Кассационное определение от 12.01.2012 по делу №33-72



Стр.27

Дело № 33-72 судья Тимофеева Н.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 января 2012 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Алдошиной В.В., Гавриловой Е.В.,

при секретаре Гусевой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 7 ноября 2011 года по делу по иску Крючкова С.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Крючков С.А. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию.

В обоснование иска указал, что имеет право на снижение пенсионного возраста с 60 до 50 лет, поскольку имеет специальный стаж работы, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, а также имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании ст. ст. 33, 35 ФЗ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку с 26 апреля 1986 года по 22 ноября 1990 года проживал и работал в зоне с правом на отселение, с 12 января 1999 года по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

2 сентября 2011 года решением пенсионного органа ему было отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию.

Просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от 2 сентября 2011 года , обязать ответчика назначить и выплачивать трудовую пенсию с 29 августа 2011 года.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Нефедова Ж.П. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С. исковые требования истца не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Узловским городским судом Тульской области 7 ноября 2011 года постановлено решение, которым исковые требования Крючкова С.А. удовлетворены.

Суд признал за Крючковым С.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязал Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплачивать трудовую пенсию с 29 августа 2011 года; взыскал с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Крючкова С.А. государственную пошлину в размере <....>.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение), согласно представленной доверенности Татаринову Н.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (Работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ № 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Таким образом, положения ст.ст. 33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

В судебном заседании установлено, что в период с 8 декабря 1981 года по 22 ноября 1990 года по 22 ноября 1990 года, с 12 января 1999 года по настоящее время истец проживает в городе Узловая Тульской области, который до 1 февраля 1998 года относился к зоне с правом на отселение, а с 1 февраля 1998 года к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, истец на момент обращения за назначением пенсии имеет 3 года 6 месяцев 26 дней проживания в зоне с правом на отселение и 12 лет 7 месяцев 17 дней в зоне с льготным - социально экономическим статусом.

В связи с чем, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года Крючков С.А. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на основную величину на 2 года и дополнительную величину на 1 год за каждые 3 года проживания на территории зоны с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Также в силу положений п.п. 7, 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые 4 года проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на 29 августа 2011 года общая величина составила 6 лет.

Согласно п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

Истец имеет стаж работы на подземных работах, что подтверждается копией трудовой книжки Таким образом, с учетом положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд первой инстанции обоснованно указал, что Крючков С.А. приобрел право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 10 лет.

Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также специальный стаж на подземных работах, право на назначение пенсии Крючков А.С. приобрел с 20 августа 2011 года, а за назначением трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. ст. 33, 34 Закона РФ № 1244-1, обратился 29 августа 2011 года, суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года правомерно указал, что Крючкову А.С. трудовая пенсия по старости должна быть назначена с 29 августа 2011 года.

Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Доводы кассационной жалобы относительно того, что положениями ст.28.1 Закона № 1244-1 от 15.05.91 г «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что при назначении пенсии в соответствии со статьями 30-37 Чернобыльского закона гражданам, одновременно имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости ( досрочной) в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1-9 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и по их желанию по одному из оснований предусмотренных настоящим Законом, то есть в зависимости от зонирования (ст.33 или 34 закона № 1244-1), по мнению судебной коллегии не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции, поскольку основанием в данном случае является возмещение причиненного вреда здоровью за проживание или работу в зоне радиоактивного загрязнения, которое должно возмещаться гражданину в полном объеме.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, ст.2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Узловского городского суда Тульской области от 7 ноября 2011 года в оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200