№ 44у-339/2011 от 02.11.2011г.



Судьи первой инстанции: Коновалов Е.Н.

Нохрина В.Л., Чеботарева С.В. № 44у-339 /2011

Судьи кассационной инстанции: Нестеров М.В.

Войнова О.Ю., Кривошеин Ю.Г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

президиума Томского областного суда

г. Томск 2 ноября 2011 года

Президиум Томского областного суда в составе:

председательствующего Кайгородова А.А.,

членов президиума: Ахвердиевой И.Ю., Батуниной Т.А., Синяковой Т.П., Школяр Л.Г., Неустроева М.М., Кина А.Р., Шефер Л.В., Каплюка А.В.,

с участием заместителя прокурора Томской области Мелиховой Т.Н.,

при секретаре Романовской Л.В.

рассмотрел материалы уголовного дела по надзорной жалобе осужденного Бозрикова И.М. о пересмотре приговора Северского городского суда Томской области от 26 ноября 2010 г. и определения судебной коллегии по уголовным делам Томского областного суда от 17 марта 2011 г.

Приговором Северского городского суда Томской области от 26 ноября 2010 г.

Бозриков И. М., родившийся /__/ г. в /__/

/__/, гражданин /__/, судимый:

- 13.10.2008 Северским городским судом Томской области по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2

годам 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год;

- 28.07.2010 Железнодорожным районным судом г. Новосибирска по п. «а» ч. 2 ст. 161,

ст. 70 УК РФ к 3 годам лишения свободы,

осуждён по ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения назначенного наказания с наказанием, назначенным по приговору Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 28 июля 2010 г., Бозрикову И.М.назначено наказание в виде 5 лет 5 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Неронкин Р. В., родившийся /__/ г. в /__/, гражданин /__/, судимый:

- 16.11.2006 Северским городским судом Томской области по ч. 3 ст. 158 УК РФ к 3

годам лишения свободы, освобожден 15 февраля 2008 г. по отбытию срока,

осужден по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 6 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Определением судебной коллегии по уголовным делам Томского областного суда от 17 марта 2011 года приговор суда в отношении Неронкина Р.В. и Бозрикова И.М. изменен: их действия переквалифицированы на ч. 2 ст. 162 УК РФ в редакции ФЗ № 26-ФЗ от 7 марта 2011 года. В качестве обстоятельства, смягчающего наказание учтено наличие у Неронкина Р.В. малолетнего ребенка. Назначенное Неронкину Р.В. наказание снижено до 6 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колони строгого режима. В остальной части приговор оставлен без изменения.

В надзорной жалобе осужденным Бозриковым И.М. поставлен вопрос об отмене или изменении состоявшихся судебных решений.

Заслушав доклад судьи Томского областного суда Каплюка А.В., изложившего обстоятельства дела, доводы надзорной жалобы, содержание судебных решений, мотивы надзорной жалобы и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства; адвокатов Филиппову Е.В. и Бровченко Г.В., поддержавших доводы жалобы; мнение заместителя прокурора Томской области Мелиховой Т.Н., полагавшей возможным смягчить наказание, назначенное Бозрикову И.М. и Неронкину Р.В., президиум

УСТАНОВИЛ:

Приговором Северского городского суда Томской области от 26 ноября 2010 г. Бозриков И.М. и Неронкин Р.В. признаны виновными в разбое, то есть нападении в целях хищения чужого имущества с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с применением предмета, используемого в качестве оружия.

Преступление совершено 09 декабря 2008 г. в /__/, при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В надзорной жалобе осужденный Бозриков И.М. выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными решениями, считая выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дел, а назначенное наказание несправедливым. Указывает, что его вина не подтверждается какими-либо доказательствами. Обвинение построено на противоречивых показаниях свидетелей и потерпевших. Обращает внимание, что ни он, ни Неронкин Р.В. в ходе предварительного следствия вину не признавали, что также свидетельствует о его невиновности. Просит возбудить надзорное производство.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум Томского областного суда приходит к следующему.

Выводы суда о виновности Бозрикова И.М. и Неронкина Р.В. в совершении преступления, за которое они осуждены, основаны на совокупности всесторонне, полно исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, получивших надлежащую оценку суда.

Так, судом было с достоверностью установлено, что в указанное в приговоре время Бозриков И.М. и Неронкин Р.В., находясь возле торгового павильона ООО «/__/» в /__/, договорились совершить нападение на Р. и Р. с целью хищения их имущества. Для этих целей они распределили между собой роли, согласно которым Бозриков И.М. должен был удерживать Р., используя при этом нож для подавления ее сопротивления, а Неронкин Р.В. должен был открыто похитить сумку с имуществом потерпевшего Р. После чего, действуя согласно достигнутой договоренности, они напали на Р. и завладели их имуществом: сумкой, в которой находились четыре литровые бутылки с «Кока-Колой».

Указанные обстоятельства совершения преступления полностью подтверждаются показаниями потерпевших Р., данных последними в ходе предварительного следствия и подтвержденных в ходе судебного заседания, а также показаниями свидетелей Ш., К., И., Т., данных ими на следствии, которые они также подтвердили в суде после их оглашения.

Показания данных свидетелей с достоверностью подтверждают показания потерпевших, в том числе и по обстоятельствам задержания Бозрикова И.М. и Неронкина Р.В., а также по обстоятельствам опознания потерпевшими нападавших. Показания указанных свидетелей согласуются с письменными материалами дела, которые подробно изложены в приговоре суда и которым дана надлежащая правовая оценка.

Судом не было установлено оснований, по которым следовало бы усомниться в правдивости показаний потерпевших, мотивов, по которым потерпевшие могли бы оговорить осужденных.

Кроме того, обоснованно судом были признаны достоверными и положены в основу приговора наряду с вышеуказанными доказательствами признательные показания осужденного Бозрикова И.М., данные им в ходе предварительного следствия при допросе в качестве подозреваемого, согласно которым, они с Неронкиным Р.В. решили напасть на выходящих из торгового павильона Р., полагая, что это продавцы, и у них может находиться дневная выручка. Они договорились, что Бозриков И.М. будет удерживать Р., приставив к ее шее имеющийся у него ригельный ключ. После чего они напали на потерпевших. Неронкин Р.В. вырвал у Р. спортивную сумку, и они убежали. Находящиеся в сумке бутылки «Кока-Кола» они продали в одном из киосков.

Именно указанные показания осужденного Бозрикова И.М. в наибольшей степени согласуются с показаниями, прежде всего, потерпевших и с иными доказательствами по делу, в связи с чем, они были признаны правдивыми и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Указанные показания были получены в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом, показания Бозрикова И.М. даны в присутствии защитника. По окончании допроса ни от подозреваемого Бозрикова И.М., ни от его защитника возражений или замечаний не поступило.

Кроме того, Бозриков И.М. указанные показания подтвердил и в ходе проверки показаний на месте, хорошо ориентируясь на месте происшествия, демонстрируя полную осведомленность о ходе преступных действий и деталях произошедшего.

При указанных обстоятельствах судом обоснованно были оценены критически показания осужденных Бозрикова И.М. и Неронкина Р.В., данные ими в ходе судебного разбирательства, согласно которым они отрицали свою причастность к совершенному преступлению.

Между тем высказанные осужденным версии опровергаются показаниями вышеуказанных лиц, в частности потерпевших, которые прямо указали на то, что именно Бозриков И.М. и Неронкин Р.В. совершили на них разбойное нападение. Так, потерпевшая Р. уверенно утверждала о том, что Бозриков И.М. приставил к её шее именно нож, так как нож она хорошо разглядела. При этом в сложившейся ситуации она реально опасалась за свою жизнь. Кроме того, свидетель И. видел Бозрикова И.М. вместе с неизвестным лицом в районе совершения преступления в указанное в приговоре время. С учетом того, что осужденные действовали совместно и согласованно, по заранее достигнутой договоренности, распределив между собой преступные роли, в действиях Неронкина Р.В. и Бозрикова И.М., безусловно, наличествуют квалифицирующие признаки разбоя «группой лиц по предварительному сговору» и «с применением предмета, используемого в качестве оружия».

Доказательства, приведённые судом в приговоре в подтверждение виновности осужденных в совершении преступления, за которое они осуждёны, получены и исследованы с соблюдением уголовно-процессуального закона, являются относимыми, допустимыми и достаточными для разрешения дела.

С учетом изложенного, правильно установив фактические обстоятельства совершения Бозриковым И.М. и Неронкиным Р.В. разбойного нападения группой лиц по предварительному сговору, суд (с учетом изменений, внесенных в приговор определением судебной коллегии по уголовным делам Томского областного суда от 17 марта 2011 г.) правильно квалифицировал их действия по ч. 2 ст. 162 УК РФ в редакции ФЗ № 26-ФЗ от 7 марта 2011 года.

Наказание осужденным Бозрикову И.М. и Неронкину Р.В. назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных об их личности и иных обстоятельств, имеющих значение по делу.

Вместе с тем, президиум приходит к выводу о необходимости снижения назначенного осужденным Бозрикову И.М. и Неронкину Р.В. наказания по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание.

Как следует из материалов уголовного дела, судебная коллегия, придя к выводу о том, что изменения, внесенные в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом № 26-ФЗ от 07 марта 2011 г., улучшают положение осужденных Бозрикова И.М. и Неронкина Р.В. переквалифицировала их действия на ч. 2 ст. 162 УК РФ в данной редакции, однако назначенное осужденным наказание снижено не было.

Вместе с тем судом кассационной инстанции не было учтено, что при решении вопроса о наказании в связи с применением нового закона, смягчающего ответственность за совершенное преступление, подлежат применению нормы как Особенной, так и Общей частей Уголовного кодекса.

С учетом изложенного, президиум считает возможным снизить осужденным Бозрикову И.М. и Неронкину Р.В. наказание, назначенное судом по ч. 2 ст. 162 УК РФ (в редакции ФЗ № 26-ФЗ от 07 марта 2011 г.).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 407–410 УПК РФ, президиум Томского областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

Приговор Северского городского суда Томской области от 26 ноября 2010 г. и определение судебной коллегии по уголовным делам Томского областного суда от 17 марта 2011 г. в отношении Бозрикова И. М. и Неронкина Р. В. изменить:

- назначенное Бозрикову И.М. наказание по ч. 2 ст. 162 УК РФ (в редакции ФЗ № 26-ФЗ от 07 марта 2011 г.) снизить до 5 лет лишения свободы;

- в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием, назначенным по приговору Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 28 июля 2010 г. снизить до 5 лет 3 месяцев лишения свободы;

- назначенное Неронкину Р.В. наказание по ч. 2 ст. 162 УК РФ (в редакции ФЗ № 26-ФЗ от 7 марта 2011 г.) снизить до 5 лет 10 месяцев лишения свободы.

В остальной части состоявшиеся судебные решения оставить без изменения.

Председательствующий: А.А. Кайгородов.