№ 33-576/2011 от 04.03.2011г.



Судья Вотина В.И. Дело №33-576/2011КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Руди О.В.,

судей Худиной М.И., Тищенко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске дело по заявлению Шакулова Р. об оспаривании бездействия Управления Федеральной миграционной службы по Томской области

по кассационной жалобе Шакулова Р. на решение Ленинского районного суда г.Томска от 24 января 2011 года,

заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя Управления Федеральной Миграционной службы России по Томской области Башмакова Е.И., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,

установила:

Шакулов Р. обратился в суд с заявлением, в котором (с учетом уточнений) просил признать незаконным бездействие УФМС России по Томской области.

В обоснование заявления указал, что в 1995 году из /__/, имея паспорт гражданина /__/, прибыл в /__/, откуда был направлен в /__/ в /__/, где ему присвоен статус /__/ и выдан новый паспорт гражданина /__/. В 1996 году выбыл в /__/, вновь в /__/ прибыл в 2008 году. Выданный в 1996 году паспорт в настоящее время является недействительным, иного удостоверяющего личность документа не имеет. Для его получения обратился в УФМС России по Томской области устно, затем с заявлением. На обращение от 20.11.2008 об оформлении разрешения на временное проживание и приеме в гражданство /__/ им получен ответ начальника УФМС России по Томской области о необходимости предоставления справки о наличии либо отсутствии гражданства /__/. Оформить отказ от гражданства и получить указанную справку в /__/ не удалось по причине того, что имеющийся у него паспорт -недействителен. Полагает, УФМС России по Томской области обязано истребовать указанные документы самостоятельно, чего не делает, возлагая эту обязанность на него. Просил признать данное бездействие государственного органа незаконным, так как в силу изложенного он лишен всех прав, в том числе, права работать, получать пенсию, лечиться.

Представитель УФМС России по Томской области Башмаков Е.И. заявленные требования не признал, пояснив, что административный регламент не возлагает на УФМС России по ТО обязанности истребовать документы, обязанность по предоставлению которых лежит на заявителе. Управление может лишь направлять запросы с целью проверки уже представленных документов. На все поступающие заявления Шакулова Р., не содержащие четкой просительной просьбы, ему даны исчерпывающие ответы. При этом с заявлением в установленной законом форме о получении гражданства Шакулов Р. не обращался.

Обжалуемым решением на основании ст.254, ст. 256 ГПК РФ, п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», п.2 ст.29, ст.30 Федерального закона №62-ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации», п.8 ст.6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п.36 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденное приказом ФМС РФ от 29.02.2008 №40, п.16.1, 16.3 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС РФ от 19.03.2008 №64, п.п.1,2,4,5,8,9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ 14.11.2002 №1325, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Шакулов Р. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении заявления. В жалобе подробно излагает обстоятельства дела, приводит выводы суда, с которыми не соглашается.

Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», согласно которым, по мнению кассатора, вопрос об оформлении разрешения на временное проживание и приеме в гражданство в /__/ должен был быть беспрепятственно разрешен УФМС России по Томской области, указывает на их неприменение судом при разрешении заявления.

Проверив законность и обоснованность решения по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шакулов Р. родился /__/ в /__/, где проживал до 1995 года, выбыв в /__/ (/__/). 04.01.1996 Шакулову Р. отделом внутренних дел /__/ выдан паспорт гражданина /__/ образца 1974 года.

19.01.1996 истцом получен статус /__/, после чего он выбыл в /__/ для проживания, возвратившись в /__/ уже в 2008 году.

20.11.2008 Шакулов Р. письменно обратился в УФМС России по Томской области с заявлением, указывая на то, что более месяца не решается вопрос о его получении /__/ либо о замене советского паспорта на удостоверение лица без гражданства.

20.11.2008 начальником УФМС России по ТО на данное обращение дан ответ, в котором указано, что рассмотрение вопроса об оформлении разрешения на временное проживание и приеме в гражданство /__/ возможно после предоставления Шакуловым Р. справки из Генерального Консульства /__/ о наличии либо отсутствии гражданства /__/.

По мнению Шакулова Р., должностные лица УФМС России по ТО должны были самостоятельно запросить необходимые документы, а не возлагать данную обязанность на него.

В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Согласно ст. 11 Закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002

года (ред. от 28.06.2009) гражданство Российской Федерации приобретается по рождению, в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает возможность приема в гражданство Российской Федерации как в общем (ст. 13), так и в упрощенном порядке (ст.14).

Согласно ст. 13 ранее действовавшего Закона РФ от 28 ноября 1991 года "О гражданстве РФ" гражданами Российской Федерации признавались граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу указанного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

Таким образом, гражданами /__/ признаются лица, состоявшие в /__/ по рождению, проживавшие за ее пределами, возвратившиеся для постоянного проживания на /__/ территорию независимо от времени возвращения и не имеющие гражданства другого государства.

Как видно из дела, Шакулов Р. на день вступления в силу указанного Закона постоянно проживал в /__/, был документирован паспортом гражданина /__/.

Далее, основанием пребывания Шакулова Р. на территории /__/ являлось предоставление статуса /__/. Однако данное основание не дает право на предоставление гражданства /__/ в упрощенном порядке, в связи с чем в данном случае оно может быть приобретено Шакуловым Р. в общем порядке.

Согласно ст. 13 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства.

Согласно ст. 10 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Согласно «Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденному Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.

Согласно ст. 8 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 г. N 64 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

В соответствии с п. 36 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином в территориальный орган УФМС России заявления с приложением всех необходимых документов. Указанным регламентом установлен перечень документов, одновременно прилагаемых к заявлению.

Пунктом 16.1 Административного регламента установлено, что заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом, подготовку необходимых копий документов.

Согласно пункту 16.3 Административного регламента на основании поданных заявителем заявления, документов и по результатам проверки должностное лицо докладывает руководству о факте обращения для принятия окончательного решения по заявлению.

Суд в силу приведенных норм верно указал, что для приобретения гражданства /__/, получения документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, гражданин должен обратиться в компетентный орган с письменным заявлением. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве /__/. Органы миграционной службы запрашивают только дополнительные сведения в рамках проведения проверок по поступившему от гражданина в установленном порядке заявлению.

Как видно из дела и верно установлено судом, с заявлением по установленной форме о приобретении гражданства /__/ и получении документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, Шакулов Р. не обращался, в то время как данный вопрос решается в заявительном порядке.

В связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что у УФМС России по ТО не возникло обязанности по истребованию документов. Соответственно, отсутствуют основания для признания бездействия УФМС России по Томской области незаконным.

Выводы суда в указанной части мотивированы, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не нашла. В связи с чем не состоятелен довод кассатора об обратном.

Заявитель же не лишен возможности инициировать вопрос о приобретении гражданства, получении документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, с соблюдением соответствующей процедуры.

Таким образом, разрешая данный спор, суд свои выводы мотивировал в судебном решении со ссылкой на исследованные в судебном заседании доказательства, нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, и правильно установив обстоятельства, имеющие значения для дела, постановил законное и обоснованное решение.

Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, что отражено в решении суда, поэтому основаниями для его отмены являться не могут.

Руководствуясь ст. ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Томска от 24.01.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Шакулова Р. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200