Кассационное определение от 01.12.2011 по делу №33-4053



Стр. 27

Дело № 33-4053                         судья Румянцева В.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 декабря 2011 года                                 город Тула

    Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

    председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

    судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,

    при секретаре Лазутиной Е.Р.

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 29 сентября 2011 года по делу по иску Овсянникова А.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию.

    Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    Овсянников А.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию.

    В обоснование заявленных исковых требования указал на то, что 14 июля 2011 года обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

    Однако решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от 22 июля 2011 года в назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемого пенсионного возраста.

    Полагал отказ пенсионного органа незаконным, поскольку с 26 сентября 1991 года по 31 января 1998 года проживал на территории зоны с правом на отселение, а с 1 февраля 1998 года и по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

    Просил признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе от 22 июля 2011 года об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе назначить и выплачивать ему досрочную государственную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с 17 июля 2011 года.

    В судебном заседании истец Овсянников А.М. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

    Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Кокарева В.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований ввиду отсутствия требуемого пенсионного возраста.

    Узловским городским судом Тульской области 29 сентября 2011 года постановлено решение, которым исковые требования Овсянникова А.М. удовлетворены.

    Суд признал за Овсянниковым А.М. право на досрочное назначение государственной пенсии по старости.

    Обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплачивать Овсянникову А.М. досрочную пенсию с 17 июля 2011 года.

    Взыскал с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской в пользу Овсянникова А.М. государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

    В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Татаринову Н.В., судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

    В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (Работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

    Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно его статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста вызова на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

    Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

    Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ № 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться : эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

    Таким образом, положения ст.ст. 33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

    Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 1 февраля 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

    Согласно трудовой книжке с 1 октября 1991 года по 18 ноября 1991 года и с 1 марта 1993 года по 21 февраля 1996 года истец Овсянников А.М. работал на Узловском ремонтно-строительном участке»Тулоблгражданстрой», с 7 мая 1996 года по 9 октября 1998 года – в Узловском МП»Коммунальное хозяйство», с 13 октября 1998 года по 10 января 2000 года – в ЗАО «Узловский дрожжевой завод», с 1 февраля 2001 года по 29 октября 2004 года – в Дорожном центре технического творчества учащихся ст. Узловая Московской железной дороги, преобразованного путем присоединения к Государственному учреждению культуры железнодорожников Московской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации в г. Туле, а с 12 мая 2005 года по 11 июля 2011 года – в ЗАО «Моссельпром «Узловская птицефабрика», то есть до 1 февраля 1998 года в зоне с правом на отселение и с 1 февраля 1998 года – в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

    Таким образом, истец имеет 6 лет 4 месяца 5дней в зоне проживания с правом на отселение и 13 лет 5 месяцев 13 дней проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

    Документов, подтверждающих проживание или работу на территории загрязненных зон в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года истцом суду не представлено.

    Следовательно, в силу положений п. 8 ст. ст. 13, 34, 35 Закона «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста только на дополнительную величину на 1 год за каждые 3 года проживания (работы) на территории зоны с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

    Кроме того, исходя из времени проживании истца на загрязненной территории, в силу положений п.п. 7,8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 он имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 2 года за проживание (работу) в зоне с правом на отселение и еще на дополнительную величину в виде 3-х лет в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

    Таким образом, согласно положениям ст. ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года Овсянников А.М. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

    Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что Овсянников А.М. право выхода на пенсию приобрел по достижении возраста 55 лет, то есть с 17 июля 2011 года, а за назначением трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. ст. 33, 34 Закона РФ № 1244-1, обратился 14 июля 2011 года, суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года правомерно указал, что Овсянникову А.М. трудовая пенсия по старости должна быть назначена с 17 июля 2011 года.

    Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.

    Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

    Доводы кассационной жалобы относительно того, что законом № 1244-1 от 15.05.91 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в полном объеме.

    Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

    решение Узловского городского суда Тульской области от 29 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи