Кассационное определение от 03.11.2011 по делу №33-3745



    Стр.27

    Дело № 33-3745                                судья Прямицына Е.А.

    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    3 ноября 2011 года                                         город Тула

        Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

        председательствующего Фатеевой Л.В.,

        судей Алдошиной В.В., Полосухиной Н.А.,

        при секретаре Слукиной У..В.,

        рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 31 августа 2011 года по делу по иску Костякова Юрия Сергеевича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию.

        Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

        Костяков Ю.С. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию.

    В обоснование исковых требований указал, что имеет право на снижение пенсионного возраста, поскольку имеет специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании ст. ст. 33, 35 ФЗ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку с 30 июня 1986 года постоянно проживал и работал в зонах с правом на отселение и льготным социально-экономическим статусом.

        С целью реализации своих пенсионных прав, Костяков Ю.С. обратился в Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением от 1 июля 2011 года в назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемого пенсионного возраста.

          Просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе от 1 июля 2011 года , обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет с 24 июня 2011 года, вынести частное определение о злоупотреблении ответчиком служебным положением.

        В судебном заседании Костяков Ю.С., его представитель по доверенности Чепурина Л.Н. заявленные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

        Представитель ответчика – Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С. исковые требования истца не признала, просила в их удовлетворении отказать.

        Узловским городским судом Тульской области 31 августа 2011 года постановлено решение, которым исковые требования Костякова Ю.С. удовлетворены.

        Суд признал решение Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от 1 июня 2011 года об отказе Костякову Ю.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

        Признал за Костяковым Ю.С. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет, обязав Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе назначить                       Костякову Ю.С. досрочную трудовую пенсию по старости с 24 июня 2011 года.

        Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации в г.Узловая и Узловском районе Тульской области, согласно представленной доверенности Кокареву В.С., судебная коллегия приходит к следующему.

        Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

        В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от                                        15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

        Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (Работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

        Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

        Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

        Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

        Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ № 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

        Таким образом, положения ст.ст. 33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

        Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с                                  01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от                                      18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

        В судебном заседании установлено, что в период с 30 июня 1986 года по 13 апреля 1987 года, с 21 января 1992 года по 19 октября 1993 года и с 19 октября 1993 года по 31 января 1998 года Костяков Ю.С. проживал в г. Узловой Тульской области и имеет 6 лет 9 месяцев 24 дня в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

        Поэтому, в силу положений п. 7 ст. ст. 33,35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые 3 года работы в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 2 года.

        Кроме того, из материалов дела усматривается, что Костяков Ю.С. с                                     01 февраля 1998 года по 24 июня 2011 года проживал в г. Узловая Тульской области, то есть в зоне с льготно-экономическим статусом.

        Таким образом, Костяков Ю.С. имеет 13 лет 04 месяца 23 дня в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

        В связи с чем, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года Костяков Ю.С. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года.

        При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на 24 июня 2011 года общая величина составила 5 лет.

        Таким образом, согласно положениям ст. ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года Костяков Ю.С. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

        Согласно п.п. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам.

        Истец Костяков Ю.С. имеет 26 лет 8 месяцев 15 дней работы с тяжелыми условиями труда, что подтверждается трудовой книжкой и справкой, уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения льготной пенсии от 08 августа 2011 года .

        Таким образом, с учетом положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд первой инстанции обоснованно указал, что Костяков Ю.С. приобрел право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 10 лет.

        Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что Костяков Ю.С. приобрел право на назначение пенсии с 6 апреля 2011 года, а за назначением трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. ст. 33, 34 Закона РФ № 1244-1, он обратился 24 июня 2011 года, суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года правомерно указал, что Костякову Ю.С. трудовая пенсия по старости должна быть назначена с 24 июня 2011 года.

        Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.

        Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

        Доводы кассационной жалобы относительно того, что положениями ст.28.1 Закона № 1244-1 от 15.05.91 г «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что при назначении пенсии в соответствии со статьями 30-37 Чернобыльского закона гражданам, одновременно имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости ( досрочной) в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1-9 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и по их желанию по одному из оснований предусмотренных настоящим Законом, то есть в зависимости от зонирования (ст.33 или 34 закона № 1244-1), по мнению судебной коллегии не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции, поскольку основанием в данном случае является возмещение причиненного вреда здоровью за проживание или работу в зоне радиоактивного загрязнения, которое должно возмещаться гражданину в полном объеме.

        Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

        решение Узловского городского суда Тульской области от 31 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области – без удовлетворения.

            Председательствующий

                 Судьи