Судья Прилуцкая И.О. Дело № 33-356/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Радикевич М.А., Марисова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Венедиктовой Н. А. к муниципальному образованию «Каргасокское сельское поселение» о возложении обязанности вне очереди предоставить жилое помещение,
по кассационной жалобе Администрации Каргасокского сельского поселения муниципального образования «Каргасокскогое сельское поселение» на решение Каргасокского районного суда Томской области от 21 декабря 2010 года.
Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения Венедиктовой Н.А., возражавшей против жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Венедиктова Н.А. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Каргасокское сельское поселение» о возложении обязанности вне очереди предоставить жилое помещение.
В обоснование иска указала, что она относится к /__/, так как ее родители В. и В. решением Каргасокского районного суда от 03.04.2003 /__/. С 21.04.2003 по 01.09.2003 она находилась в /__/, после чего с 01.09.2003 по 22.07.2007 обучалась в /__/ по специальности /__/, а с 01.09.2007 по 30.06.2008 - по профессии /__/. С 19.09.2003 ее попечителем назначена А. Жилое помещение за ней закреплено не было. Жилых помещений в собственности не имела и не имеет. С 16.09.2003 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, на 01.01.2010 ее очередь с правом внеочередного предоставления № /__/.
Просила обязать Администрацию Каргасокского сельского поселения предоставить ей вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 17 кв.м общей площади на территории /__/.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, указав на обстоятельства, изложенные в заявлении.
Представитель Администрации Каргасокского сельского поселения Петелина Г.М. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что Венедиктова Н.А. имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди. Однако в настоящее время в Каргасокском сельском поселении на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, стоят более 900 /__/ и /__/, с правом внеочередного предоставления жилого помещения. Из них более 30 /__/ уже окончили обучение. Областной бюджет Томской области выделяет субвенции, недостаточные для обеспечения всех /__/ и /__/, жилой площадью. В 2010 году при поступлении субвенции Администрация Каргасокского сельского поселения приобрела квартиру другому лицу из категории «/__/». Согласно решению Совета Каргасокского сельского поселения «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения» № /__/ от 25.05.2006 в муниципальном образовании «Каргасокское сельское поселение» норма предоставления площади жилого помещения на 1 человека составляет 17 кв.м. Но и такую квартиру Администрация Каргасокского сельского поселения не может предоставить истцу из-за отсутствия денежных средств. Таким образом, ответчиком права истицы не нарушены.
Обжалуемым решением на основании ч.1, п.2 ч.2, ч.5 ст.57 ЖК РФ, абз.4 ч.1 ст.1, абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», ч.1 ст.1, абз.5 ч.3 ст.3 Закона Томской области № 188-ОЗ от 11.09.2007 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель Администрации Каргасокского сельского поселения К.Н. Никитин просит решение отменить, оставить заявление без рассмотрения. Указывает на то, что суд необоснованно возложил на Администрацию Каргасокского сельского поселения обязанность по предоставлению жилого помещения истцу, т.к. администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, исходя из буквального толкования ФЗ от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Томской области от 11.09.2007 № 188 - ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», является расходных обязательством субъекта Российской Федерации, жилищные права указанной категории детей обеспечиваются путем предоставления субвенции исполнительными органами государственной власти Томской области.
Изучив материалы дела, обсудив в пределах ч.1 ст. 347 ГПК РФ доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Венедиктовой Н.А.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что истец относится к категории /__/, государственные полномочия по обеспечению которых жильем делегированы ответчику.
Данные выводы суда основаны на правильном применении закона, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 01.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.5 этого Закона (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ (ред. от 30.12.2009) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).
На основании ч.2 и ч.3 ст.3 данного закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны:
осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом;
предоставлять уполномоченному органу исполнительной власти Томской области документы и иную необходимую информацию, связанные с осуществлением ими государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом;
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;
по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения ребенку из числа детей - сирот является обязанностью муниципального образования и должно осуществляться вне очереди на условиях договора социального найма. При этом разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от наличия либо отсутствия у органов местного самоуправления свободного жилья, а также того, что денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства.
Судом верно на основании представленных доказательств установлено, что Венедиктова Н.А., родившаяся /__/, является /__/, что подтверждается решением суда Каргасокского района Томской области от 03.04.2003 о лишении /__/ В., В. в отношении Венедиктовой Н.А., постановлением № /__/ от 19.09.2003 об установлении попечительства над Венедиктовой Н.А. (л.д.5, 7-10).
Из справки Администрации Каргасокского сельского поселения от 27.02.2010 следует, что Венедиктова Н.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении 16.09.2003. Ее очередь с правом внеочередного предоставления на 01.01.2010 - № /__/ (л.д. 13).
Судом установлено, материалами дела подтверждается и в кассационной жалобе под сомнение не ставится, что истец относится к числу /__/, имеющих в соответствии с вышеуказанными нормами право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Вывод суда о том, что право истца на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от распределения целевых бюджетных средств и отсутствия свободного жилого фонда, а соответствующий довод ответчика не основан на законе, согласуется с толкованием вышеуказанных норм, регулирующих спорные правоотношения.
Кроме того, доказательства отсутствия в распоряжении Администрации Каргасокского сельского поселения субвенций, предусмотренных вышеуказанными нормами, не представлены.
Судебная коллегия не принимает во внимание довод кассационной жалобы о том, что в решении не указано, какие права истца и нормы законодательства нарушены Администрацией Каргасокского сельского поселения, поскольку о нарушении жилищных прав истца свидетельствует установленный судом факт неисполнения кассатором обязанности по предоставлению ему жилья несмотря на наступление обстоятельств, с которыми п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 01.12.1996 № 159-ФЗ связывает возникновение у истца права требовать такого предоставления.
Таким образом, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, применены соответствующие нормы права и постановлено законное и обоснованное решение. Нарушений процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Следовательно, решение суда надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Каргасокского районного суда Томской области от 21 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Каргасокского сельского поселения муниципального образования «Каргасокскогое сельское поселение» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: