Кассационное определение от 12.01.2012 по делу №33-74



Стр.27

Дело № 33-74 судья Тимофеева Н.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 января 2011 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Алдошиной В.В., Гавриловой Е.В.,

при секретаре Гусевой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 31 октября 2011 года по делу по иску Пономарева Ю.Н. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Пономарев Ю.Н. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию.

В обоснование иска указал, что имеет право на снижение пенсионного возраста до 50 лет, поскольку имеет специальный стаж работы, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании ст. ст. 33, 35 ФЗ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

16 сентября 2011 года решением пенсионного органа ему было отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию.

Указывает, что с 21 апреля 1982 года по настоящее время работает на предприятиях, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, а также с 6 ноября 1986 года по 31 января 1998 года проживал на территории с правом на отселение, а с 1 февраля 1998 года по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Однако документально подтвердить факт своего проживания в период с 30 марта 1986 года по 6 ноября 1986 года не может, поскольку не был зарегистрирован, но фактически проживал в г. Узловая Тульской области. Полагал, что установление факта проживания необходимо для получения права выхода на пенсию по льготным основаниям.

Просил суд установить факт его постоянного проживания в период с 30 марта 1986 года по 30 августа 1986 года по адресу: г. Узловая, ул. Дзержинского, д. 9, квартира 100, а также признать решение Управления пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от 16 сентября 2011 года об отказе в назначении ему пенсии незаконным; обязать ответчика назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию с 13 сентября 2011 года.

В судебном заседании Пономарев Ю.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. исковые требования истца не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Узловским городским судом Тульской области 31 октября 2011 года постановлено решение, которым исковые требования Пономарева Ю.Н. удовлетворены.

Суд установил факт проживания Пономарева Юрия Николаевича, 13 сентября 1961 года рождения, уроженца <адрес> в период с 30 марта 1986 года по 30 августа 1986 года; признал за Пономаревым Ю.Н. право на трудовую пенсию по старости; обязал Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 13 сентября 2011 года; взыскал с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Пономарева Ю.Н. <....> в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, согласно представленной доверенности Татаринову Н.В., возражения Пономарева Ю.Н., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ № 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Таким образом, положения ст.ст. 33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

В судебном заседании установлено, что с 11 февраля 1982 года по 6 октября 1983 года, с 6 ноября 1986 года по 2 августа 1989 года, с 3 сентября 1986 года по 1 сентября 1992 года, с 6 октября 1992 года по настоящее время истец зарегистрирован в г. Узловая Тульской области.

Таким образом, на момент обращения за назначением пенсии истец имеет 11 лет 1 месяц 9 дней проживания в зоне с правом на отселение и 13 лет 7 месяцев 8 дней в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В связи с чем, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года Пономарев Ю.Н. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста за проживание в зоне с правом на отселение.

Также в силу положений п.п. 7, 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 175-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

Право истца на уменьшение пенсионного возраста на основании пп. 5 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17 декабря 2011 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подтверждается трудовой книжкой, и льготно-уточняющими справками филиала ОАО пригородной дирекции мотор-вагонное депо Новомосковск – 1 и ОАО по ремонту тягового подвижного состава ремонтное локомотивное депо г. Узловая Тульской области.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец имея необходимый трудовой стаж, обратился за назначением льготной пенсии с уменьшением возраста по достижении 50 лет, то есть достигнув пенсионного возраста с учетом вышеуказанных положений законодательства.

Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что Пономарев Ю.Н. приобрел право на назначение пенсии 13 сентября 2011 года, а за назначением трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. ст. 33, 34 Закона РФ № 1244-1, он обратился 9 сентября 2011 года, суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года правомерно указал, что Пономареву Ю.Н. трудовая пенсия по старости должна быть назначена с 13 сентября 2011 года.

Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Доводы кассационной жалобы относительно того, что положениями ст.28.1 Закона № 1244-1 от 15.05.91 г «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что при назначении пенсии в соответствии со статьями 30-37 Чернобыльского закона гражданам, одновременно имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости ( досрочной) в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1-9 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и по их желанию по одному из оснований предусмотренных настоящим Законом, то есть в зависимости от зонирования (ст.33 или 34 закона № 1244-1), по мнению судебной коллегии не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции, поскольку основанием в данном случае является возмещение причиненного вреда здоровью за проживание или работу в зоне радиоактивного загрязнения, которое должно возмещаться гражданину в полном объеме.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, ст.2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Узловского городского суда Тульской области от 31 октября 2011 года в оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи