Кассационное определение от 01.12.2011 по делу №33-4051



Стр. 27

Дело № 33-4051                                 судья Санкина Т.Р.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 декабря 2011 года                             город Тула

    Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

    председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

    судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,

    при секретаре Лазутиной Е.Р.

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Богородицк и Богородцком районе на решение Богородицкого районного суда Тульской области от 11 октября 2011 года по делу по иску Фросиной Ж.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение пенсии, обязании назначить досрочную государственную трудовую пенсию.

    Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    Фросина Ж.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение пенсии, обязании назначить досрочную государственную трудовую пенсию.

    В обосновании заявленных исковых требований указала, что имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, которое возникло у нее по основаниям ст. ст. 33, 34 Федерального закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку с 26 апреля 1986 года по 4 октября 1988 года проживала в г. Людиново Калужской области на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. С 13 октября 1988 года по 27 августа 1997 года была зарегистрирована и проживала в г. Богородицке Тульской области, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    26 августа 2011 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет, однако решением от 2 сентября 2011 года в назначении пенсии ей было отказано в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию.

    С данным решением не согласна, в связи с чем, просила признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицке и Богородицком районе Тульской области от 2 сентября 2011 года об отказе ей в назначении досрочной государственной пенсии по старости незаконным, признать за ней право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного заражения, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить ей государственную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с 1 августа 2011 года.

    В судебном заседании истица Фросина Ж.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

    Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богордицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Стариков Н.Ю. возражал против удовлетворения исковых требований Фросиной Ж.А., в связи с отсутствием правовых оснований назначения досрочной пенсии.

    Богородицким районным судом Тульской области 11 октября 2011 года постановлено решение, которым исковые требования Фросиной Ж.А. удовлетворены.

    Суд решил: признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области от 2 сентября 2011 года в назначении Фросиной Ж.А. государственной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения.

    Признал за Фросиной Ж.А. право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения.

    Обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить досрочную государственную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, с 1 августа 2011 года, то есть с первого числа месяца, в котором она обратилась за назначением ей такой пенсии.

    В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

    Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области согласно представленной доверенности Старикова Н.Ю., возражения Фросиной Ж.А., судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

    В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (Работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

    Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно его статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста вызова на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

    Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

    Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ № 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться : эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

    Таким образом, положения ст.ст. 33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

    С 26 апреля 1986 года распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория Людиново Калужской области и г. Богородицк Тульской области были отнесены к зоне с правом на отселение, а в последующем с 1 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и они стали относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 26 апреля 1986 года по 4 октября 1988 года Фросина Ж.А. проживала в г. Людиново Калужской области, то есть в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Согласно записям в трудовой книжке с 9 августа 1983 года по 3 октября 1988 года Фросина Ж.А. работала на Людиновском литейном (машиностроительном) заводе.

    Из справки ООО «Партнер» от 19 августа 2011 года № 470 следует, что Фросина Ж.А. с 13 октября 1988 года по 27 августа 1977 года была зарегистрирована и проживала в кв. <адрес> г. Узловая Тульской области, то есть в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Из паспорта на имя Фросиной Ж.А. усматривается, что с 12 сентября 1997 года и по настоящее время она зарегистрирована и проживает по адресу: Тульская область, г. Богородицк, <адрес>, то есть на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    С 13 октября 1988 года по 27 августа 1997 года истица Фросина Ж.А. проживала в зоне проживания с правом на отселение (г. Узловая Тульской области) и, следовательно, в силу положений п. 7 ст. 13, ст. ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые три года проживания в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 2 года.

    С 26 апреля 1986 года по 4 октября 1988 года, а также с 12 сентября 1977 года и по настоящее время истица Фросина Ж.А. проживает на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (г. Людиново Калужской области в период с 26 апреля 1986 года 4 октября 1988 года и г. Богородицк Тульской области с 12 сентября 1977 года и по настоящее время), поэтому, в силу положений п. 8 ст. ст. 13, 34, 35 Закона «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, то есть на 3 года.

    Таким образом, согласно положений ст. ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года Фросина Ж.А. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

    Приняв во внимание, что истица имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что Фросина Ж.А. право выхода на пенсию приобрела по достижении возраста 50 лет, то есть с 5 апреля 2011 года, а за назначением трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. ст. 33, 34 Закона РФ № 1244-1, обратилась 26 августа 2011 года, суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года правомерно указал, что Фросиной Ж.А. трудовая пенсия по старости должна быть назначена с 1 августа 2011 года.

    Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.

    Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

    Доводы кассационной жалобы относительно того, что законом № 1244-1 от 15.05.91 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в полном объеме.

    Руководствуясь ст. ст.347, 361 ГПК РФ, рассмотрев настоящее дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

    решение Богородицкого районного суда Тульской области от 11 октября 2011 года оставить без изменения в обжалуемой части, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи