Стр.54 Дело № 33-4199 судья Черникова Н.Е. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 08 декабря 2011 года город Тула Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе: председательствующего Бугакова О.А., судей Гавриловой Е.В., Колотовкиной Л.И., при секретаре Салицкой О.П., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Никитаева Н.А. на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 07 октября 2011 года по делу по иску Никитаева Н.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» об обязании произвести перерасчет единовременной денежной выплаты. Заслушав доклад судьи Гавриловой Е.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а : Никитаев Н.А. обратился в суд с иском Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» об обязании произвести перерасчет единовременной денежной выплаты. В обосновании заявленных требований сослался на то, что с 1997 года является пенсионером и ветераном труда. В соответствии со ст.22 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. В соответствии с данным законом до 1 января 2005 года оплата жилья им производилась из расчета 50% всей площади жилья (как семьи, состоящей из пенсионеров и ветеранов труда), а при оплате газа действовала норма: 50% тарифа 0,5 всего объема потребленного газа. Данная система оплаты была сохранена и после 1 января 2005 года. С 1 января 2010 года был сделан переход от предоставления льгот в натуральной форме к денежным выплатам: все потребленные услуги выплачиваются полностью, а затем органы соцзащиты начисляют денежную компенсацию. В июне 2011 года ему не была выплачена денежная компенсация по неизвестной причине. Ответчик пояснил, что у него появилась со стороны органов соцзащиты переплата. Полагал, что в силу п.46 Положения, утвержденного Постановлением Тульской области от 15 января 2010 года № 30, суммы денежной выплаты, излишне выплаченные гражданину по его вине подлежат удержанию из сумм последующих выплат, а при прекращении выплаты возмещаются получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются учреждением социальной защиты в судебном порядке. Считал, что Управление соцзащиты действует незаконно, так как его вины в переплате нет. Кроме того, не согласен с порядком начисления компенсаций, которые производятся ответчиком, так как в нарушение ст.153 Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года ответчик использует натуральные нормы не по состоянию на 31 декабря 2004 года, а другие – произвольные. Просил признать действия ответчика в неприменении ст.153 Федерального закона № 122 ФЗ от 22 августа 2004 года незаконными и обязать ответчика при расчете ему выплат использовать натуральные формы по состоянию на 31 декабря 2004 года, а именно: по жилью – всю общую площадь жилого помещения (как для семьи, состоящей из пенсионеров и ветеранов), по газу- 0,5 объема всего потребленного газа, по телефону- 50% тарифа. Определением судьи от 16 сентября 2011 года в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент финансов Тульской области. В судебном заседании истец Никитаев Н.А. уточнил исковые требования и просил признать действия Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» в неприменении ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконными и обязать ответчика с момента принятия судом решения при расчете выплат использовать натуральные формы по состоянию на 31 декабря 2004 года по жилью (социальная норма площади) - всю общую площадь (62,7 кв.м), по газу (норматив потребления) - весь объем потребленного газа, приходящийся на 1 ветерана, указав при этом, что, согласно имеющимся у него квитанциям, к нему применялась льгота ко всей занимаемой площади квартиры, а также 0,5 объема потребленного газа. С 1 января 2010 года ответчик ухудшил его положение и применяет льготы, исходя из норм жилья и потребления газа. Представитель ответчика- Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковск» по доверенности Бинчук Н.В. иск Никитаева Н.А. не признала, просила в заявленных истцом исковых требований отказать. Представитель третьего лица - департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия. Представитель третьего лица - департамента финансов Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке. Новомосковским городским судом Тульской области 07 октября 2011 года постановлено решение, которым в удовлетворении заявленных Никитаевым В.В. исковых требований отказано в полном объеме. В кассационной жалобе Никитаев В.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Никитаева В.В., возражения представителя Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковск» по доверенности Бинчук Н.В., судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с п.п. «ж» п.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу п. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вопросы социальной защиты ветеранов в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно статье 22 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. С учетом положений федерального законодательства был принят Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (далее - Закон № 493-ЗТО), которым, в частности, предусмотрено предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда и лицам, к ним приравненным (статья 3): 1)ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; 2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. В соответствии с п.5 ст.7 вышеназванного Закона, размер ежемесячной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. Из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ следует, что данным Законом изменяется принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан. При этом новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты. Вместе с тем реализация принципа «монетизации» льгот в соответствии с Федеральным законом не может быть основана на замене неопределенного (рассчитанного по усмотрению заявителей) объема ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот и предполагает расчет денежной компенсации на основании определенных (обобщенных) количественных показателей использования соответствующей льготы. С учетом того, что методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее предоставлявшихся льгот федеральным законодательством не установлена, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить данную методику и установить в соответствии с ней размер денежной компенсации. В силу положений статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. В соответствии с Законом Тульской области от 19 декабря 2008 года № 1197-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда в 2009 году было выделено ... тыс. руб. Законом Тульской области Закон Тульской области от 21 декабря 2009 года № 1383-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда в 2010 году было выделено ... тыс.руб. Законом Тульской области Закон Тульской области от 24 декабря 2010 года № 1527-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда в 2010 году было выделено ... тыс.руб. Из анализа указанных законов о бюджете Тульской области на 2009-2011 годы следует, что совокупный объем финансирования на возмещение предоставленных льгот ветеранам значительно вырос. Согласно Положению о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30, денежная выплата предоставляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан. В силу п.21 настоящего Положения размер денежной выплаты определяется индивидуально в соответствии с действующим законодательством на основании информации о фактических объемах потребленных жилищно-коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу, в котором производится расчет денежной выплаты, а также объемах потребленного топлива, бытового газа в баллонах и затрат на транспортные услуге по их доставке. Пунктом 23 Положения предусмотрена денежная выплата в размере 50% начисленной за месяц платы: за общую площадь жилого помещения с учетом регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством. При отсутствии приборов учета размер денежной выплаты определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, тарифов, установленных органами государственной власти, в пределах их компетенции. В соответствии с п.35 Положения учреждения социальной защиты на основании информации о фактических объемах потребления услуг производят расчет денежной выплаты. Разрешая возникшие спорные правоотношения судом первой инстанции установлено, что Никитаев Н.А. является ветераном труда, имеет удостоверение II № № проживает по адресу: <адрес>. Квартира имеет общую площадь – 62,7 кв.м. Из справки Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» от 6 октября 2011 года № № о размере выплаченных сумм денежной выплаты Никитаеву В.В. следует, что задолженности перед ним по предоставлению льгот не имеется (л.д. 56-61). Из представленной ответчиком методики расчета предоставляемых льгот усматривается, что истцу Никитаеву Н.А. расчет ЕДВ производится по региональным нормам потребления коммунальных услуг и социальной нормы площади жилья, основанным на законодательстве Тульской области. Постановлением администрации Тульской области от 25 июня 2007 года № 289 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением Тульской области при отсутствии приборов учета газа», Решением муниципального образования – город Новомосковск и Новомосковский район от 27 января 1999 года № 25-б утверждены нормативы потребления - 25 куб.м на 1 человека в месяц на приготовление пищи на газовой плите и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, норматив отопления- лето – 2 куб.м на 1 кв.м, зима- 12,8 куб.м на 1 кв.м. Законом Тульской области от 30 сентября 2006 года № 739-ЗТО «О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и оказания мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» установлен региональный стандарт нормативной площади жилого помещения – 21 кв.м общей площади жилого помещения. Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал ссылку Никитаева В.В. о том, что в нарушении п.46 Положения ответчик ежемесячно производит без его согласия удержания причитающихся денежных выплат, необоснованной, исходя из того, что указанные выплаты, в силу преамбулы Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года носят компенсационный характер, ответчиком в соответствии с п.21 настоящего Положения производится перерасчет денежной выплаты с учетом фактического потребления услуг. Кроме того, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и доводы Никитаева Н.А. о том, что ранее ему предоставлялись льготы без учета установленных нормативов, а с 1 января 2010 года ответчиком предоставляются льготы с учетом нормативов, чем нарушают его права, и его положение как ветерана труда в получении льгот ответчиком ухудшено. Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденный Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определяет правила предоставления отдельным категориям жителей Тульской области мер социальной поддержки в пределах норм, установленных законодательством Тульской области. В связи с чем, суд правильно указал, что законодателем четко был определен размер предоставляемой льготы в пределах нормативов потребления коммунальных услуг и социальной нормы площади жилья, поэтому предоставление мер социальной поддержки истцу без учета установленных норм потребителя не основано на законе. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Никитаевым В.В. исковых требований, обоснованно исходя из того, что Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» правомерно применяется ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, как следствие, суд правильно отказал Никитаеву В.В. в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика с момента принятия судом решения при расчете выплат использовать натуральные формы по состоянию на 31 декабря 2004 года по жилью (социальная норма площади) - всю общую площадь (62,7 кв.м), по газу (норматив потребления) - весь объем потребленного газа, приходящийся на 1 ветерана. Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение постановленное судом решение, поскольку основаны на ошибочном, субъективном толковании норм материального права. Довод кассационной жалобы Никитаева В.В. о том, что с 1 января 2010 года его положение как ветерана труда в получении льгот ответчиком ухудшено, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в ходе судебного разбирательства подтверждения не нашел и, кроме того, опровергается материалами дела. Таким образом, с учетом вышеизложенного, оснований для отмены постановленного судом решения по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает, поскольку доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, и не содержат ссылок на обстоятельства, не исследованные судом в процессе рассмотрения дела. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Новомосковского городского суда Тульской области от 7 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Никитаева Н.А. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи
Кроме того, следует учитывать, что федеральным законодателем в отношении субъектов Российской Федерации не установлены и нормы о необходимости предоставления последними конкретных видов льгот и размерах денежных компенсаций соответствующим категориям граждан.