Судья: Шерстабоева Е.В. Дело № 33-669/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 марта 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Троценко В.А.,
судей Петровского М.В., Худиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске
по кассационной жалобе истца Лаврова А. С. на решение Северского городского суда Томской области от 20 января 2011 года
дело по иску Лаврова А. С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения ГУ – УПФ Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, признании незаконным решения ГУ – УПФ Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области об отказе в перерасчете дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности назначить дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение и провести перерасчет размера указанного обеспечения с даты установления дополнительного материального обеспечения.
Заслушав доклад судьи Худиной М.И., объяснения представителя истца Лаврова А.С. Долгушиной В.С., представителя третьего лица ОАО «Сибирский химический комбинат» Чернышевич Е.Н., поддержавших доводы жалобы, представителя ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Куриневской Н.Б., возражавшей против жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Лавров А.С. обратился в суд с иском к ГУ – УПФ Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области, в котором с учётом уточнения требований просил признать незаконным назначение ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Лаврову А.С. дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учёта страхового стажа работы в 12 лет 8 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса, признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 25.08.2010 № /__/ об отказе в перерасчете ДМО с учётом данного стажа, обязать ГУ– УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить Лаврову А.С. ДМО с учётом страхового стажа работы 12 лет 8 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса, предусмотренного указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, и провести перерасчет размера ДМО с учётом данного стажа со дня установления ДМО – с 11.03.2010.
В обоснование заявленных требований указал, что с 04.03.2010 ему назначена трудовая пенсия по старости за работу с вредными условиями труда в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с подп. «б» п.3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 ему установлено дополнительное пожизненное материальное обеспечение (ДМО) за работу в организации ядерного оружейного комплекса в видах деятельности, указанных в перечне. Однако расчет ДМО произведен пенсионным органом неверно. Решением ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск по Томской области № /__/ от 25.08.2010 ему необоснованно отказано в перерасчете ДМО с учетом общего стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса 12 лет 8 месяцев, в то время как ДМО рассчитано с учетом 6 лет страхового стажа. Так же неверным является расчёт ДМО и потому, что начисленная и получаемая им сумма пенсии по старости с 01.10.2010 составляет /__/ руб., что менее установленных Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 55% его среднего месячного заработка на /__/ руб. /__/ коп., в связи с чем размер ДМО подлежит перерасчету.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Лаврова А.С., представителя третьего лица ОАО «СХК».
В судебном заседании представитель истца Долгушина В.С., действующая на основании доверенности от 22.12.2010, исковые требования Лаврова А.С. поддержала.
Представитель ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Куриневская Н.Б., действующая на основании доверенности от 11.01.2011, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 10 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 549 от 01.09.2005, оснований для увеличения ДМО с учетом страхового стажа истца в организации ядерного оружейного комплекса в 12 лет 8 месяцев не имеется. Учитывая страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в 6 лет 0 месяцев, ему назначен максимально возможный размер ДМО, который суммарно с базовой и страховой частями пенсии составляет 55 % его среднего месячного заработка.
Суд на основании подп. 1 п.1 ст. 27, п. 4 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. 2, подп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», п. 9, п. 10 Положения об установлении, выплате, перерасчёте и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса РФ, и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию», утвержденного постановлением Правительства РФ № 549 от 01.09.2005 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» исковые требования Лаврова А.С. удовлетворил частично: признал незаконным назначение ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Лаврову А.С. дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учета страхового стажа работы 12 лет 8 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса (на СХК), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563; обязал ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить Лаврову А.С. дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы 12 лет 8 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса (на СХК), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
В кассационной жалобе истец Лавров А.С. просит указанное решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности на ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области произвести перерасчёт размера ДМО с даты назначения - 11.03.2010 и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывает, что ему неправильно рассчитан размер ДМО в сумме /__/ руб. /__/ коп. с 11.03.2010 по причине наличия на иждивении нетрудоспособного члена семьи, исходя из повышенного базового размера страховой части пенсии /__/ руб. Гражданину, не имеющему на иждивении ребенка, при прочих равных условиях ДМО начисляется с учетом базового размера страховой части пенсии /__/ руб. и составляет в таком случае /__/ руб. Таким образом, наличие у истца на иждивении нетрудоспособного члена семьи повлекло необоснованное, неправомерное уменьшение размера ДМО для такого гражданина на /__/ руб., что ухудшило положение Лаврова А.С., нарушило его права по сравнению с гражданами, не имеющими на иждивении нетрудоспособных членов семьи. Повышенный размер базовой части пенсии, в данном случае на /__/ руб., имеет правовой режим надбавки к пенсии и не должен учитываться при определении размера ДМО. Изменение порядка начисления ДМО, дифференциация установленного размера ДМО в зависимости от наличия или отсутствия иждивенцев, начисление меньшего размера ДМО гражданам-получателям, имеющим на иждивении нетрудоспособного несовершеннолетнего ребенка, по сравнению с гражданами-получателями ДМО, не имеющими на иждивении такого ребенка, противоречит ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. Суд не учел, что суммарный размер ДМО и пенсии, назначенных истцу с 01.10.2010, составляет /__/ руб., что менее 55% его средней месячной заработной платы в /__/ руб. на /__/ руб., что также явилось следствием неправильного установления ДМО с 11.03.2010 с учетом повышенного размера базовой части пенсии. Расчет ДМО с учетом надбавки является неправомерным. ДМО для истца должно рассчитываться исходя из базового размера страховой части пенсии в размере /__/ руб.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Судом первой инстанции установлено, что Лаврову А.С. с 04.03.2010 назначена пенсия по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно справке № /__/ от 28.04.2010 его страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», составляет 6 лет 00 месяцев, страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса РФ, - 12 лет 08 месяцев.
В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее именуется - дополнительное обеспечение) при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее именуются - организации ядерного оружейного комплекса), и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем.
В соответствии с п.5 "Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию" (далее «Положение»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" дополнительное обеспечение устанавливается по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства гражданина, на основании его письменного заявления по форме согласно приложению №1 а также справки о размере среднемесячного заработка по форме согласно приложению № 2 и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, по форме согласно приложению №3 выдаваемых по запросу гражданина организацией ядерного оружейного комплекса или военным представительством, в которых он осуществлял трудовую деятельность.
Из материалов дела следует, что Лаврову А.С. по заявлению от 11.03.2010 установлено дополнительное пожизненное материальное обеспечение с учетом продолжительности страхового стажа 6 лет 00 месяцев на соответствующих видах работ, предусмотренных перечнем.
Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области № /__/ от 25.08.2010 Лаврову А.С. отказано в перерасчете дополнительного материального обеспечения за работу в ядерном оружейном комплексе РФ по заявлению от 24.08.2010.
Разрешая заявленные Лавровым А.С. требования о признании указанного решения пенсионного органа незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что назначение истцу ДМО без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса в 12 лет 8 месяцев не соответствует закону, в связи с чем обязал ГУ-УПФ РФ назначить ДМО с учетом указанного страхового стажа.
Данный вывод суда первой инстанции является законным, постановленным при правильном применении норм материального права, не оспорен сторонами при обжаловании судебного решения.
Вместе с тем, постановляя решение, суд отказал Лаврову А.С. в удовлетворении требований о перерасчете дополнительного материального обеспечения.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно п. 9 Положения минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве.
Согласно справке № /__/ от 23.01.2010, выданной ОАО «СХК», среднемесячная заработная плата Лаврова А.С. составляла /__/ руб. Таким образом, минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости истца должен составлять не менее /__/ руб.
Из выписки из пенсионного дела Лаврова А.С. (л.д. 32) следует, что на 01.03.2010 расчетный ДМО ему установлен в размере /__/ руб., страховая часть пенсии - /__/ руб., из которых базовая часть – /__/ руб., страховая – /__/ руб. Повышенный размер базовой части пенсии – /__/ руб. назначен Лаврову А.С. в связи с предоставлением им заявления и документов, подтверждающих нахождение у него на иждивении несовершеннолетнего члена семьи.
По достижении совершеннолетия членом семьи с 01.10.2010 Лаврову А.С. изменен расчет пенсии - базовая часть пенсии установлена в обычном размере – /__/ руб.
Таким образом, с 01.10.2010 Лаврову А.С. назначена страховая часть пенсии в размере /__/ руб., ДМО – /__/ руб. (справка отдела УПФР, л.д. 56), что в сумме составляет /__/ руб.
Назначенный с 01.10.2010 Лаврову А.С. суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости составляет менее 55% среднего заработка, что противоречит п.9 Положения, а потому является неправомерным и подлежащим перерасчету с даты назначении указанного размера ДМО – с 01.10.2010.
Кроме того, в соответствии с п.10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается:
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения;
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа:
сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях;
сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из анализа изложенных правовых норм следует, что продолжительность страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса влияет на суммарный размер дополнительного обеспечения и страховой части трудовой пенсии по старости.
С учетом установленных обстоятельствах, а также признания ОАО «СХК» наличия у истца страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса РФ 12 года 08 месяцев, на ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск должна быть возложена обязанность по перерасчету назначенных истцу сумм ДМО.
Довод жалобы о перерасчете ДМО с учетом того, что повышенный размер базовой части пенсии, назначенный истцу с 11.03.2010 по 01.10.2010, является надбавкой к пенсии с учетом нетрудоспособного члена семьи, а потому не может влечь в этот период изменение ДМО в сторону уменьшения, основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с преамбулой к Указу Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" целью установления дополнительного пожизненного обеспечения является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Из смысла п.п. 9,10 Положения следует, что дополнительное материальное обеспечение назначается как недостающая часть к страховой части трудовой пенсии до определенного процентного соотношения к среднемесячному заработку гражданина, имевшемуся у него в процессе трудовой деятельности (от 55% до 75%).
Вывод суда о том, что сама методика расчета ДМО, в соответствии с которой в суммарный размер ДМО входит базовая и страховая части трудовой пенсии по старости, направлена на сбалансированность размера пенсии и ДМО (при увеличении пенсии уменьшается размер ДМО, размер небольшой пенсии компенсируется увеличением размера ДМО), является верным, основанным на правильном толковании правовых норм.
Судебная коллегия, соглашаясь с изложенным выше выводом суда первой инстанции, считает доводы жалобы о необоснованном снижении размера ДМО при назначении истцу повышенного размера базовой части пенсии с учетом нахождения на иждивении члена семьи необоснованными и подлежащими отклонению.
С учетом изложенного, признавая наличие оснований для перерасчета истцу ДМО со дня обращения за назначением ДМО – с 01.03.2010, судебная коллегия приходит к тому, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований Лаврова А.С. о признании незаконным решения ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 25.08.2010 № /__/ об отказе в перерасчете ДМО с учётом страхового стажа работы в 12 лет 8 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса, обязании ГУ– УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области провести перерасчет размера ДМО с учётом данного стажа со дня установления ДМО – с 11.03.2010 на основании п.4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении указанных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 360, абз. 4 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Северского городского суда Томской области от 20 января 2011 года в части отказа в удовлетворении требований Лаврова А. С. о признании незаконным решения ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 25.08.2010 № /__/ об отказе в перерасчете ДМО с учётом страхового стажа работы в 12 лет 8 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса, обязании ГУ– УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области произвести перерасчет размера ДМО с учётом данного стажа со дня установления ДМО – с 11.03.2010 отменить, в данной части принять новое решение об удовлетворении указанных исковых требований.
Председательствующий:
Судьи: