Кассационное определение от 01.12.2011 по делу №33-4052



Стр. 27

Дело №33-4052                             судья Санкина Т.Р.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 декабря 2011 года                                 город Тула

    Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

    председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

    судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,

    при секретаре Лазутиной Е.Р.

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Богородицк и Богородицком районе Тульской области на решение Богородицкого районного суда Тульской области от 6 октября 2011 года по делу по иску Фросина А.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о признании отказа в назначении трудовой пенсии незаконным, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию.

    Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    Фросин А.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о признании отказа в назначении трудовой пенсии незаконным, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию.

    В обоснование иска указал, что 12 августа 2011 года обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку с 26 апреля 1986 года по 4 октября 1988 года проживал в г. Людиново Калужской области, а с 13 октября 1988 года по 27 августа 1997 года проживал в г. Узловая Тульской области на территории зон с правом на отселение, а с 12 сентября 1997 года по настоящее время проживет в г. Богородицк Тульской области, также с 1 августа 1995 года по 1 января 2008 года работал в должности <данные изъяты> в вагонном ремонтом депо в г. Узловая Тульской области, в связи с чем имеет право на льготное пенсионное обеспечение согласно Списка № 2.

    Однако решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области от 30 августа 2011 года ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста.

    Просил признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области в назначении ему трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного заражения; признать за ним право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного заражения; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить ему трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения с 12 августа 2011 года.

    В судебном заседании истец Фросин А.П. и его представитель по доверенности Фросина Ж.А. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

    Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Стариков Н.Ю. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

    Богородицким районным судом Тульской области 6 октября 2011 года постановлено решение, которым исковые требования Фросина А.П. удовлетворены.

    Суд признал незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области от 30 августа 2011 года об отказе Фросину А.П. в назначении трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения.

    Признал за Фросиным А.П. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения.

    Обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицке и Богородицком районе Тульской области назначить Фросину А.П. пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, с 12 августа 2011 года, то есть со дня его обращения за назначением такой пенсии.

    В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области, по доверенности Старикова Н.Ю., возражения представителя истца Фросина А.П., согласно представленной доверенности Фросину Ж.А., судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

    В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2011 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (Работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

    Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно его статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Статьи 33, 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

    Как следует из примечаний к ст. ст. 32-35 вышеназванного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

    Между тем, как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года № 403-О при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации – к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС от 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

    Таким образом, положения ст. ст. 33, 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 13 того же Закона и п. 2 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

    С 26 апреля 1986 года распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р территория населенного пункта г. Узловая Тульской области была включена в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью 5-15Ки/ кв.км. и, в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отнесена к зоне проживания с правом на отселение, территории населенных пунктов г. Людиново Калужской области и г. Богородицк Тульской области включены в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 1-5 Ки/кв.км. и в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    С 1 февраля 1998 года и по настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 населенные пункты г. Богородицк Тульской области и г. Узловая Тульской области включены в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 1-5Ки/кв.км. и в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, с 26 апреля 1986 года по 4 октября 1988 года, а также с 12 сентября 1997 года и по настоящее время истец проживает на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (г. Людиново Калужской области в период с 26 апреля 1986 года по 4 октября 1988 года и г. Богородицк Тульской области в период с 12 сентября 1997 года и по настоящее время ), в связи с чем Фросин А.П. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории проживания с льготным социально-экономическим статусом, а всего на 3 года.

    В силу положений п. 8 ст. 13, ст. ст.33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1, истец с 13 октября 1988 года по 27 августа 1997 года истец проживал в г. Узловая Тульской области в зоне проживания с правом на отселение, в связи с чем, имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания с правом на отселение, то есть еще на 2 года, а всего на 5 лет

    Согласно пп.2 п. 1 ст. 27 Закона № 173- ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия мужчинам назначается по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случаях, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

    Форсин А.П. на момент обращения за назначением пенсии имеет 12 лет 8 месяцев 14 дней стажа на соответствующих видах работ и 30 лет 9 месяцев 20 дней страхового стажа.

    Таким образом, с учетом положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд первой инстанции обоснованно указал, что Фросин А.П. приобрел право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет.

    Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что Фросин А.П. приобрел право на назначение пенсии с 17 февраля 2011 года, а за назначением трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. ст. 33, 34 Закона РФ № 1244-1, он обратился 12 августа 2011 года, суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года правомерно указал, что Фросину А.П. трудовая пенсия должна быть назначена с 12 августа 2011 года.

    Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.

    Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

    Доводы кассационной жалобы относительно того, что положениями ст.28.1 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что при назначении пенсии в соответствии со статьями 30-37 Чернобыльского закона гражданам, одновременно имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости ( досрочной) в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1-9 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и по их желанию по одному из оснований предусмотренных настоящим Законом, то есть в зависимости от зонирования (ст.33 или 34 закона № 1244-1), по мнению судебной коллегии не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции, поскольку основанием в данном случае является возмещение причиненного вреда здоровью за проживание или работу в зоне радиоактивного загрязнения, которое должно возмещаться гражданину в полном объеме.

    Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

    решение Богородицкого районного суда Тульской области от 6 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области – без удовлетворения.

    Председательствующий

    

    Судьи