Стр. 57
Дело № 33-3543 | судья Терехова Ю.Б. |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 октября 2011 года | город Тула |
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Дмитренко М. Н.,
судей Копаневой И. Н., Майбороды В. А.,
при секретаре Филипповой Ю. В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» на решение Щекинского районного суда Тульской области от 06 сентября 2011 года по иску Филькина С.М. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» об оспаривании действий по отказу в присвоении звания «Ветеран труда».
Заслушав доклад судьи Копаневой И. Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Филькин С. М. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» об оспаривании действий по отказу в присвоении звания «Ветеран труда», указывая на то, что с 13 июня 2007 года он имеет право на пенсию за выслугу лет, как лицо, проходившее службу в УФСИН России по Тульской области. Награжден медалью «За службу» III степени в соответствии с приказом Министра юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2003 года №, медалью «За отличие в службе II степени» в соответствии с приказом ФСИН от 10 декабря 2008 года №. Он обратился в управление социальной защиты населения с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда». Однако, государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» в присвоении этого звания ему отказало. Просил суд признать его право на получение удостоверения «Ветеран труда», обязать ответчика выдать ему удостоверение ветерана труда.
В судебном заседании истец Филькин С. М. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» по доверенности Минеева Т. В. в судебном заседании иск Филькина С. М. не признала по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, также пояснив, что, поскольку Филькин С. М. не имеет трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (25 лет), с наличием которого Закон Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» связывает возможность присвоения заинтересованным лицам звания ветерана труда, право на присвоение такого звания он не приобрел.
Представитель третьего лица - Департамента социального развития Тульской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив в суд возражение по иску.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, суд первой инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд решил:
исковые требования Филькина С.М. удовлетворить.
Признать за Филькиным С.М. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» выдать Филькину С.М. удостоверение ветерана труда.
В кассационной жалобе Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела в порядке ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке отсутствуют.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обосновано пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Филькина С. М. о признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении на ответчика обязанности выдать ему (Филькину С. М.) удостоверение ветерана труда.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, как усматривается из материалов дела, Филькин С. М., ДД.ММ.ГГГГ, проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы с 14 февраля 1995 года по настоящее время.
В связи с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Филькин С. М. приобрел право на получение пенсии за выслугу лет.
Выслуга лет Филькина С. М. в уголовно-исполнительной системе по состоянию на 01 июля 2011 года составляет 17 лет 10 месяцев 18 дней – в календарном исчислении, 26 лет 00 месяцев 27 дней – в льготном исчислении (л. д. 10).
За службу в уголовно-исполнительной системе истец награжден ведомственными знаками - медалью «За отличие в службе» II степени (л. д. 9) и медалью «За службу» III степени (л. д. 13).
06 июля 2011 года Филькин С. М. обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной зашиты населения Щекинского района» с заявлением по вопросу присвоения ему звания «Ветеран труда».
Письмом заместителя директора Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной зашиты населения Щекинского района» от 08 июля 2011 года за № Филькину С. М. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на основании ст. ст. 10, 11 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л. д. 8), а именно по мотиву отсутствия у Филькина С. М. трудового стажа, необходимого для присвоения указанного звания.
Разрешая возникшие в связи с этим между сторонами спорные правоотношения и удовлетворяя исковые требования Филькина С. М., суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» Филькин С. М. полностью соответствовал требованиям, предъявляемым как федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», так и законом Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», к кандидатам на получение звания «Ветеран труда», поскольку был награжден ведомственными знаками отличия (медалями), а также имел трудовой стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет. Каких-либо дополнительных условий и требований ни федеральным законодательством, ни законодательством Тульской области не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые в силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно статье 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе пенсия по старости и пенсия за выслугу лет, которая в свою очередь может предоставляться в соответствии с действующим пенсионным законодательством только двум категориям граждан – федеральным государственным служащим (гражданским государственным служащим) и военнослужащим.
Вышеназванным Законом урегулирован порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по призыву из числа лиц рядового, сержантского и старшинского состава, и членов их семей.
Условия пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих и членов их семей урегулированы Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что прямо следует из положений статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 13 данного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Следовательно, федеральный законодатель, а потом и законодатель субъекта, определяя круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в частности лиц, имеющих стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не ставит в зависимость для данной категории лиц наличие 25-летнего трудового стажа.
Принимая это во внимание, суд первой инстанции, установив, что Филькин С. М. имеет право на получение пенсии за выслугу лет, награжден медалями, правомерно пришел к выводу о том, что истец соответствует условиям присвоения звания «Ветеран труда», в связи с чем основания к отказу в присвоении ему данного звания у ответчика отсутствовали.
Оснований для признания данного вывода суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» не ставят под сомнение правильность вывода суда первой инстанции, а следовательно, и законность вынесенного им решения.
По существу все доводы кассационной жалобы сводятся лишь к иной оценке кассатором имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм права.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельства судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения Щекинского районного суда Тульской области от 06 сентября 2011 года по доводам кассационной жалобы Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Щекинского районного суда Тульской области от 06 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи