Кассационное определение от 27.10.2011 по делу №33-3633



    Стр. 52

    Дело №33-3633     судья Козловская И. А.

    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    27 октября 2011 года     город Тула

    Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

    председательствующего Дмитренко М. Н.,

    судей Копаневой И. Н., Майбороды В. А.,

    при секретаре Власовой О. В.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» на решение Щекинского районного суда Тульской области от 13 сентября 2011 года по делу по иску Соколова С.А. к Государственному учреждению «Управление социальной защиты населения Щекинского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и признании права на получение указанного звания.

    Заслушав доклад судьи Копаневой И. Н., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а :

    Соколов С. А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление социальной защиты населения Щекинского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и признании права на получение указанного звания, указывая на то, что он получает пенсию за выслугу лет как лицо, проходившее службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, награжден ведомственной медалью «За отличия в службе II степени», медалью «За службу III степени», в связи с чем имеет право на присвоение ему звания «Ветеран труда». Однако Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района», куда он обращался с заявлением и необходимым пакетом документов, отказано в присвоении ему звания «Ветеран труда» в связи с отсутствием 25-летнего общего трудового стажа, что, по его мнению, не соответствует требованиям Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». Просил признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» с 05 июля 2011 года, то есть с даты обращения с заявлением.

    В судебном заседание Соколов С. А. уточнил заявленные исковые требования и просил признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» с даты принятия судом решения.

    Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» по доверенности Чурикова Е. Е. в судебном заседании исковые требования Соколова С. А. не признала, ссылаясь на то, что, поскольку Соколов С. А. не имеет трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (25 лет), с наличием которого Закон Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» связывает возможность присвоения заинтересованным лицам «Ветеран труда», право на присвоение такого звания он не приобрел.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке.

    Суд решил:

    Исковые требования Соколова С.А. удовлетворить.

    Признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным.

    Признать право Соколова С.А. на присвоение звания «Ветеран труда» с 07 июля 2011 года.

    Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» выдать Соколову С.А. удостоверение «Ветеран труда».

    В кассационной жалобе Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела в порядке ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

    Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке отсутствуют.

    Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обосновано пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Соколова С. А. о признании отказа в присвоении ему звания «Ветеран труда» незаконным, признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении на ответчика обязанности выдать ему (Соколову С. А.) удостоверение ветерана труда.

Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

    Так, как усматривается из материалов дела, Соколов С. А., ДД.ММ.ГГГГ, проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы с 15 декабря 1994 года и по настоящее время.

В связи с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Соколов С. А. приобрел право на получение пенсии за выслугу лет.

Выслуга лет Соколова С. А. в уголовно-исполнительной системе по состоянию на 01 июля 2011 года составляет 18 лет 01 месяц 07 дней – в календарном исчислении, 26 лет 04 месяца 08 дней – в льготном исчислении (л. д. 13).

За службу в уголовно-исполнительной системе истец награжден ведомственными знаками - медалью «За отличие в службе» II степени (л. д. 10) и медалью «За службу» III степени (л. д. 09).

04 июля 2011 года Соколов С. А. обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной зашиты населения Щекинского района» с заявлением по вопросу присвоения ему звания «Ветеран труда».

Согласно протоколу заседания комиссии по социальным вопросам Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» от 07 июля 2011 года Соколову С. А. в присвоении звания «Ветеран труда» отказано по мотиву отсутствия у него трудового стажа, необходимого для присвоения указанного звания (л. д. 31).

08 июля 2011 года Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной зашиты населения Щекинского района» в адрес Соколова С. А. направлено письмо за , в котором сообщалось со ссылкой на ст. ст. 10, 11 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с отсутствием трудового стажа, необходимого для присвоения указанного звания (л. д. 8).

Разрешая возникшие в связи с этим между сторонами спорные правоотношения и удовлетворяя исковые требования Соколова С. А., суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» Соколов С. А. полностью соответствовал требованиям, предъявляемым как федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», так и законом Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», к кандидатам на получение звания «Ветеран труда», поскольку был награжден ведомственными знаками отличия (медалями), а также имел трудовой стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет. Каких-либо дополнительных условий и требований ни федеральным законодательством, ни законодательством Тульской области не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые в силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно статье 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе пенсия по старости и пенсия за выслугу лет, которая в свою очередь может предоставляться в соответствии с действующим пенсионным законодательством только двум категориям граждан – федеральным государственным служащим (гражданским государственным служащим) и военнослужащим.

Вышеназванным Законом урегулирован порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по призыву из числа лиц рядового, сержантского и старшинского состава, и членов их семей.

Условия пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих и членов их семей урегулированы Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что прямо следует из положений статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 13 данного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Следовательно, федеральный законодатель, а потом и законодатель субъекта, определяя круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в частности лиц, имеющих стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не ставит в зависимость для данной категории лиц наличие 25-летнего трудового стажа.

Принимая это во внимание, суд первой инстанции, установив, что Соколов С. А. имеет право на получение пенсии за выслугу лет, награжден медалями, правомерно пришел к выводу о том, что истец соответствует условиям присвоения звания «Ветеран труда», в связи с чем причин для отказа в присвоении ему данного звания у ответчика не имелось.

Оснований для признания данного вывода суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.

Доводы кассационной жалобы Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» не ставят под сомнение правильность вывода суда первой инстанции, а следовательно, и законность вынесенного им решения.

По существу все доводы кассационной жалобы сводятся лишь к иной оценке кассатором имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм права.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельства судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения Щекинского районного суда Тульской области от 13 сентября 2011 года по доводам кассационной жалобы Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» не имеется.

Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Щекинского районного суда Тульской области от 13 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи