Кассационное определение от 01.12.2011 по делу №33-4072



Стр. 27

Дело № 33-4072                                 судья Богданов В.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 декабря 2011 года                                 город Тула

    Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

    председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

    судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,

    при секретаре Лазутиной Е.Р.

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Комарь С.В. на решение Суворовского районного суда Тульской области от 28 сентября 2011 года по делу по иску Комарь С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суворовском районе Тульской области об отмене решения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

    Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    Комарь С.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суворовском районе Тульской области об отмене решения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

    Свои требования мотивировал тем, что 28 января 2011 года он, как физическое лицо, имеющее статус адвоката и получивший удостоверение, обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суворовском районе Тульской области с заявление о регистрации его в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. В тот же день он получил уведомление о регистрации с присвоенным регистрационным номером . Удостоверение адвоката ему было выдано 19 ноября 2010 года.

    Однако, в ходе оформления документов, пенсионным органом был составлен акт от 31 января 2011 года о том, что им, в нарушение ч. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пропущен срок регистрации в качестве страхователя. Кроме того, ему было разъяснено о необходимости уплаты обязательных взносов в пенсионный орган за 2010 год – с 19 ноября 2010 года по 31 декабря 2010 года в сумме <данные изъяты> рублей, что он и сделал 2 февраля 2011 года.

25 февраля 2011 года решением № 1 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суворовском районе Тульской области он был привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в виде штрафа <данные изъяты> рублей. Впоследствии им получены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.

    Полагал, что постановленное пенсионным органом решение от 25 февраля 2011 года , акт от 31 января 2011 года является незаконным и необоснованным, а требование от 24 февраля 2011 года об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов о задолженности за 2010 год по страховым взносам, а также требование от 23 марта 2011 года об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд Российской Федерации за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании подлежащими отзыву, поскольку они противоречат нормам действующего законодательства.

    Просил суд отменить решение начальника Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суворовском районе Тульской области от 25 февраля 2011 года о привлечении его к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда, отменить требования от 24 февраля 2011 года об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов о задолженности за 2010 год по страховым взносам на сумму <данные изъяты> рублей, требование от 23 марта 2011 года об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд Российской Федерации за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в размере <данные изъяты> рублей, произвести зачет уплаченных им за 2010 год денежных средств в общей сумме <данные изъяты> рублей в счет уплаты обязательных платежей за 2011 года.

    В ходе судебного разбирательства истец Комарь С.В. уточнил заявленные исковые требования и просил признать незаконным и отменить решение от 25 февраля 2011 года начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суворовском районе Тульской области о привлечении его к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей; приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда; признать уважительной причину пропуска срока для обращения в суд с заявлением и восстановить пропущенный срок.

    При этом, указал, что в оспариваемом им решении пенсионного органа не указано за что он привлечен к ответственности, кроме того, ему не был разъяснен порядок обжалования решения.

    Представитель ответчика – Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суворовском районе Тульской области по доверенности Кузина Н.В. в судебном заседании не признала заявленные исковые требования Комарь С.В., указав, что он обоснованно привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, поскольку согласно ч. 1 ст. 11 вышеназванного Закона адвокаты в срок не позднее 30 дней с момента выдачи удостоверения обязаны зарегистрироваться в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователя. Однако, удостоверение адвоката Комарь С.В. получил 19 ноября 2010 года, а регистрацию прошел лишь 28 января 2011 года, что подтверждается его заявлением о регистрации, в связи с чем им был нарушен установленный законодательством и Правилами срок на 69 календарных дней или 44 рабочих.

    Суворовским районным судом Тульской области 28 сентября 2011 года постановлено решение, которым в удовлетворении заявленных Комарь С.В. исковых требований отказано в полном объеме.

    В кассационной жалобе Комарь С.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального законов, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

    Проверив материалы дела, выслушав объяснения Комарь С.В., возражения представителя Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суворовском районе Тульской области по доверенности Кузиной Н.В., судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ( в редакции от 3 июня 2011 года № 118-ФЗ) регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика, а именно, адвокатов по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства.

    Исходя из содержания п. 5 Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, уплачивающих страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденных Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 2 августа 2006 года № 197п, согласно которому срок регистрации адвокатов в территориальных органах Пенсионного фонда России в качестве страхователей не должен превышать 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката. Единственным документом, подтверждающим статус адвоката является удостоверение.

    В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции от 3 июня 2011 года № 118-ФЗ) нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, Комарь С.В. является адвокатом, что подтверждается удостоверением от 19 ноября 2010 года и имеет регистрационный номер (л.д. 23).

    Кроме того, из материалов дела усматривается, что с заявлением о регистрации в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа Комарь С.В. обратился 28 января 2011 года, то есть с нарушением, установленного ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и п. 5 Правил срока на 69 календарных дней и 44 рабочих дня (л.д. 24-25).

    Согласно акту от 31 января 2011 года, составленному ведущим специалистом-экспертом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суворовском районе Тульской области Ермоловой А.И., обнаружены факты, свидетельствующие о совершении адвокатом Комарь С.В. нарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (л.д. 63).

    Решением начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суворовском районе Тульской области от 25 февраля 2011 года, адвокат Комарь С.В. привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в связи с нарушением установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 62).

    Обосновывая свои доводы в кассационной жалобе, Комарь С.В. ссылался на то, что до даты внесения его в реестр адвокатских образований Тульской области адвокатской палатой, он не являлся субъектом обязательного пенсионного страхования, поскольку являлся лишь физическим лицом, получившим статус адвоката, но адвокатом в буквальном толковании ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» еще не стал, соответственно, своих полномочий в полном объеме исполнять не имел возможности.

    Однако, судебная коллегия не может согласиться с данным доводом, поскольку из проведенного анализа вышеназванных норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации следует, что эти нормы закона являются императивными и прямо возлагают обязанность на адвоката, безотносительно к моменту возникновения у него права осуществлять адвокатскую деятельность, в срок не позднее 30 дней с момента выдачи удостоверения зарегистрироваться в качестве страхователя, при этом, с момента регистрации в качестве страхователя уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации производится в виде фиксированных платежей и не зависит от наличия или отсутствия доходов у адвоката от адвокатской деятельности, в частности в случае не избрания адвокатом формы адвокатской деятельности.

    При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отказе Комарь С.В. в удовлетворении заявленных исковых требований, обоснованно исходя из того, что правовых оснований для признания не соответствующими требованиям норм законодательства, регулирующего правоотношения в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, и незаконным решения , принятого 25 февраля 2011 года начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суворовском районе Тульской области о привлечении адвоката Комарь С.В. к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, не имеется.

    Выводы суда подробно и мотивированно изложены в обжалуемом решении и не вызывают сомнений у судебной коллегии.

    Постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке не имеется.

    Доводы, изложенные в кассационной жалобе Комарь С.В. о том, что между положениями Федерального закона от 31 мая 2002года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» и Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» имеются противоречия, и суд первой инстанции неправильно толкует нормы материального права, судебная коллегия находит несостоятельными ввиду того, что нормы Федерального закона от 31 мая 2002года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» регулируют лишь правоотношения в сфере адвокатской деятельности и ни коим образом не затрагивают правоотношения, возникающие в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

     Довод кассационной жалобы о том, что с 1 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым регистрация в Пенсионном фонде Российской Федерации адвокатов по месту их жительства производится в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти. Осуществляющим функции в сфере юстиции, сведений, подтверждающих присвоение лицу статуса адвоката, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, и места его жительства и тем самым в соответствии с новым законом ответственность адвокатов, предусмотренная ч.1 ст.27 за нарушение ст.11 Закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» исключена как таковая, по мнению судебной коллегии не опровергают верность выводов суда, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений зарегистрироваться в качестве страхователя адвокату необходимо было в срок не позднее 30 дней с момента выдачи удостоверения, а за нарушение этого срока предусмотрена ответственность.

    Иные доводы, кассационной жалобы Комарь С.В. не могут являться причиной отмены постановленного судом решения, поскольку являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к переоценке собранных по делу доказательств.

    Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационных жалобах, судом не допущено.

    Таким образом, правовые основания для отмены решения Суворовского районного Тульской области от 28 сентября 2011 года и удовлетворения кассационной жалобы Комарь С.В. отсутствуют.

    Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Суворовского районного суда Тульской области от 28 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Комарь С.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи