Кассационное определение от 03.11.2011 по делу №33-3522



Стр. 27

Дело № 33-3522 Судья Исаковская Э.Л.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 ноября 2011 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Фатеевой Л.В.,

судей Полосухиной Н.А., Алдошиной В.В.,

при секретаре Слукиной У.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области на решение Советского районного суда г. Тулы от 16 августа 2011 года по делу по иску Чеченева А.В. к Управлению Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области о признании незаконным отказа в компенсации денежных средств за наем жилого помещения, о взыскании денежной компенсации за поднаем жилья.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

установила:

Чеченев А.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области о признании незаконным отказа в компенсации денежных средств за наем жилого помещения, о взыскании денежной компенсации за поднаем жилья, мотивируя свои требования тем, что является сотрудником Управления ФСКН России по Тульской области и состоит на службе с февраля 2005 года. Жилья не имеет, в связи с чем состоит на учёте жилищной комиссии Управления как сотрудник, нуждающийся в жилом помещении. С момента прибытия в г. Новомосковск в 1998 году вынужден снимать жилье для проживания.

2 февраля 2011 года он обратился с рапортом к руководству Управления ФСКН России по Тульской области о возмещении расходов за наем жилого помещения с 1 января 2011 года, однако ему было отказано в праве на компенсацию указанных расходов со ссылкой на пункт 72 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающий жилищные гарантии сотрудникам при переводе к новому месту службы в другую местность.

Полагал отказ неправомерным, поскольку, наличие такого обстоятельства, как перевод к новому месту службы в другую местность, является условием для применения пункта 124 Положения, и в данном случае неприменим.

Просил признать отказ Управления Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области в компенсации расходов, связанных с наймом жилья неправомерным, признать право на получение денежной компенсации за найм жилого помещения с 1 января 2011 года, взыскать с Управления Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области в его пользу денежную компенсацию, исходя из размера <......> рублей в месяц за найм жилого помещения в январе и феврале 2011 года.

В уточненном исковом заявлении Чеченев А.В. увеличил свои исковые требования и просил суд взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию, исходя из размера <......> рублей в месяц, за найм жилого помещения с января по июнь 2011 год, всего <......> рублей, обязать Управление Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области выплачивать с 1 июля 2011 года денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в порядке и размере, установленных действующим законодательством.

В судебном заседании Чеченев А.В. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области по доверенности Зайцева Т.В. требования Чеченова А.В. не признала по тем мотивам, что согласно пункту 72 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года № 613 право на ежемесячную денежную компенсацию расходов за наем (поднаем) жилого помещения имеют сотрудники лишь при переводе по службе в другую местность, где ему и членам его семьи должно быть предоставлено жилое помещение в случае его непредоставления. Так как истец был принят на службу в органы наркоконтроля в 2005 году, а не переведен по службе полагала, что исковые требования Чеченева А.В. удовлетворению не подлежат.

Суд удовлетворил исковые требования Чеченева А.В. в полном объеме.

В кассационной жалобе Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истца Чеченева А.В. и представителя ответчика по доверенности Зайцевой Т.В., судебная коллегия находит постановленное судом решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Чеченев А.В. приказом <.....> начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области был назначен на должность старшего оперуполномоченного 1 отдела оперативно-технической и поисковой службы управления по контракту сроком на 1 год.

На основании приказа <.....> начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области с Чеченевым А.В., старшим оперуполномоченным 1 отдела оперативно-технической и поисковой службы управления, заключен контракт о прохождении службы с 21.02.2006 г. по 3 февраля 2019 года.

Истец с 18.06.1998 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес> без предоставления жилья, что подтверждается выпиской из домовой книги войсковой части <.....>, а также справкой командира войсковой части <.....>

Согласно справки начальника отдела кадров Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области от 05.03.2008г. майор полиции Чеченев А.В. жильем по месту службы не обеспечен.

Решением жилищной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области от 15.01.2008г. Чеченев А.В. в установленном действующим законодательством порядке признан нуждающимся в служебном помещении.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от 13.11.2011 г. усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Чеченева А.В. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Чеченев А.В. по договору найма жилого помещения от 30.12.2010 г., заключенному с Н.Т. в качестве нанимателя использует жилое помещение - двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> с ежемесячной платой за жилое помещение в размере <......> рублей.

По указанном договору истец внес денежные средства в сумме <......> рублей из расчета 6 месяцев (с января по июнь 2011 года), что подтверждается расписками о получении данных денежных сумм наймодателем Н.Т.

Давая оценку правомерности заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что положения, устанавливающие право на выплату сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, не обуславливают право этих сотрудников на получение денежной компенсации за поднаем (наем) жилого помещения исключительно в случаях перевода по службе в другую местность, если им не предоставлено служебное либо арендованное жилое помещение, но и предусматривает право сотрудников, не имеющих жилые помещения для постоянного проживания, которое подтвердили право на получение денежной компенсации документами, предусмотренными п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 852.

С таким выводом судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСКН России, ее территориальных органов, а также организаций и подразделений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно пункту 72 указанного Положения, расположенного в разделе «Прохождение службы в органах наркоконтроля» при переводе по службе в другую местность за сотрудником и проживающими с ним членами семьи на время его службы в другой местности бронируется в установленном порядке занимаемое жилое помещение по месту постоянного жительства. При этом по новому месту службы сотруднику и членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение. В случае отсутствия такой возможности соответствующий орган наркоконтроля арендует для сотрудника и проживающих с ним членов семьи на время службы жилое помещение либо выплачивает ему ежемесячную денежную компенсацию расходов за наем (поднаем) жилого помещения в размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 124 Положения сотрудники имеют права на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации», установлено, что сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, переводимым по службе в другую местность и не обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более <......> – в городах не федерального значения и районных центрах.

Денежная компенсация выплачивается финансовым органом по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании рапорта сотрудника и приказа руководителя соответствующего органа, подразделения, учреждения.

К рапорту сотрудника прилагаются договор найма (поднайма) жилого помещения, заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации; справка кадрового подразделения о составе семьи сотрудника и о совместном проживании сотрудника и членов его семьи, а также о выписке их с прежнего места жительства.

Из разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 852 ( письма № АС-1577 от 8 июля 2005 года и № 10/1/3-175 от 9 февраля 2009 года) следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, то есть, прибывшим к месту службы и не обеспеченными служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии, не имеющим по месту службы в собственности жилых помещений, с которыми по месту службы в установленном законодательством Российской Федерации не заключены договоры социального найма и не имеющим по месту службы регистрации по месту жительства.

    При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции было достоверно установлено и не оспаривается истцом, что он не относится к числу сотрудников ФСКН, переведенных на службу в другую местность.

    В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, поскольку данный вывод основан на неправильном толковании действующего законодательства.

Поскольку судом первой инстанции установлены все необходимые фактические обстоятельства, у суда кассационной инстанции имеется возможность принятия нового решения по делу.

Руководствуясь ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Тулы от 16 августа 2011 года отменить и принять новое решение, которым Чеченеву А.В. в иске к Управлению Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области о признании незаконным отказа в компенсации денежных средств за наем жилого помещения, о взыскании денежной компенсации за поднаем жилья отказать.

Председательствующий

Судья