Кассационное определение от 10.11.2011 по делу №33-3796



Стр.22

Дело № 33-3796 судья Феоктистов Д.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 ноября 2011 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Дмитренко М.Н.,,

судей Черенкова А.В., Алдошиной В.В.,

при секретаре Рахаеве Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Малашенко И.А. на решение Киреевского районного суда Тульской области от 27 сентября 2011 года по гражданскому делу по иску Малашенко И.А. к администрации муниципального образования Красноярское Киреевского района Тульской области о признании членом семьи нанимателя жилого помещения, признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В.., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Малашенко И.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Красноярское Киреевского района Тульской области о признании членом семьи нанимателя жилого помещения, признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма.

В обосновании заявленных требований указала, что с 28 июня 2004 года проживает и состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>

5 мая 1992 году указанная квартира была предоставлена для проживания супругам Кузнецовым. В связи с престарелым возрастом, Кузнецовы не могли самостоятельно вести домашнее хозяйство, поэтому Малашенко И.А. оказывала им помощь в содержание квартиры, покупке необходимых продуктов, лекарственных препаратов.

30 апреля 2005 умерла Кузнецова Р.П., по просьбе Кузнецова Ю.В. Малашенко И.А. переехала в указанную квартиру, проживала совместно с Кузнецовым Ю.В. и вела с ним общее хозяйство.

18 октября 2005 года умер Кузнецов Ю.В., Малашенко И.А. до настоящего времени продолжает пользоваться спорным жилым помещением, на ее требование о заключении договора социального найма администрацией муниципального образования Красноярское Киреевского района Тульской области в устной форме было отказано.

Полагала отказ незаконным, просила признать за ней право пользования данным жилым помещением, обязать администрацию муниципального образования Красноярское Киреевского района Тульской области заключить с ней договор социального найма.

Малашенко И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, ее представитель Савельев А.В, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - глава администрации муниципального образования Красноярское Киреевского района Тульской области г.Тулы Минаева А.В. в судебном заседании исковые требования Малашенко И.А. не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку истица состояла на регистрационном учете в спорной квартире в качестве поднанимателя, в связи с чем у администрации муниципального образования Красноярское Киреевского района Тульской области не имеется правовых основаниях для заключения с Малашенко И.А. договора социального найма.

Представитель третьего лица – администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области по доверенности Амочкина О.Н. в судебном заседании исковые требования Малашенко И.А. не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Киреевским районным судом Тульской области 27 сентября 2011 года постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Малашенко И.А. отказано.

В кассационной жалобе Малашенко И.А. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Малашенко И.А., согласно представленного ордера адвоката Савельева А.В., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.

Согласно статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В соответствии со статьей 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они права на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кузнецов Ю.В, являлся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

28 июня 2004 года Малашенко И.А. обратилась в администрацию муниципального образования Красноярское Киреевского района с заявлением о регистрации её в указанной квартире.

Вместе с тем, из заявления, написанного Кузнецовым Ю.В. в этот же день 28 июня 2004 года следует, что он просит зарегистрировать Малашенко И.А. на спорную жилую площадь, в качестве поднанимателя, квартиранта, без права дальнейшего найма.

18 октября 2005 года умер Кузнецов Ю.В., данное обстоятельство подтверждается свидетельство о смерти Кузнецова Ю.В. (л.д. 14).

В соответствии ч. 2 ст. 82 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособный член семьи умершего нанимателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы).

Из правового анализа вышеприведенных норм права, с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что для признания иного лица членом семьи нанимателя жилого помещения необходимо наличие совокупности трех условий: волеизъявление нанимателя жилого помещения на вселение иного лица в качестве члена своей семьи, факт реального вселения иного лица в жилое помещение и ведение иным лицом общего хозяйства с нанимателем жилого помещения.

При рассмотрении настоящего гражданского дела суд первой инстанции установил, что совокупность трех условий необходимых для признания права на жилую площадь отсутствует.

В частности при наличии вселения и ведения общего хозяйства отсутствует волеизъявление нанимателя на вселение истицы в качестве члена семьи нанимателя. В своем заявлении Кузнецов Ю.В. четко определил положение Малашенко И.А. – поднанимателя (квартиранта), без права на жилую площадь.

Доказательств, достоверно опровергающих заявление Кузнецова Ю.В., представленное жилищными органами истицей суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Малашенко И.А.

Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе Малашенко И.А. аналогичны мотивам обращения в суд с заявлением, в связи с чем, они являлись предметом изучения и рассмотрения суда первой инстанции, по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств и, как не опровергающие выводы суда, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.

    Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

    решение Киреевского районного суда Тульской области от 27 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Малашенко Е.А. – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи