Дело №33-3696 Судья Алексеева Л.Н.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 ноября 2011 года г.Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.
судей Дорохина О.М., Майбороды В.А.
при секретаре Лазутиной Е.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Зайцевой А.Е. по доверенности Семеновой В.Н. на решение Ефремовского районного суда Тульской области от 20.09.2011 года по гражданскому делу по иску Зайцевой А.Е. к администрации муниципального образования Ефремовский район Тульской области о признании нуждающейся в жилом помещении и обязании обеспечить жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Бобковой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Зайцева А.Е., действуя через своего представителя по доверенности Семенову В.Н., обратилась в суд с иском к администрации МО Ефремовский район Тульской области о принятии на учет в качестве нуждающееся и предоставлении мер социальной поддержки.
В обоснование своих требований истец указала на то, что является несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в связи с чем пользуется льготами по ст.15 Федерального Закона РФ «О ветеранах». Она не имеет собственного жилья, нуждается в улучшении жилищных условий. Полагая, что имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», 04.07.2011г. обратилась в администрацию МО Ефремовский район с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714, однако, получила отказ по мотиву того, что несовершеннолетние узники фашистской неволи не подлежат обеспечению жильем по названному Указу. Полагая отказ незаконным, просила суд поставить ее на учет нуждающихся в жилом помещении и предоставить меры социальной поддержки.
20.09.2011г. истец уточнила свои исковые требования и просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечить жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
В судебное заседание истец Зайцева А.Е. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Зайцевой А.Е. по доверенности Семенова В.Н. исковые требования поддержала с учетом их уточнения, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Ефремовский район Тульской области по доверенности Крутикова Н.М. иск не признала, полагая, что положения Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714 на истца Зайцеву А.Е. не распространяются, поскольку она не является ветераном Великой Отечественной войны.
Решением Ефремовского районного суда Тульской области от 20.09.2011г. в удовлетворении исковых требований Зайцевой А.Е. отказано.
В кассационной жалобе представитель Зайцевой А.Е. по доверенности Семенова В.Н. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от 19.12.2003г. №23, решение должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст.195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
В соответствии с требованиями ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, которые рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ.
Согласно ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно ст.56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Постановленное по делу решение не отвечает вышеуказанным требованиям, в связи с чем не может считаться законным и обоснованным по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции указал на то, что категория лиц "бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", к которой относится истец Зайцева А.Е., не включена законодателем в перечень лиц, перечисленных в ст.2 Федерального закона РФ "О ветеранах" и отнесенных к ветеранам Великой Отечественной войны, в связи с чем Указ Президента РФ от 07.05.2008г. №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" на лиц, приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны, не распространяется.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на ошибочном толковании норм материального права.
Как усматривается из материалов дела, Зайцева А.Е. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, ей выдано соответствующее удостоверение.
04.07.2011г. Зайцева А.Е. обратилась к Главе администрации МО Ефремовский район Тульской области с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении и предоставлении мер социальной поддержки по Указу Президента РФ от 07.05.2008г. №714. Однако, в удовлетворении названного заявления ей было отказано решением жилищной комиссии администрации МО Ефремовский район Тульской области от 19.07.2011г. (протокол №№) по тому основанию, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не обеспечиваются жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010г. №30) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ "О ветеранах". Правительству РФ предложено предусмотреть бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом в 2009 - 2011 годах.
В силу подпункта 1 п.1 ст.2 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны.
Согласно Указу Президента РФ от 15.10.1992г. №1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 01.01.2005г. Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в п.8 ст.154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст.15 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ (подп. 3 пункта 1 статьи 15).
Пунктом 3 статьи 23.2 названного Закона установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в т.ч. по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны.
Таким образом бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, приравнены по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны.
Вывод суда первой инстанции о том, что категория лиц "бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" не включена законодателем в перечень лиц, перечисленных в ст.2 Федерального закона РФ "О ветеранах" и отнесенных к ветеранам Великой Отечественной войны, в связи с чем Указ Президента РФ от 07.05.2008г. №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" на лиц, приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны, не распространяется, основан на ошибочном субъективном толковании норм материального права.
Бывшие несовершеннолетние узники фашистской неволи приравнены законодателем по предоставляемому перечню ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот к военнослужащим, которые на основании подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона РФ "О ветеранах" являются участниками Великой Отечественной войны и соответственно в силу названной нормы - ветеранами Великой Отечественной войны.
При этом, действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, такой меры социальной поддержки - как обеспечение жильем.
Таким образом, при рассмотрении иска Зайцевой А.Е. суд первой инстанции неправильно истолковал и применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям.
Кроме того, судом первой инстанции на установлены и не оценены юридически значимые обстоятельства по делу, а именно нуждаемость истца в улучшении жилищных условий.
Из анализа положений ст.15 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", следует, что обеспечению жильем подлежат только те граждане, приравненные по социальным льготам к ветеранам Великой Отечественной войны», которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Поскольку специальный закон - ФЗ «О ветеранах» - не устанавливает для ветеранов специальных критериев нуждаемости в улучшении жилищных условий, то при разрешении возникшего спора суду первой инстанции необходимо было исходить из положений действующего жилищного законодательства.
В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленных для жилых помещений требованиям.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как предусмотрено ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как видно из материалов дела, согласно договору купли-продажи от 09.10.2006г. Зайцева А.Е. продала принадлежавшие ей 3\8 доли жилого дома с надворными постройками по адресу: <адрес>. Указанный дом имел общую площадь 52,1 кв.м, в т.ч. жилую – 33,7 кв.м.
С 28.02.2006г. по 09.03.2011г. Зайцева А.Е. была зарегистрирована по адресу: <адрес>
05.12.2007г. Зайцева А.Е. отказалась от принятия наследства после смерти своего сына Зайцева А.Н., умершего 03.12.2007г., подав нотариусу соответствующее заявление. Наследство состояло из 1\2 доли жилого дома №№ по ул.<адрес>, имевшего общую площадь 83,7 кв.м.
С 09.03.2011г. по настоящее время Зайцева А.Е. зарегистрирована по месту жительства в доме, принадлежащем на праве собственности Семенову А.Г. в <адрес>. Указанный дом, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.06.2003г., имеет общую площадь 54,4 кв.м.
Согласно ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно решению Собрания представителей Муниципального образования Ефремовский район Тульской области от 20.06.2006г. №№ учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет не более 9 кв.м общей площади на каждого члена семьи.
Для правильного рассмотрения спора и выяснения, является ли Зайцева А.Е. нуждающейся в получении жилья и имеет ли право состоять на учет в качестве таковой, суду первой инстанции необходимо было предложить истцу представить доказательства и выяснить: причины и обстоятельства отчуждения принадлежащего истцу на праве общей долевой собственности жилого помещения, отказа от наследования жилого помещения, с тем, что выяснить, имеются ли в действиях истца за пятилетний период, предшествовавший ее обращению в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, признаков умышленного ухудшения жилищных условий (ст.53 ЖК РФ); имеются ли в собственности истца жилые помещения (справки из органов БТИ и регистрирующего органа в материалах дела отсутствуют); в качестве кого истец зарегистрирована и проживает с марта 2011г. в доме, принадлежащем Семенову А.Г. (выяснение данного факта необходимо для разрешения спора, т.к. общая площадь указанного дома 54,4 кв.м, согласно выписке из домовой книги в доме зарегистрированы, кроме собственника, еще два человека, в т.ч. истец Зайцева А.Е., в связи с чем на каждого проживающего в доме приходится более чем по 9 кв.м общей площади, что значительно превышает учетную норму для Ефремовского района Тульской области).
Нуждаемость истца в улучшении жилищных условий не являлась предметом обсуждения и проверки суда первой инстанции, и, вместе с тем, судебная коллегия лишена возможности восполнить пробелы, допущенные судом первой инстанции, поскольку выяснение данного юридически значимого обстоятельства, имеющего основополагающее значение для разрешения возникшего спора, связано с запросом новых доказательств, вызовом и допросом свидетелей (в частности, собственника дома, в котором проживает в настоящее время истец). Указанные обстоятельства не позволяют судебной коллегии, отменив постановленное по делу решение, постановить новое.
Кроме того, в силу положений ст.ст.12,149 ГПК РФ суд вправе предложить истцу уточнить заявленные исковые требования.
Истец Зайцева А.Е. в уточненном исковом заявлении просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечить жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Однако, суд первой инстанции не предложил истцу уточнить ее исковые требования в части указания способа обеспечения жильем.
После уточнения истцом исковых требований суду необходимо определить круг лиц, подлежащих привлечению в участию в деле. Так, согласно Временному положению о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденному Постановлением администрации Тульской области от 07.08.2006г. №387 (в ред. от 19.05.2011г. №392) органом, на который также, как на органы местного самоуправления, возложены конкретные функции по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, в т.ч. предоставление жилья, является Департамент социального развития Тульской области.
Допущенные судом первой инстанции нарушения процессуального (ст.ст.12,56, 67, 195 ГПК РФ) закона и неправильное толкование и применение норм материального права, не позволяют считать постановленное по делу решение законным и обоснованным и, вместе с тем, лишают судебную коллегию возможности восполнить пробелы, допущенные судом первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует уточнить исковые требования истца, после чего определить состав лиц, подлежащих привлечению к участию в деле и их процессуальное положение, определить и поставить на обсуждение сторон юридически значимые обстоятельства, предложив сторонам представить соответствующие доказательства, правильно применить материальный закон, регулирующий спорные правоотношения.
Руководствуясь ст.ст.362-364 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ефремовского районного суда Тульской области от 20.09.2011г. – отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи: