Судья: Ананичева Н.Б. Дело № 33-493/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 февраля 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Руди О.В., Петровского М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Чиж Т. А. к Администрации Томской области, Администрации Колпашевского городского поселения Томской области о возложении обязанности предоставить жилье,
по кассационной жалобе Администрации Колпашевского городского поселения Томской области на решение Ленинского районного суда г.Томска от 24 января 2011 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Колпашевского городского поселения Томской области Кириченко В.А. (доверенность от 05.10.2009, сроком действия 3 года), поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Чиж Т.А. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации Колпашевского городского поселения Томской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование указала, что она родилась /__/ в /__/, отца у нее нет, а мать Н. лишена родительских прав. Опекуном была назначена бабушка Чиж Г.Я., с которой она проживала в /__/. В 2006г. она закончила /__/ в /__/, /__/ у неё /__/. Она имеет статус /__/ и является /__/. В 2009г. переехала жить в /__/, устроилась на работу в ООО «/__/». Как за /__/ никакое жилье за ней не закреплялось. За решением жилищного вопроса она обратилась в Администрацию Колпашевского городского поселения по месту своего рождения, была включена в список учета /__/ для получения жилого помещения по договору найма. По состоянию на 01.01.2010 её очередь по списку за /__/, которая не движется, жилье ей вне очереди не предоставлено.
Просила обязать ответчиков предоставить ей вне очереди на условиях социального найма жилое помещение в /__/, не ниже установленных социальных норм по /__/, за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области.
В судебном заседании истец Чиж Т.А. иск поддержала.
Представитель Администрации Томской области Плешакова Ж.В. (доверенность от 02.04.2010 № 13) исковые требования не признала, считала, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Колпашевского городского поселения, а потому в удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области надлежит отказать.
Представитель Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко A.M. (доверенность № 1392 от 28.09.2009, сроком действия три года) исковые требования признал.
Суд на основании ст.40 Конституции РФ, ст.1, абз.2, абз.3 ч.1 ст.8 Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.1 ст.49, ч.1, п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 39 ГПК РФ, абз.2 ч.1 ст.15, ч.ч.1-3 ст.3, ст.4, ст.8 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из их числа, не имеющими закрепленного жилого помещения», ч.3 ст.3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» исковые требования удовлетворил частично. Обязал Администрацию Колпашевского городского поселения Томской области обеспечить Чиж Т.А. вне очереди на территории /__/ жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее /__/ кв.м.
В кассационной жалобе представитель администрации Колпашевского городского поселения Томской области Смыченко А.М. (доверенность от 28.09.2009 № 1392, сроком действия 3 года) выражает несогласие с вынесенным решением, находит его незаконным.
Указывает, что обращаясь в суд с иском, Чиж Т.А. просила обязать ответчиков Администрацию Томской области и Администрацию Колпашевского городского поселения за счет средств, представленных Администрацией Томской области, предоставить ей вне очереди на условиях социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм по /__/. С формулировкой требований истца Администрация Колпашевского городского поселения согласилась, так как, по его мнению, они основаны на требованиях закона и в полном объеме учитывают основания и механизм обеспечения прав истца. Иск был признан только на этих условиях. В решении же суда неверно и неполно изложено признание ответчиком Администрацией Колпашевского городского поселения исковых требований.
Считает не основанным на законе вывод суда о том, что Администрация Томской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Полагает, что суд не дал надлежащей оценки документу об отсутствии в поселении свободного муниципального жилья, не исследовал обстоятельства возможности или невозможности приобретения жилья органами местного самоуправления поселения за счет собственных бюджетных средств, при том, что бюджет поселения – дотационный, проигнорировал и не применил положения ч.2 ст.2 и ч.1 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-03 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», согласно которым исполнительные органы власти Томской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями /__/ и /__/, а также лиц из их числа, путем предоставления из областного бюджета субвенций муниципальным районам. Кроме того, суд не обоснованно не применил ст.5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в силу которой гарантии для /__/ по обеспечению жильем являются обязательствами Администрации области.
Указывает, что суд односторонне и не объективно исследовал требования закона Томской области от 11.09.2007 №188-03. Отсутствие или недостаточность финансовых средств у Администрации Томской области для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями /__/ и /__/, а также требования ст.140 Бюджетного кодекса РФ, не препятствует и не является основанием для невыполнения требований истца, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ
Полагает, что неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное толкование и применение норм материального права, повлекло за собой несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, в связи с чем суд необоснованно и незаконно признал ответчиком по делу только Администрацию Колпашевского городского поселения и возложил на нее обязанность за счет собственных финансовых средств обеспечить истца муниципальным жильем.
Считает, что указанные нарушения привели к неправильному разрешению дела, что является безусловным основанием для его отмены.
Просит решение отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Рассмотрев дело по правилам ч.1 ст.347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска о возложении на администрацию Колпашевского городского поселения Томской области обязанности по обеспечению Чиж Т.А. вне очереди жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее /__/ кв.м.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к лицам, из числа /__/ и /__/, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или один родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом правильно установлено и не оспаривается сторонами, что Чиж Т.А. относится к категории лиц из числа /__/ и /__/. Она не имеет закрепленного за ней жилого помещения и с 2003 года поставлена на льготную очередь в списке /__/ и /__/ на получение жилья.
Согласно абз.2 ч.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (в ред. от 12.03.2008) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" /__/ и /__/, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.
Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями /__/ и /__/, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).
В силу ч.1 ст.3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст.3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет /__/ и /__/, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенций, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения /__/ и /__/, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст.3 Закона).
В соответствии с ч.4 ст.3 Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями /__/ и /__/, а также лицам из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Из Закона Томской области от 29.12.2009 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» следует, что муниципальному образованию «Колпашевкий район» предоставлена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями /__/ и /__/, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Кроме того, Законом Томской области от 28.12.2010 N 327-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" местным бюджетам, в число которых входит МО «Колпашевский район», распределены субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями /__/ и /__/, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал надлежащим ответчиком Администрацию Колпашевского городского поселения Томской области.
Согласно п.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются /__/ и /__/, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Судом установлено, что истица Чиж Т.А. с 2003 года состоит на льготной очереди в Списке /__/ и /__/, на получение жилья (л.д.11,12). До настоящего времени Чиж Т.А. не обеспечена жилым помещением. Закрепленного за Чиж Т.А. жилого помещения либо находящегося у нее в собственности жилого помещения не имеется.
В соответствии с ч. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 22.08.2004) /__/ и /__/, а также /__/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст.1, его положения распространяются на /__/, /__/, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из указанного следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения /__/, /__/ и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному /__/ либо /__/. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст.140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.
Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением /__/ и /__/, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации.
В этой связи законных оснований для возложения обязанности на администрацию Томской области по предоставлению истцу жилого помещения не имеется. Доводы жалобы в указанной части судебная коллегия находит несостоятельными.
Исходя из изложенного, а также из характера заявленных исковых требований, выводы суда первой инстанции относительно признания Администрации Томской области ненадлежащим ответчиком по делу являются правомерными. Доводы жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права при разрешении данного вопроса судом не допущено.
Доводы кассатора о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку при рассмотрении данного спора все имеющие значение для дела обстоятельства определены правильно, решение суда содержит исчерпывающие выводы, которые соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, исследованными и оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Оснований считать выводы суда ошибочными не усматривается.
Несогласие ответчика с данной судом оценкой доказательств и выводами суда является его правом как участника гражданского дела, не свидетельствует о нарушении закона и не является основанием для отмены или изменения судебного решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь абз.2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Томска от 24 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Колпашевского городского поселения Томской области- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: