тулы, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, УМВД России по Тульской области не могут быть признаны надлежащими ответчиками по делу, а потому заявленные к ним исковые требования удовлетворению не подлежат.
При этом суд обоснованно не согласился с доводами представителей ГУ Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и УМВД России по Тульской области о том, что надлежащим ответчиком по делу должна являться администрация г. Тулы, как собственник объекта культурного наследия, правильно указав, что в связи с передачей здания-памятника в безвозмездное пользование ГУ Центру временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, оно, как самостоятельное юридическое лицо, финансируемое из средств областного бюджета, приняло на себя обязательства по содержанию и ремонту данного объекта.
Обоснованно не приняты во внимание и доводы ответчиков на отсутствие у ГУ Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей охранного обязательства в отношении здания, являющегося памятником культуры, поскольку невыдача государственным органом по охране памятников культуры охранного обязательства пользователю объекта культурного наследия не может освобождать последнего от выполнения установленных законом обязанностей по охране находящегося в его пользовании здания-памятника.
Выводы суда подробно мотивированы в постановленном по делу решении, судебная коллегия находит их правильными.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Доводы кассационных жалоб Управления МВД РФ по Тульской области, ГУ Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей о том, что надлежащим ответчиком по делу должна являться администрация г. Тулы, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они являлись предметом проверки суда первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и установленных им обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм материального закона и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 05 августа 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Управления МВД РФ по Тульской области, ГУ Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по г. Туле - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи