Судья: Черемисин Е.В. Дело № 33-87/2011КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Томск 18 января 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Троценко В.А.,
судей: Радикевич М.А., Тищенко Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Шпортько Н. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области об отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии
по кассационной жалобе Шпортько Н. В. на решение Советского районного суда г.Томска от 23 ноября 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования Шпортько Н. В. к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области об отмене решения об отказе в назначении пенсии, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначении пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы истца с 08.12.1979 по 01.02.1993 в качестве /__/ детского сада ц/усадьбы Опытно-производственного хозяйства /__/, и с 01.02.1993 по 30.09.1993 в качестве /__/ /__/ ясли-сада.
Отказать в удовлетворении исковых требований Шпортько Н. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области об отмене решения пенсионного органа, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с 01.10.1993 по 18.09.1994; с 02.10.1994 по 28.05.1995; с 29.06.1995 по 07.09.2000; с 09.09.2000 по 28.10.2001; с 25.11.2001 по 15.01.2006; с 11.02.2006 по 19.07.2010 и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 19.07.2010.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области в пользу Шпортько Н. В. государственную пошлину в размере 200 рублей».
Заслушав доклад судьи Тищенко Т.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шпортько Н.В. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области об отмене решения от 27.07.2010 №417 и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 19.07.2010.
В ходе рассмотрения дела истица изменила заявленные требования и просила отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области от 27.07.2010 №417 и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 19.07.2010, включив в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с 08.12.1979 по 18.09.1994; с 02.10.1994 по 28.05.1995; с 29.06.1995 по 07.09.2000; с 09.09.2000 по 28.10.2001; с 25.11.2001 по 15.01.2006; с 11.02.2006 по 19.07.2010. Указала, что отработала 30 лет 7 месяцев и 9 дней в качестве /__/ в дошкольных учреждениях в сельской местности. Полагала, что к спорным периодам ее работы применимо постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. Пенсия должна быть назначена ей на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала и пояснила, что с 1979 года осуществляет лечебную, профилактическую и оздоровительную деятельность в детском саду.
Ее представитель Пучков И.В. пояснил, что до 01.10.1993 на территории РФ действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно данному документу все /__/, работающие в детских садах, детских домах и иных образовательных учреждениях, поименованных в данном документе, независимо от занимаемой должности имели право на получение пенсии по выслуге лет. То есть деятельность в образовательных учреждениях в качестве /__/ включалась в льготный стаж. Постановление №1397 не применяется на территории РФ с 01.10.1993 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953. Однако, правовая позиция Конституционного суда РФ по вопросу законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения исходит из принципов, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституционного суда РФ (Постановление КС РФ от 29.01.2004 № 2-П).
Представитель ответчика Пермитин А.В. иск не признал и пояснил, что наименования учреждений - детский сад ц/усадьбы, ясли-сад, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад /__/» не предусмотрены Списком от 06.09.1991 № /__/ и Списком от 29.10.2002 № /__/; не относятся к учреждениям здравоохранения, лечебно-профилактического, санитарно-эпидемиологического профиля. В связи с этим периоды с 07.12.1979 по 19.07.2010 не могут быть учтены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно поступившей выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в период работы с 13.01.1999 по 19.07.2010 отсутствует признак льготной работы. Таким образом, период с 13.01.1999 по 19.07.2010 не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Суд на основании ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Шпортько Н.В. просит отменить решение суда в части не включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов: с 01.10.1993 по 18.09.1994; с 02.10.1994 по 28.05.1995; с 29.06.1995 по 07.09.2000; с 09.09.2000 по 28.10.2001; с 25.11.2001 по 15.01.2006; с 11.02.2006 по 19.07.2010 и, не направляя дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, где обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области включить все оспариваемые периоды в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости. В обоснование жалобы приводит те же доводы, что и в исковом заявлении и в судебном заседании.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения ими пенсионного возраста, т.е. с учетом выслуги лет.
По общему правилу пенсионный возраст для мужчин наступает по достижении ими 60 лет, для женщин - 55 лет (ст. 7 Закона №173-ФЗ).
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с выслугой лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона №173-ФЗ).
В соответствии с указанной нормой (п. 3 ст. 27) принято Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781, утвердившее в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
По нормам Постановления №781 учреждения «детский сад», «ясли- сад», где работала истица в качестве /__/, в данном Списке отсутствуют, поскольку являются образовательными учреждениями, а не учреждениями здравоохранения.
Вместе с тем до 1 октября 1993г. на территории РФ действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Это Постановление не применяется на территории РФ с 1 октября 1993г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953.
На основании Постановления №1397 все /__/, независимо от занимаемой должности, работавшие в детских садах, детских домах и иных образовательных учреждениях, поименованных в данном документе, имели право на получение пенсии по выслуге лет. То есть деятельность в образовательных учреждениях в качестве /__/ включалась в «льготный» стаж.
С учетом приведенных положений и установленных судом фактов работы истицы в период с 08.12.1979 по 01.02.1993 в качестве /__/ детского сада ц/усадьбы Опытно-производственного хозяйства /__/ и с 01.02.1993 по 30.09.1993 в качестве /__/ /__/ ясли-сада вывод суда о включении названных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, является правильным. У судебной коллегии не имеется ни фактических, ни правовых оснований не согласиться с ним.
В связи с тем, что в иные периоды работы Шпортько Н.В. осуществляла свою деятельность в качестве /__/ ясли- сада, тогда как постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» на территории Российской Федерации с 01.10.1993 не применяется, а иного нормативного акта, предусматривающего включение периодов работы в качестве /__/ ясли -сада в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, нет, отказ суда в удовлетворении иска в части включения периодов работы истицы с 01.10.1993 в льготный стаж обоснован. Выводы суда по данным требованиям подробно мотивированы, оснований считать их неправильными у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылки Шпортько Н.В. на определения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат отклонению, т.к. ни действующее в спорные периоды работы истицы законодательство, ни действующее в настоящее время пенсионное законодательство не предоставляет возможности включения периодов работы в должности /__/ ясли –сада в специальный стаж, в связи с чем оснований считать нарушенными конституционные права истицы не имеется.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Решение соответствует требованиям ст. 195-198 ГПК РФ, материальный закон судом применен правильно.
Руководствуясь ст.360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г.Томска от 23 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шпортько Н. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: