Стр. 27 Дело № 33-4151 судья Якушева С.И. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 08 декабря 2011 года город Тула Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе: председательствующего Абросимовой Ю.Ю., судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В., при секретаре Гусевой В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле на решение Советского районного суда г.Тулы от 25 октября 2011 года по делу по иску Левочкина В.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Левочкин В.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.5 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет и в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет. В обосновании заявленных требований указал, что с 29 апреля 1987 года по 30 июня 2009 года работал машинистом тепловоза в локомотивном депо Узловая Тульского отделения Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», которое находилось на территории города Узловая Тульской области. Работа в данной должности дает ему право на пенсию на льготных условиях на основании Списка, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации № 272 от 24 апреля 1992 года. С 1 июля 2009 года по настоящий момент он работает в той же должности в Эксплуатационном локомотивном депо Новомосковск Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», с 24 февраля 1987 года по 8 февраля 2007 года проживал по адресу: <адрес>. С целью реализации своих пенсионных прав Левочкин В.И. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением от 17 августа 2011 года № ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду недостаточности пенсионного возраста выхода на пенсию. Полагал отказ пенсионного органа незаконным, просил признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле от 17 августа 2011 года № в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Туле назначить досрочную трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с 4 июня 2011 года. В судебном заседании истец Левочкин В.И. и его представитель по ордеру адвокат Хайрулин А.Н. заявленные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. в судебном заседании исковые требования Левочкина В.И. не признала, просила в их удовлетворении отказать ввиду недостаточности пенсионного возраста, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Советским районным судом г.Тулы 25 октября 2011 года постановлено решение, которым исковые требования Левочкина В.И. удовлетворены. Суд признал за Левочкиным В.И. право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со снижением общеустановленного возраста, установленного Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Обязал Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Туле назначить Левочкину Виктору Ивановичу с 4 июня 2011 года досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со снижением общеустановленного возраста, установленного Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом периодов работы в зоне проживания с правом на отселение с 29 апреля 1987 года по 31 января 1998 года и периода работы в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 1 февраля 1998 года по настоящее время. В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле просит решение суда отменить, считает его постановленным с нарушением норм материального права, а также содержащим выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Туле, согласно представленной доверенности Фалдину А.В., возражения Левочкина В.И., его представителя, согласно представленного ордера адвоката Хайрулина А.Н., судебная коллегия приходит к следующему. В силу положений пункта 1 статьи 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражений относительно жалобы, представления. Согласно ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии. В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ № 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности. Таким образом, положения ст.ст. 33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Из материалов дела усматривается, что истец Левочкин В.И. в период с 29 апреля 1987 года по 31 января 1998 года работал в зоне проживания с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года по настоящий момент истец работает в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В связи с чем, в силу положений п. 7 ст. 13, ст. ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые три года проживания (работы) в зоне с правом на отселение, то есть всего на три года и в силу положений п. 8 ст. 13, ст. ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1» Левочкин В.И. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждый 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года. Таким образом, согласно положениям ст. ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года Левочкин В.И. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Согласно подпункту 5 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Истец Левочкин В.И. проработал не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочего локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, что подтверждается трудовой книжкой и справкой, уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения льготной пенсии от 15 августа 2011 года №. Таким образом, с учетом положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд первой инстанции обоснованно указал, что Савкин С.В. приобрел право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 10 лет. Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, проработал в качестве рабочего локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также то, что Левочкин В.И. право выхода на пенсию приобрел с 4 июня 2011 года, суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года правомерно указал, что Левочкину В.И. трудовая пенсия по старости должна быть назначена с 4 июня 2011 года. Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований. Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено. Доводы кассационной жалобы относительно того, что законом № 1244-1 от 15.05.91 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 361, 347 ч.1 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Советского районного суда г.Тулы 25 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации в г. Туле – без удовлетворения. Председательствующий Судьи