№ 44г-20/2012 от 01.08.2012г.



Судья первой инстанции: Чернышева Л.И.

Суд кассационной инстанции: Руди О.В.,

Бондарева Н.А., Фомина Е.А.

№ 44 г- 20/2012

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

президиума Томского областного суда

г.Томск 01 августа 2012 г.

Президиум Томского областного суда в составе:

председательствующего Школяр Л.Г.,

членов президиума: Уваровой Т.В., Каплюка А.В., Кина А.Р., Антонова С.М.,

Батуниной Т.А.,

с участием прокурора Лабазановой Е.Н.

при секретаре Карповой Г.В.

рассмотрел истребованное по кассационной жалобе Иценко И.М. на решение Советского районного суда г. Томска от 16 января 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Томского обла­стного суда от 27 марта 2012 года дело по заявлению Иценко И.М. об оспаривании решения Томской городской избирательной комиссии.

Заслушав доклад судьи Томского областного суда Петровского М.В., объяснения заявителя Иценко И.М. и его представителя Волкова А.Г., под­державших кассационную жалобу, возражения представителя Томской город­ской муниципальной избирательной комиссии Тищенко В.С., представителя ТОО ПП «КПРФ» Аладышева С.В., представителя Думы г.Томска Исайкина А.Г., заключение прокурора Лабазановой Е.Н., полагавшей решение подле­жащим отмене, президиум Томского областного суда

у с т а н о в и л :

Иценко И.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Томской городской муниципальной избирательной комиссии от 30 декабря 2011 года № 10 «О передаче вакантного мандата депутата Думы го­рода Томска пятого созыва зарегистрированному кандидату из списка канди­датов, выдвинутого избирательным объединением «Томское местное отделе­ние Коммунистической партии Российской Федерации».

В обоснование требований указал, что он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы Города Томска пятого созыва, выдвинутым из­бирательным объединением «Томское местное отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Решением Думы Города Томска от 15.12.2011 № 286 досрочно на осно­вании письменного заявления об отставке по собственному желанию с 13.12.2011 прекращены полномочия депутата Думы Города Томска пятого со­зыва Федорова А.Г., избранного по единому (городскому) избирательному ок­ругу в составе городского списка кандидатов в депутаты Думы Города Том­ска, выдвинутого избирательным объединением «Томское местное отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Избирательное объединение постановлением VI Пленума комитета Томского городского (местного) отделения КПРФ от 25.12.2011 приняло ре­шение, направив его 26.12.2011 в Томскую городскую муниципальную изби­рательную комиссию, о передаче вакантного мандата зарегистрированному кандидату Тяжкуну Д.И.

Решением Томской городской муниципальной избирательной комиссии № 10 от 30.12.2011 вакантный мандат передан Тяжкуну Д.И.

Иценко И.М. обратился в суд с заявлением о признании решения Том­ской городской муниципальной избирательной комиссии № 10 от 30.12.2011 незаконным, указывая, что по результатам выборов в Думу Города Томска пя­того созыва им набран больший процент голосов избирателей по участку, в связи с чем вакантный мандат должен быть передан ему.

Просил учесть, что Томская городская муниципальная избирательная комиссия в основу оспариваемого решения положила незаконное предложе­ние избирательного объединения. Незаконность постановления VI Пленума Томского горкома КПРФ заключается в нарушении процедуры принятия ре­шения (простым, а не тайным голосованием), его подписания неуполномочен­ным лицом, с нарушением принципа свободы выбора, вопреки положениям Устава партии.

Указал, что большинство голосов, обеспечивших на Пленуме решение о передаче вакантного мандата Тяжкуну Д.И., членами горкома отдано под страхом репрессий, убеждением и давлением руководства Обкома КПРФ.

Решением Советского районного суда г.Томска от 16.01.2012, оставлен­ным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гра­жданским делам Томского областного суда от 27.03.2012, в удовлетворении заявления Иценко И.М. о признании незаконным решения Томской городской муниципальной избирательной комиссии № 10 от 30.12.2011 отказано.

В кассационной жалобе, поданной 10 мая 2012 года, Иценко И.М. указы­вает на существенные нарушения норм материального права (в том числе, возложение исполнения обязанностей первого секретаря комитета Томского местного отделения КПРФ на Погудина Ю.А. с нарушением Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»), допущенные при вынесении оспариваемых судебных постановлений, и про­сит состоявшиеся по делу судебные акты отменить.

22 мая 2012 года дело поступило в суд кассационной инстанции по за­просу от 16 мая 2012 года.

Определением судьи Томского областного суда от 16 июля 2012 года жа­лоба вместе с делом переданы для рассмотрения по существу в суд кассаци­онной инстанции - президиум Томского областного суда.

Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, однако в судебное заседа­ние не явился представитель Томского местного отделения «КПРФ», о при­чинах неявки суд не известил, в связи с чем президиум Томского областного суда, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Россий­ской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие

В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Феде­рации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материаль­ного права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом пуб­личных интересов.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, президиум Томского областного суда приходит к выводу об удовлетворении жалобы в связи с существенными нарушениями норм материального права, допущенными при рассмотрении дела.

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Россий­ской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель - гражданин Российской Федерации, об­ладающий активным избирательным правом; избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации изби­рать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, из­бирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граж­дан Российской Федерации быть избранными в органы государственной вла­сти и органы местного самоуправления.

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти, ор­ганы местного самоуправления относится к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина Российской Федерации.

Гарантией реализации избирательных прав граждан является судебная защита, порядок осуществления которой установлен Федеральным законом от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданским про­цессуальным кодексом Российской Федерации, конкретизирующими положе­ния статей 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, каждому гарантируется госу­дарственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод, решения и дей­ствия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Рос­сийской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их до­веренные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политиче­ские партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или дей­ствиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного са­моуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комис­сии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обра­титься с заявлением в суд.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных право­отношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении дела судебными инстанциями было установлено, что в соответствии с решением Думы города Томска от 14 июля 2010 года за № 1520 «О назначении выборов депутатов Думы города Томска пятого созыва» на 10.10.2010 назначены выборы депутатов Думы города Томска пятого со­зыва.

Иценко И.М. и Тяжкун Д.И. выдвинуты кандидатами от политической партии – КПРФ: Иценко И.М. – по Академическому округу, Тяжкун Д.И. – по Кировскому округу, Федоров А.Г. – по общегородскому списку (л.д.12-13).

Решением Думы г.Томска № 286 «О досрочном прекращении полномо­чий депутатов Думы г.Томска пятого созыва А.Г. Федорова» от 15.12.2011 прекращены полномочия Федорова А.Г., избранного по единому городскому избирательному округу в составе городского списка кандидатов в депутаты Думы города Томска, выдвинутого Томским местным отделением «Коммуни­стическая партия Российской Федерации» с 13.12.2011 (л.д. 101).

Указанное решение Думы г.Томска направлено Томской городской изби­рательной комиссии 20.12.2011, поступило адресату 21.12.2011.(л.д. 100)

25 декабря 2011 года Пленум комитета Томского местного отделения КПРФ постановил избрать для предложения Томской городской избиратель­ной комиссии для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру Тяжкуна Д.И., зарегистрированного кандидата из состава списка кандидатов в депутаты Думы города Томска (л.д. 103, л.д. 105-110).

26.12.2011 в Томскую городскую избирательную комиссию поступило предложение кандидатуры на замещение вакантного депутатского мандата в виде постановления VI Пленума Томского местного отделения КПРФ от 25.12.2011 (л.д. 102), то есть предложение было направлено в течение 14 дней со дня принятия решения Думой г.Томска о досрочном прекращении полно­мочий депутата Думы г.Томска пятого созыва А.Г. Федорова.

Сопроводительное письмо о направлении предложения и постановление Пленума подписаны исполняющим обязанности первого секретаря местного отделения КПРФ Погудиным Ю.А., полномочия которого Томской городской избирательной комиссией были проверены (л.д. 102-110).

Решением Томской городской избирательной комиссией № 10 от 30.12.2011 вакантный мандат депутата Думы города Томска пятого созыва передан зарегистрированному кандидату в депутаты Думы города Томска пя­того созыва из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Томское местное отделение «Коммунистическая партия Российской Федера­ции», Тяжкуну Д.И. (л.д. 9).

Отказывая Иценко И.М. в удовлетворении заявления о признании неза­конным решения Томской городской избирательной комиссии № 10 от 30 де­кабря 2011 года «О передаче вакантного мандата депутата Думы города Том­ска пятого созыва зарегистрированному кандидату из списка кандидатов, вы­двинутого избирательным объединением «Томское местное отделение «Ком­мунистическая партия Российской Федерации», судебные инстанции исхо­дили из того, что данное решение принято Томской городской избирательной комиссией в пределах её полномочий, в соответствии с положениями избира­тельного законодательства.

Пунктом 15 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об ос­новных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации» (п. 15 введен Федеральным законом от 25.07.2011 № 263-ФЗ) установлено, что законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакант­ного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов.

Пункт 16 названной статьи закрепляет, что кандидатура зарегистриро­ванного кандидата для замещения в соответствии с пунктом 15, вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня при­нятия соответствующим представительным органом муниципального образо­вания решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложе­ние кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом поли­тической партии. Соответствующая избирательная комиссия передает вакант­ный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ от 25.07.2011 «О внесе­нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов», в том случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона законом субъекта Рос­сийской Федерации предусмотрено, что коллегиальный постоянно действую­щий руководящий орган политической партии или ее регионального отделе­ния вправе предлагать кандидатуры для замещения вакантных депутатских мандатов, положения пунктов 14 - 16 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции настоя­щего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Фе­дерации созыва, действующего на день вступления в силу настоящего Феде­рального закона.

В соответствии с ч. 6 ст. 74 Закона Томской области № 29-ОЗ от 14.02.2005 «О муниципальных выборах в Томской области» в случае досроч­ного прекращения полномочий депутата, избранного по единому избиратель­ному округу, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган из­бирательного объединения, в составе списка кандидатов которого этот депу­тат был избран, вправе предложить муниципальной избирательной комиссии кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из того же списка кан­дидатов для замещения вакантного депутатского мандата. В этом случае му­ниципальная избирательная комиссия передает вакантный депутатский ман­дат зарегистрированному кандидату, предложенному указанным органом из­бирательного объединения.

С учетом изложенных положений действующего законодательства по­зиция судебных инстанций о том, что процедура замещения вакантной долж­ности депутата сводится к определению самим избирательным объединением (коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политиче­ской партии) любого другого зарегистрированного кандидата из того же спи­ска кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата, законна.

Между тем при рассмотрении заявления об оспаривании решения изби­рательной комиссии судебными инстанциями не были учтены следующие об­стоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-Ф3 «О политических партиях» политическая партия, ее ре­гиональные отделения и иные структурные подразделения действуют на ос­новании устава политической партии и в соответствии с ним.

Пунктом 5.8 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - Устав) установлено, что постоянно дейст­вующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет (горком, райком и так далее), который избирается Конференцией соответст­вующего местного отделения КПРФ и ей подотчетен.

Решения Комитета принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, при наличии кворума, за исключением реше­ний об отзыве выдвинутых Конференцией местного отделения КПРФ канди­датов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в ор­ганах местного самоуправления, которые принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов от числа присутствующих на заседании членов Комитета при наличии кворума; заседание Комитета проходит в форме Пленума; решения Комитета принимаются в форме постановлений; ход засе­даний Комитета оформляется протоколами; форма и порядок голосования оп­ределяются Комитетом самостоятельно (п.5.9).

Согласно положениям п.5.8 Устава Комитет местного отделения КПРФ избирает из своего состава сроком на два года Бюро Комитета, первого секре­таря Комитета, секретарей Комитета и досрочно прекращает их полномочия.

Для решения политических, организационных и текущих вопросов Ко­митет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчетно Коми­тету местного отделения КПРФ. Бюро Комитета местного отделения КПРФ в том числе созывает Пленум Комитета местного отделения КПРФ, распреде­ляет обязанности между первым секретарем Комитета, секретарями Комитета и другими членами Бюро Комитета местного отделения КПРФ, а также за­слушивает их отчеты; представляет в избирательную комиссию соответст­вующего(их) субъекта (субъектов) Российской Федерации сведения в преде­лах установленных федеральным законодательством требований; решает иные вопросы, предусмотренные Уставом партии, а также другие вопросы по пору­чению Комитета местного отделения или вышестоящих органов партии (п. 5.12 Устава).

Заседание Бюро Комитета ведет первый секретарь Комитета местного отделения КПРФ, а во время его отсутствия, по его поручению либо по пору­чению Бюро – секретарь Комитета (п. 5.13 Устава).

Руководство деятельностью Комитета и его Бюро осуществляется пер­вым секретарем Комитета, который избирается и освобождается от должности Комитетом. Первый секретарь Комитета, в том числе созывает заседания и ор­ганизует работу Бюро Комитета, председательствует на заседаниях Комитета и Бюро, подписывает решения Комитета и его Бюро, а также иные документы местного отделения КПРФ (п. 5.14 Устава).

Полномочия Бюро Комитета местного отделения КПРФ, а также пер­вого секретаря и секретарей Комитета сохраняются до избрания Комитетом местного отделения КПРФ соответственно нового состава Бюро Комитета или нового первого секретаря и секретарей Комитета (п.5.15 Устава).

Как указано выше, 25 декабря 2011 года Пленум комитета Томского ме­стного отделения КПРФ постановил избрать для предложения Томской город­ской избирательной комиссии для замещения вакантного депутатского ман­дата кандидатуру Тяжкуна Д.И., зарегистрированного кандидата из состава списка кандидатов в депутаты Думы города Томска.

Тяжкун Д.И. является первым секретарем комитета Томского местного отделения КПРФ (выписка из протокола от 12.11.2010) (л.д.136).

Сопроводительное письмо о направлении предложения и постановление Пленума подписаны исполняющим обязанности первого секретаря местного отделения КПРФ Погудиным Ю.А.(л.д. 102-103)

Исполнение обязанностей первого секретаря комитета Томского мест­ного отделения КПРФ на Погудина Ю.А. возложено бюро Томского горкома КПРФ на заседании 08 декабря 2011 года (138-141).

Для проверки полномочий Погудина Ю.А. на подписание сопроводи­тельного письма о направлении предложения и постановления Пленума в из­бирательную комиссию была представлена выписка из протокола заседания бюро Томского местного отделения КПРФ № 46 (в составе Погудина Ю.А., Иванищева В.М., Найденова Е.В., Шарыпова А.А., Тюниной Г.Х.) о назначе­нии исполняющим обязанности первого секретаря Томского городского коми­тета КПРФ Погудина Ю.А. на период с 08.12.2011 по 18.01.2012 в связи с предоставлением Тяжкуну Д.И. очередного отпуска (л.д. 104).

Однако из буквального и системного толкования положений Устава по­литической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» сле­дует, что назначение лица исполняющим обязанности первого секретаря ко­митета Томского местного отделения КПРФ возможно только Комитетом ме­стного отделения КПРФ.

Полномочия Бюро Комитета местного отделения КПРФ по распределе­нию обязанностей между первым секретарем Комитета, секретарями Коми­тета и другими членами Бюро Комитета местного отделения КПРФ, при чет­ком и самостоятельном определении в Уставе партии полномочий первого секретаря Комитета по созыву заседаний и организации работы Бюро Коми­тета, председательствованию на заседаниях Комитета и его Бюро, подписа­нию решения Комитета и его Бюро, а также иных документов местного отде­ления КПРФ, не распространяются на назначение секретарей Комитета или других членов Бюро Комитета местного отделения КПРФ исполняющими обязанности первого секретаря комитета Томского местного отделения КПРФ.

Из буквального и системного толкования положений Устава политиче­ской партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» также сле­дует, что заседание Бюро Комитета ведет первый секретарь Комитета мест­ного отделения КПРФ, а во время отсутствия первого секретаря Комитета ме­стного отделения КПРФ заседание Бюро по поручению последнего либо по поручению Бюро ведет секретарь Комитета. При этом в состав Бюро Коми­тета избираются как секретари Комитета, так и просто члены Бюро Коми­тета, не являющиеся секретарями (п.5.12, п. 5.13 Устава).

Как следует из материалов дела, на заседании бюро Томского местного отделения КПРФ 08 декабря 2011 года, в том числе и при решении вопроса об утверждении исполняющим обязанности первого секретаря комитета Том­ского местного отделения КПРФ секретаря комитета Погудина Ю.А., предсе­дательствовал Иванищев В.М. (л.д. 138-141). Однако в материалах дела отсут­ствуют доказательства, что данное лицо избрано именно секретарем комитета Томского местного отделения КПРФ, который полномочен вести заседания Бюро.

Согласно протоколу заседания VII Пленума Томского городского коми­тета КПРФ № 1 от 19.06.2010 Иванищев В.М. избран только членом бюро Томского местного отделения КПРФ, при этом вопрос на повестку дня был поставлен о выборах, как секретарей, так и членов бюро комитета Томского местного отделения КПРФ (л.д. 129-131).

Следовательно, решение вопроса о возложении на Погудина Ю.А. ис­полнения обязанностей первого секретаря на период отпуска последнего имело место на заседании Бюро, во-первых, возглавляемом неуполномочен­ным лицом; во-вторых – неправомочным органом.

При таких данных позиция заявителя, согласно которой Погудин Ю.А. неправомерно председательствовал на заседании VI Пленума Томского город­ского комитета КПРФ 25.12.2011, подписал решение Комитета и направил до­кументы в Томскую городскую избирательную комиссию по вопросу предло­жения кандидатуры избирательным объединением для замещения вакантного депутатского мандата, является обоснованной, поскольку полномочия на со­вершение указанных действий возложены на данное лицо избирательным объединением с нарушением положений Устава.

С учетом изложенного президиум Томского областного суда находит, что допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом апелляци­онной инстанции вышеуказанные нарушения норм материального права яв­ляются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения не­возможно восстановление прав и законных интересов Иценко И.М. как потен­циального кандидата для предложения на замещение вакантного депутатского мандата политической партией в избирательную комиссию.

При таких обстоятельствах решение Томской городской муниципальной избирательной комиссии от 30 декабря 2011 года № 10 «О передаче вакант­ного мандата депутата Думы города Томска пятого созыва зарегистрирован­ному кандидату из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объеди­нением «Томское местное отделение Коммунистической партии Российской Федерации» не соответствует положениям действующего избирательного за­конодательства, т.к. документы, подтверждающие волеизъявление политиче­ской партии по вопросу предложения кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата, подписаны и направлены в уполномоченный орган ли­цом, на которого полномочия исполняющего обязанности первого секретаря комитета Томского местного отделения КПРФ возложены с нарушением Ус­тава данной политической партии.

Исходя из этого президиум приходит к выводу, что вынесенные по делу судебные постановления нельзя признать отвечающими требованиям дейст­вующего законодательства и они подлежат отмене, а по делу должно быть по­становлено новое решение об удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ч.1 ст. 390 Граждан­ского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Томского областного суда

п о с т а н о в и л:

решение Советского районного суда г. Томска от 16 января 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Том­ского областного суда от 27 марта 2012 года по делу по заявлению Иценко И.М. об оспаривании решения Томской городской избиратель­ной комиссии отменить, постановить новое решение, которым заявление Иценко И.М. удовлетворить

Признать решение Томской городской муниципальной избирательной комиссии от 30 декабря 2011 года № 10 «О передаче вакантного мандата де­путата Думы города Томска пятого созыва зарегистрированному кандидату из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Томское ме­стное отделение Коммунистической партии Российской Федерации» незакон­ным.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200