Судья: Вотина В.И. Дело № 33-322/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Руди О.В., Петровского М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по кассационной жалобе /__/ Общества с ограниченной ответственностью «Строймаркет» на решение Ленинского районного суда от 27 октября 2010 года
дело по иску прокурора Ленинского района г.Томска к Обществу с ограниченной ответственностью «Строймаркет» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Руди О.В., представителя ООО «Строймаркет» Милованова И.Г. (доверенность от 09.09.2010), поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Ленинского района г.Томска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Строймаркет» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование требований указал, что в результате проведенной 11.06.2010 проверки рынка розничной торговли «/__/», расположенного на земельном участке по /__/ (от /__/ до /__/ площадью /__/ м2), эксплуатацию которого по договору аренды в целях предпринимательской деятельности осуществляет ООО «Строймаркет», выявлены нарушения требований пожарной безопасности. С учетом уточнения просил понудить ответчика в течение месяца со дня вступления решения в законную силу установить временные строения (торговые палатки, киоски) на расстоянии не менее 15 метров от жилых домов по /__/ (/__/), /__/; обеспечить проезд и подъезд пожарной техники к зданиям, расположенным по /__/.
Помощник прокурора Ленинского района г.Томска Заплатина Е.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала. Указала, что на момент повторного выезда на место (15.10.2010) выявленные ранее нарушения правил пожарной безопасности устранены не были, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, препятствует своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия опасных факторов пожара.
Представитель ООО «Строймаркет» Милованов И.Г. с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что палатки, выставляемые их владельцами, расположенные по адресу: /__/, не имеют отношения к деятельности ООО «Строймаркет». Считает, что торговые палатки и киоски не являются зданиями, строениями и сооружениями, поскольку они ежедневно убираются и находятся на земельном участке ежедневно менее 8 часов. Проезд к зданию по /__/ возможен через земельные участки, расположенные по /__/, к зданию по /__/ – через автостоянку со стороны /__/, проезд к зданию по /__/ также имеется.
Рассмотрев дело в отсутствие представителя Главного управления МЧС России по Томской области, суд, руководствуясь ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.6 ст.67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 23, 24, Правилами пожарной безопасности, утвержденными Приказом МЧС России № /__/ от 18.06.2003, ст.1 ГрК РФ, ст.130 ГК РФ, ст.ст. 103, 195 ГПК РФ, исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворил частично.
Обязал ООО «Строймаркет» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить временные строения (торговые палатки, киоски), располагающиеся на /__/ в /__/, от жилого дома по адресу /__/ - на расстоянии 15 метров; от жилого дома по адресу /__/ - на расстоянии 10 метров; от здания по адресу /__/- на расстоянии 10 метров; от здания по адресу /__/ - на расстоянии 12 метров.
Обязал ООО «Строймаркет» обеспечить проезд и подъезд пожарной техники к зданиям, расположенным по /__/, со стороны /__/ шириной не менее 6 метров от указанных зданий.
В удовлетворении остальной части требований прокурору Ленинского района города Томска отказал.
Взыскал с ООО «Строймаркет» госпошлину в доход бюджета города Томска в сумме 4000 рублей.
В кассационной жалобе /__/ ООО «Строймаркет» Кинев В.Н. просит отменить решение Ленинского района г.Томска от 27.10.2010.
Суд применил Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не подлежащий применению.
Полагает, что суд необоснованно квалифицировал торговые палатки и киоски как временные строения. Считает, они таковыми не являются, так как при их установке не требуется проведение строительных работ, использование строительных материалов, специальных познаний в области строительства, и к ним не могут быть применены требования пожарной безопасности, относящиеся к строениям.
Суд необоснованно пришел к выводу о том, что имеющийся с /__/ проезд нельзя расценивать как всегда свободный для проезда техники, так как он проходит через автостоянку. Закон не содержит указаний на отсутствие какого-либо имущества на пожарных проездах.
Проверив законность и обоснованность решения по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.
Как установлено судом на основании доказательств, приведенных и раскрытых в решении, земельный участок по /__/ (учетный номер /__/) площадью /__/ кв.м, территориально расположенный от /__/ до /__/, предоставлен ООО «Строймаркет» в аренду сроком на 25 лет для осуществления деятельности по эксплуатации рынка «/__/».
В результате проверок 11.06.2010 и 15.10.2010, проведенных прокурором Ленинского района с участием специалиста Государственного пожарного надзора Ленинского района г.Томска, обнаружено, что торговые палатки и киоски на указанном земельном участке в нарушение п.24 Правил пожарной безопасности установлены на расстоянии 15 метров от зданий /__/, /__/; в нарушение п. 23 Правил пожарной безопасности не обеспечен проезд и подъезд пожарной техники к зданиям, расположенным по /__/.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при осуществлении эксплуатации земельного участка обществом нарушены п.п. 23, 24 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N /__/).
Данный вывод является верным, поскольку основан на законе и подтвержден представленными в деле доказательствами.
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статей 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно статьям 4, 14 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" паспорт безопасности рынка разрабатывается и утверждается для подтверждения соответствия рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности, в том числе требованиям пожарной безопасности.
Статьей 13 указанного Закона предусмотрено, что в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей компанией разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" торговым местом является место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным управляющей рынком компанией и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о розничных рынках торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности. В пункте 9 названной статьи установлено, что организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются.
Как видно из дела, такая схема, согласованная с отделом пожнадзора, в суд представлена не была.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрены требования для размещения временных построек, ларьков, киосков, навесов и других подобных строений при эксплуатации объектов пожарной защиты (п. 12 ст. 69).
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" также предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (пункт 3 статьи 4).
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 23 указанных Правил дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемых для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
Пунктом 24 указанных Правил предусмотрено, что временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м (кроме случаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на территории указанного земельного участка, эксплуатацию которого в качестве рынка осуществляет ответчик, в нарушение пунктов 23, 24 Правил отсутствует противопожарное расстояние не менее 15 метров от торговых киосков до зданий, не обеспечен проезд к зданиям для пожарных машин.
Таким образом, установив, что названными обстоятельствами создается реальная угроза повреждения имущества, что возлагает на Общество обязанности по принятию дополнительных мер для обеспечения пожарной безопасности объекта, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу изложенного не может быть принят во внимание довод кассатора о неправомерном применении Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Безосновательны доводы кассатора о том, что исковые требования по заявленным основаниям не подлежат удовлетворению, поскольку торговые палатки (киоски) не являются временными строениями. Как следует из системного толкования приведенных норм, их положения распространяются и в отношении указанных палаток (киосков), поскольку в данном случае закон не устанавливает различий между стационарным или передвижным торговым местом (палаткой, киоском).
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы нет. Нарушения либо неправильного применения норм процессуального закона, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь абз.2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ленинского районного суда г.Томска от 27 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу /__/ Общества с ограниченной ответственностью «Строймаркет» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи