Судья: Глумова Т.А. Дело № 33-668/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Титова Н.Д., Тищенко Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске
по кассационной жалобе ответчика Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 03 февраля 2011 года
дело по иску Голубевой А. Н. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения, перерасчете дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с даты первоначального обращения.
Заслушав доклад судьи Худиной М.И., объяснения представителя ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Куриневской Н.Б., поддержавшей доводы жалобы, Голубевой А.Н., ее представителя Гасилиной И.П., представителя третьего лица ОАО «Сибирский химический комбинат» Изаак Ж.П., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Голубева А.Н. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения (ДМО) без учёта страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса, признании незаконным решения об отказе в перерасчете ДМО с учётом данного стажа, возложении обязанности назначить ДМО с учётом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса и провести перерасчет ДМО с учётом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса с даты первоначального обращения. В обоснование заявленных требований указала, что 25.08.2010 ответчиком ей назначено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса в /__/ года /__/ месяцев. Решением ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск № /__/ от 25.10.2010 ей было отказано в перерасчете ДМО в связи с невключением в расчет общего стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса. Данный отказ считает противоречащим законодательству, полагает, что перерасчет должен быть произведен с даты первоначального обращения с заявлением о назначении ДМО – с 20.10.2009.
Истица Голубева А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Громовик О.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2011, исковые требования не признала. Пояснила, что истица обратилась с заявлением о назначении ДМО 20.10.2009, но документов, подтверждающих её стаж, не представила. Ей разъяснялся 3-х месячный срок для представления недостающих документов. В связи с тем, что документов, подтверждающих право на ДМО, истец не представила, 20.01.2010 было вынесено решение об отказе ей в установлении ДМО. При повторном обращении с заявлением 25.08.2010 истице было установлено ДМО, исходя из страхового стажа продолжительностью 13 лет 6 месяцев на соответствующих видах работ, предусмотренных Перечнем. Оснований для перерасчета ДМО по заявлению истца от 21.10.2010 с учетом страхового стажа в организациях ядерного оружейного комплекса продолжительностью /__/ года /__/ месяцев не имеется, так как данный стаж не влияет на размер ДМО.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица на стороне истца ОАО «СХК».
Суд на основании подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. «а» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», ч. 2, п. «б» ч. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ», пп. 5, 8, 9, 10 Положения «Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ», ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном учёте в системе обязательного пенсионного страхования» исковые требования Голубевой А. Н. удовлетворил, признал незаконным назначение Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области Голубевой А.Н. дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения специалисту ядерного оружейного комплекса РФ без учета страхового стажа работы /__/ года /__/ месяцев в организации ядерного оружейного комплекса (на /__/) и решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области от 25.10.2010 № /__/ об отказе Голубевой А.Н. в перерасчете дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения; обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить Голубевой А.Н. дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы /__/ года /__/ месяцев в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы /__/ года /__/ месяцем в организации ядерного оружейного комплекса с даты обращения за назначением дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения - 20.10.2009.
В кассационной жалобе ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права. Понятие страхового стажа, дающего право на увеличение ДМО в соответствии с п.10 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549, истолковано судом ошибочно как общий страховой стаж в организации ядерного оружейного комплекса. В действительности увеличение суммарного размера дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости законом предусмотрено при наличии страхового стажа на соответствующих видах работ в предусмотренных перечнем видах деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса, сверх необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Истица имеет стаж в предусмотренных перечнем видах деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса продолжительностью 13 лет 6 месяцев, который был учтен при установлении ДМО. Оснований для его перерасчета не имеется. Требование о перерасчете ДМО с даты первоначального обращения в Управление удовлетворено неправомерно, поскольку истицей не было представлено в УПФ РФ документов, подтверждающих уважительные причины задержки представления необходимых сведений о стаже.
В возражениях на кассационную жалобу Голубева А.Н. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Указом Президента РФ от 23.08.2009 № 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее именуется - дополнительное обеспечение) при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее именуются - организации ядерного оружейного комплекса), и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем (п.2).
Судом первой инстанции установлено, что Голубевой А.Н. с 25.05.1992 назначена пенсия по п. «а» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Справкой ОАО «СХК» /__/ от 20.09.2010 (л.д. 18) подтверждено, что Голубева А.И. имеет страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», 13 лет 06 месяцев, страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса РФ, – /__/ года /__/ месяцев.
Распоряжением ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области /__/ от 22.09.2010 Голубевой А.Н. на основании заявления от 25.08.2010 установлена доплата как работнику ядерного комплекса в размере /__/ руб. /__/ коп. с 25.08.2010 пожизненно (л.д. 39).
Согласно справке ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 08.11.2010 (л.д. 20) на 01.08.2010 Голубевой А.И. назначена пенсия исходя из ее среднего заработка /__/ руб., суммарный размер ДМО, базовой и страховой частей пенсии составляет 61% среднемесячного заработка - /__/ руб., расчетный ДМО – /__/ руб.
Заявляя требования о перерасчете ДМО, истец считает, что учету подлежит весь страховой стаж ее работы в организации ядерного оружейного комплекса – /__/ года /__/ месяцев, а не только страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 1п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - 13 лет 06 месяцев, в связи с чем суммарный размер ДМО с базовой и страховой частями пенсии должен быть увеличен.
В силу подп. «б» п.3 Указа Президента РФ от 23.08.2009 № 1563 суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) не должен превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданина, а также 10-кратного размера социальной пенсии, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на день назначения дополнительного обеспечения.
Согласно п.9 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве.
Пунктом 10 указанного Положения установлено, что суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается:
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения;
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа:
сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях;
сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из анализа изложенных правовых норм следует, что продолжительность страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса влияет на суммарный размер дополнительного обеспечения и частей (базовой и страховой) трудовой пенсии по старости.
С учетом установленных обстоятельствах, а также признания ОАО «СХК» наличия у истца страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса РФ /__/ года /__/ месяцев, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск обязанности по перерасчету назначенных Голубевой А.И. сумм ДМО.
Верными являются и выводы суда о назначении ДМО с учетом страхового стажа истца в /__/ года /__/ месяцев с даты первоначального обращения за назначением ДМО – 20.10.2009.
В силу п. 13 Постановления Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" размер дополнительного обеспечения может быть пересмотрен по заявлению гражданина при представлении им в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, документов, дающих право на изменение размера дополнительного обеспечения. В этом случае дополнительное обеспечение в новом размере устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заявителем были представлены указанные документы.
С учетом того, что справка о стаже работы, являющаяся для пенсионного органа основанием для установления ДМО, была выдана истцу ОАО «СХК» только 20.09.2010 на основании решения Северского городского суда Томской области от 07.07.2010, суд пришел к правильному выводу о том, что установленный 3-месячный срок для предоставления документов, подтверждающих право на ДМО, с момента обращения с первоначальным заявлением (20.10.2009) истцом пропущен по независящим от него обстоятельствам, что обоснованно признано основанием для сохранения за Голубевой А.И. права на получение ДМО со дня подачи заявления о назначении ДМО – с 20.10.2009. При этом суммарный размер ДМО и частей пенсии по старости (страховой и базовой) должен быть установлен с учетом страхового стажа работы в /__/ года /__/ месяцев с 20.10.2009.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дан подробный анализ, выводы суда по данным доводам полно мотивированны, не соглашаться с ними судебная коллегия оснований не имеет.
Руководствуясь ст.ст. 360, абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Северского городского суда Томской области от 03 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: