Стр. 27
Дело № 33-4055 судья Румянцева В.А.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 декабря 2011 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Лазутиной Е.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 13 сентября 2011 года по делу по иску Бакшевой И.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Бакшева И.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию, указывая на то, что 18 июля 2011 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии, как пострадавшей в результате радиационных и техногенных катастроф, поскольку в период с 26 апреля 1986 года по 10 апреля 1992 года проживала и работала на территории зоны с правом на отселение, а в период с 18 декабря 1996 года по 2 июня 1992 года и с 4 июня 1992 года по настоящее время проживала на территории с зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Однако, решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от 27 июля 2011 года № ей было отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия необходимого возраста.
Полагала отказ пенсионного органа незаконным, а также считала, что имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.
Просила признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе от 27 июля 2011 года № об отказе ей в назначении пенсии незаконным, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 18 июля 2011 года.
Истица Бакшева И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Кокарева В.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать ввиду отсутствия у истицы необходимого возраста.
Узловским городским судом Тульской области 13 сентября 2011 года постановлено решение, которым исковые требования Бакшевой И.В. удовлетворены частично.
Суд признал решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области от 27 июля 2011 года № об отказе Бакшевой И.В. в назначении пенсии незаконным.
Обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Бакшевой И.В. досрочную трудовую пенсию с 18 июля 2011 года.
В остальной части иска Бакшевой И.В. отказал.
Взыскал с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской в пользу Бакшевой И.В. государственную пошлину в сумме <данные изъяты>
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Татаринову Н.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона Российской Федерации установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указано в определении Конституционного суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения ст.ст. 33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством Российской Федерации с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а с 1 февраля 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 статус данных зон был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, пос.Майский Узловского района Тульской области относился к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно трудовой книжке Бакшева И.В. с 3 марта 1980 года по 10 апреля 1992 года работала в ОРСе «Узловскуголь» и у нее имеется необходимый трудовой стаж для назначения государственной пенсии (л.д. 14-17).
Из содержания справок ООО УК "Ж." от 8 августа 2011 года участка № и от 15 августа 2011 года участка № Бакшева И.В. с 19 февраля 1980 года по 16 декабря 1986 года проживала в г. Узловой, с 18 декабря 1986 года по 2 июня 1992 года и с 4 июня 1992 года и по настоящее время в <адрес> Узловского района Тульской области (л.д. 18-20).
Таким образом, с 26 апреля 1986 года по 10 апреля 1992 года истица 5 лет 11 месяцев 14 дней проживала (работала) в зоне с правом на отселение и с 4 июня 1992 года и по настоящее время –, а после увольнения с 11 апреля 1992 года и по настоящее время – 19 лет 3 месяца 6 дней проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с чем, в силу положений п. 7 ст. 13, ст. ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на основную величину 2 года в связи с работой с 26 апреля 1986 года по 10 апреля 1992 года в зоне с правом на отселение и на дополнительную величину на 1 год за каждые 3 года работы в зоне проживания с правом на отселение, но не более 5 лет в общей сложности в зависимости от времени проживания на загрязненной территории.
Таким образом, общее время проживания (работы) в зоне см правом на отселение у истицы Бакшевой И.В. составляет 5 лет 11 месяцев 14 дней, и после увольнения 19 лет 3 месяца 6 дней в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с чем, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 истица Бакшева И.В. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста еще на дополнительную величину в виде 1 года за работу и проживание в зоне с правом на отселение и еще 4-х лет – в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Приняв во внимание, что истица Бакшева И.В. имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание (работы) в различных зонах радиоактивного загрязнения на пять лет, а также то, что право выхода на пенсию возникло у истицы по достижению ею 50 лет, то есть с 21 июля 2010 года, а за назначением трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. ст. 33, 34 Закона РФ № 1244-1, обратилась 18 июля 2011 года, суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года правомерно указал, что Бакшевой И.В. трудовая пенсия по старости должна быть назначена с 18 июля 2011 года.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы относительно того, что законом № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в полном объеме.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Узловского городского суда Тульской области от 13 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи