Судья первой инстанции: Чернышева Л.И. Суд кассационной инстанции: Руди О.В., Бондарева Н.А., Фомина Е.А. № 44 г- 20/2012 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е президиума Томского областного суда г.Томск 01 августа 2012 г. Президиум Томского областного суда в составе: председательствующего Школяр Л.Г., членов президиума: Уваровой Т.В., Каплюка А.В., Кина А.Р., Антонова С.М., Батуниной Т.А., с участием прокурора Лабазановой Е.Н. при секретаре Карповой Г.В. рассмотрел истребованное по кассационной жалобе Иценко И.М. на решение Советского районного суда г. Томска от 16 января 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 27 марта 2012 года дело по заявлению Иценко И.М. об оспаривании решения Томской городской избирательной комиссии. Заслушав доклад судьи Томского областного суда Петровского М.В., объяснения заявителя Иценко И.М. и его представителя Волкова А.Г., поддержавших кассационную жалобу, возражения представителя Томской городской муниципальной избирательной комиссии Тищенко В.С., представителя ТОО ПП «КПРФ» Аладышева С.В., представителя Думы г.Томска Исайкина А.Г., заключение прокурора Лабазановой Е.Н., полагавшей решение подлежащим отмене, президиум Томского областного суда у с т а н о в и л : Иценко И.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Томской городской муниципальной избирательной комиссии от 30 декабря 2011 года № 10 «О передаче вакантного мандата депутата Думы города Томска пятого созыва зарегистрированному кандидату из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Томское местное отделение Коммунистической партии Российской Федерации». В обоснование требований указал, что он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы Города Томска пятого созыва, выдвинутым избирательным объединением «Томское местное отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации». Решением Думы Города Томска от 15.12.2011 № 286 досрочно на основании письменного заявления об отставке по собственному желанию с 13.12.2011 прекращены полномочия депутата Думы Города Томска пятого созыва Федорова А.Г., избранного по единому (городскому) избирательному округу в составе городского списка кандидатов в депутаты Думы Города Томска, выдвинутого избирательным объединением «Томское местное отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации». Избирательное объединение постановлением VI Пленума комитета Томского городского (местного) отделения КПРФ от 25.12.2011 приняло решение, направив его 26.12.2011 в Томскую городскую муниципальную избирательную комиссию, о передаче вакантного мандата зарегистрированному кандидату Тяжкуну Д.И. Решением Томской городской муниципальной избирательной комиссии № 10 от 30.12.2011 вакантный мандат передан Тяжкуну Д.И. Иценко И.М. обратился в суд с заявлением о признании решения Томской городской муниципальной избирательной комиссии № 10 от 30.12.2011 незаконным, указывая, что по результатам выборов в Думу Города Томска пятого созыва им набран больший процент голосов избирателей по участку, в связи с чем вакантный мандат должен быть передан ему. Просил учесть, что Томская городская муниципальная избирательная комиссия в основу оспариваемого решения положила незаконное предложение избирательного объединения. Незаконность постановления VI Пленума Томского горкома КПРФ заключается в нарушении процедуры принятия решения (простым, а не тайным голосованием), его подписания неуполномоченным лицом, с нарушением принципа свободы выбора, вопреки положениям Устава партии. Указал, что большинство голосов, обеспечивших на Пленуме решение о передаче вакантного мандата Тяжкуну Д.И., членами горкома отдано под страхом репрессий, убеждением и давлением руководства Обкома КПРФ. Решением Советского районного суда г.Томска от 16.01.2012, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 27.03.2012, в удовлетворении заявления Иценко И.М. о признании незаконным решения Томской городской муниципальной избирательной комиссии № 10 от 30.12.2011 отказано. В кассационной жалобе, поданной 10 мая 2012 года, Иценко И.М. указывает на существенные нарушения норм материального права (в том числе, возложение исполнения обязанностей первого секретаря комитета Томского местного отделения КПРФ на Погудина Ю.А. с нарушением Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»), допущенные при вынесении оспариваемых судебных постановлений, и просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить. 22 мая 2012 года дело поступило в суд кассационной инстанции по запросу от 16 мая 2012 года. Определением судьи Томского областного суда от 16 июля 2012 года жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Томского областного суда. Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, однако в судебное заседание не явился представитель Томского местного отделения «КПРФ», о причинах неявки суд не известил, в связи с чем президиум Томского областного суда, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, президиум Томского областного суда приходит к выводу об удовлетворении жалобы в связи с существенными нарушениями норм материального права, допущенными при рассмотрении дела. Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В силу ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом; избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления относится к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина Российской Федерации. Гарантией реализации избирательных прав граждан является судебная защита, порядок осуществления которой установлен Федеральным законом от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, конкретизирующими положения статей 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При рассмотрении дела судебными инстанциями было установлено, что в соответствии с решением Думы города Томска от 14 июля 2010 года за № 1520 «О назначении выборов депутатов Думы города Томска пятого созыва» на 10.10.2010 назначены выборы депутатов Думы города Томска пятого созыва. Иценко И.М. и Тяжкун Д.И. выдвинуты кандидатами от политической партии – КПРФ: Иценко И.М. – по Академическому округу, Тяжкун Д.И. – по Кировскому округу, Федоров А.Г. – по общегородскому списку (л.д.12-13). Решением Думы г.Томска № 286 «О досрочном прекращении полномочий депутатов Думы г.Томска пятого созыва А.Г. Федорова» от 15.12.2011 прекращены полномочия Федорова А.Г., избранного по единому городскому избирательному округу в составе городского списка кандидатов в депутаты Думы города Томска, выдвинутого Томским местным отделением «Коммунистическая партия Российской Федерации» с 13.12.2011 (л.д. 101). Указанное решение Думы г.Томска направлено Томской городской избирательной комиссии 20.12.2011, поступило адресату 21.12.2011.(л.д. 100) 25 декабря 2011 года Пленум комитета Томского местного отделения КПРФ постановил избрать для предложения Томской городской избирательной комиссии для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру Тяжкуна Д.И., зарегистрированного кандидата из состава списка кандидатов в депутаты Думы города Томска (л.д. 103, л.д. 105-110). 26.12.2011 в Томскую городскую избирательную комиссию поступило предложение кандидатуры на замещение вакантного депутатского мандата в виде постановления VI Пленума Томского местного отделения КПРФ от 25.12.2011 (л.д. 102), то есть предложение было направлено в течение 14 дней со дня принятия решения Думой г.Томска о досрочном прекращении полномочий депутата Думы г.Томска пятого созыва А.Г. Федорова. Сопроводительное письмо о направлении предложения и постановление Пленума подписаны исполняющим обязанности первого секретаря местного отделения КПРФ Погудиным Ю.А., полномочия которого Томской городской избирательной комиссией были проверены (л.д. 102-110). Решением Томской городской избирательной комиссией № 10 от 30.12.2011 вакантный мандат депутата Думы города Томска пятого созыва передан зарегистрированному кандидату в депутаты Думы города Томска пятого созыва из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Томское местное отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации», Тяжкуну Д.И. (л.д. 9). Отказывая Иценко И.М. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Томской городской избирательной комиссии № 10 от 30 декабря 2011 года «О передаче вакантного мандата депутата Думы города Томска пятого созыва зарегистрированному кандидату из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Томское местное отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации», судебные инстанции исходили из того, что данное решение принято Томской городской избирательной комиссией в пределах её полномочий, в соответствии с положениями избирательного законодательства. Пунктом 15 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 15 введен Федеральным законом от 25.07.2011 № 263-ФЗ) установлено, что законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Пункт 16 названной статьи закрепляет, что кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения в соответствии с пунктом 15, вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия соответствующим представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Соответствующая избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения. Согласно ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ от 25.07.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов», в том случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии или ее регионального отделения вправе предлагать кандидатуры для замещения вакантных депутатских мандатов, положения пунктов 14 - 16 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 6 ст. 74 Закона Томской области № 29-ОЗ от 14.02.2005 «О муниципальных выборах в Томской области» в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по единому избирательному округу, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения, в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить муниципальной избирательной комиссии кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата. В этом случае муниципальная избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному указанным органом избирательного объединения. С учетом изложенных положений действующего законодательства позиция судебных инстанций о том, что процедура замещения вакантной должности депутата сводится к определению самим избирательным объединением (коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии) любого другого зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата, законна. Между тем при рассмотрении заявления об оспаривании решения избирательной комиссии судебными инстанциями не были учтены следующие обстоятельства. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-Ф3 «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Пунктом 5.8 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - Устав) установлено, что постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет (горком, райком и так далее), который избирается Конференцией соответствующего местного отделения КПРФ и ей подотчетен. Решения Комитета принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, при наличии кворума, за исключением решений об отзыве выдвинутых Конференцией местного отделения КПРФ кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления, которые принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов от числа присутствующих на заседании членов Комитета при наличии кворума; заседание Комитета проходит в форме Пленума; решения Комитета принимаются в форме постановлений; ход заседаний Комитета оформляется протоколами; форма и порядок голосования определяются Комитетом самостоятельно (п.5.9). Согласно положениям п.5.8 Устава Комитет местного отделения КПРФ избирает из своего состава сроком на два года Бюро Комитета, первого секретаря Комитета, секретарей Комитета и досрочно прекращает их полномочия. Для решения политических, организационных и текущих вопросов Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчетно Комитету местного отделения КПРФ. Бюро Комитета местного отделения КПРФ в том числе созывает Пленум Комитета местного отделения КПРФ, распределяет обязанности между первым секретарем Комитета, секретарями Комитета и другими членами Бюро Комитета местного отделения КПРФ, а также заслушивает их отчеты; представляет в избирательную комиссию соответствующего(их) субъекта (субъектов) Российской Федерации сведения в пределах установленных федеральным законодательством требований; решает иные вопросы, предусмотренные Уставом партии, а также другие вопросы по поручению Комитета местного отделения или вышестоящих органов партии (п. 5.12 Устава). Заседание Бюро Комитета ведет первый секретарь Комитета местного отделения КПРФ, а во время его отсутствия, по его поручению либо по поручению Бюро – секретарь Комитета (п. 5.13 Устава). Руководство деятельностью Комитета и его Бюро осуществляется первым секретарем Комитета, который избирается и освобождается от должности Комитетом. Первый секретарь Комитета, в том числе созывает заседания и организует работу Бюро Комитета, председательствует на заседаниях Комитета и Бюро, подписывает решения Комитета и его Бюро, а также иные документы местного отделения КПРФ (п. 5.14 Устава). Полномочия Бюро Комитета местного отделения КПРФ, а также первого секретаря и секретарей Комитета сохраняются до избрания Комитетом местного отделения КПРФ соответственно нового состава Бюро Комитета или нового первого секретаря и секретарей Комитета (п.5.15 Устава). Как указано выше, 25 декабря 2011 года Пленум комитета Томского местного отделения КПРФ постановил избрать для предложения Томской городской избирательной комиссии для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру Тяжкуна Д.И., зарегистрированного кандидата из состава списка кандидатов в депутаты Думы города Томска. Тяжкун Д.И. является первым секретарем комитета Томского местного отделения КПРФ (выписка из протокола от 12.11.2010) (л.д.136). Сопроводительное письмо о направлении предложения и постановление Пленума подписаны исполняющим обязанности первого секретаря местного отделения КПРФ Погудиным Ю.А.(л.д. 102-103) Исполнение обязанностей первого секретаря комитета Томского местного отделения КПРФ на Погудина Ю.А. возложено бюро Томского горкома КПРФ на заседании 08 декабря 2011 года (138-141). Для проверки полномочий Погудина Ю.А. на подписание сопроводительного письма о направлении предложения и постановления Пленума в избирательную комиссию была представлена выписка из протокола заседания бюро Томского местного отделения КПРФ № 46 (в составе Погудина Ю.А., Иванищева В.М., Найденова Е.В., Шарыпова А.А., Тюниной Г.Х.) о назначении исполняющим обязанности первого секретаря Томского городского комитета КПРФ Погудина Ю.А. на период с 08.12.2011 по 18.01.2012 в связи с предоставлением Тяжкуну Д.И. очередного отпуска (л.д. 104). Однако из буквального и системного толкования положений Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» следует, что назначение лица исполняющим обязанности первого секретаря комитета Томского местного отделения КПРФ возможно только Комитетом местного отделения КПРФ. Полномочия Бюро Комитета местного отделения КПРФ по распределению обязанностей между первым секретарем Комитета, секретарями Комитета и другими членами Бюро Комитета местного отделения КПРФ, при четком и самостоятельном определении в Уставе партии полномочий первого секретаря Комитета по созыву заседаний и организации работы Бюро Комитета, председательствованию на заседаниях Комитета и его Бюро, подписанию решения Комитета и его Бюро, а также иных документов местного отделения КПРФ, не распространяются на назначение секретарей Комитета или других членов Бюро Комитета местного отделения КПРФ исполняющими обязанности первого секретаря комитета Томского местного отделения КПРФ. Из буквального и системного толкования положений Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» также следует, что заседание Бюро Комитета ведет первый секретарь Комитета местного отделения КПРФ, а во время отсутствия первого секретаря Комитета местного отделения КПРФ заседание Бюро по поручению последнего либо по поручению Бюро ведет секретарь Комитета. При этом в состав Бюро Комитета избираются как секретари Комитета, так и просто члены Бюро Комитета, не являющиеся секретарями (п.5.12, п. 5.13 Устава). Как следует из материалов дела, на заседании бюро Томского местного отделения КПРФ 08 декабря 2011 года, в том числе и при решении вопроса об утверждении исполняющим обязанности первого секретаря комитета Томского местного отделения КПРФ секретаря комитета Погудина Ю.А., председательствовал Иванищев В.М. (л.д. 138-141). Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, что данное лицо избрано именно секретарем комитета Томского местного отделения КПРФ, который полномочен вести заседания Бюро. Согласно протоколу заседания VII Пленума Томского городского комитета КПРФ № 1 от 19.06.2010 Иванищев В.М. избран только членом бюро Томского местного отделения КПРФ, при этом вопрос на повестку дня был поставлен о выборах, как секретарей, так и членов бюро комитета Томского местного отделения КПРФ (л.д. 129-131). Следовательно, решение вопроса о возложении на Погудина Ю.А. исполнения обязанностей первого секретаря на период отпуска последнего имело место на заседании Бюро, во-первых, возглавляемом неуполномоченным лицом; во-вторых – неправомочным органом. При таких данных позиция заявителя, согласно которой Погудин Ю.А. неправомерно председательствовал на заседании VI Пленума Томского городского комитета КПРФ 25.12.2011, подписал решение Комитета и направил документы в Томскую городскую избирательную комиссию по вопросу предложения кандидатуры избирательным объединением для замещения вакантного депутатского мандата, является обоснованной, поскольку полномочия на совершение указанных действий возложены на данное лицо избирательным объединением с нарушением положений Устава. С учетом изложенного президиум Томского областного суда находит, что допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом апелляционной инстанции вышеуказанные нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможно восстановление прав и законных интересов Иценко И.М. как потенциального кандидата для предложения на замещение вакантного депутатского мандата политической партией в избирательную комиссию. При таких обстоятельствах решение Томской городской муниципальной избирательной комиссии от 30 декабря 2011 года № 10 «О передаче вакантного мандата депутата Думы города Томска пятого созыва зарегистрированному кандидату из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Томское местное отделение Коммунистической партии Российской Федерации» не соответствует положениям действующего избирательного законодательства, т.к. документы, подтверждающие волеизъявление политической партии по вопросу предложения кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата, подписаны и направлены в уполномоченный орган лицом, на которого полномочия исполняющего обязанности первого секретаря комитета Томского местного отделения КПРФ возложены с нарушением Устава данной политической партии. Исходя из этого президиум приходит к выводу, что вынесенные по делу судебные постановления нельзя признать отвечающими требованиям действующего законодательства и они подлежат отмене, а по делу должно быть постановлено новое решение об удовлетворении заявления. На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ч.1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Томского областного суда п о с т а н о в и л: решение Советского районного суда г. Томска от 16 января 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 27 марта 2012 года по делу по заявлению Иценко И.М. об оспаривании решения Томской городской избирательной комиссии отменить, постановить новое решение, которым заявление Иценко И.М. удовлетворить Признать решение Томской городской муниципальной избирательной комиссии от 30 декабря 2011 года № 10 «О передаче вакантного мандата депутата Думы города Томска пятого созыва зарегистрированному кандидату из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Томское местное отделение Коммунистической партии Российской Федерации» незаконным. Председательствующий