№ 33-740/2011 от 18.03.2011г.



Судья Прилуцкая И.О. Дело № 33-740/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Синяковой Т.П.,

судей Радикевич М.А., Залевской Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску прокурора Каргасокского района Томской области в интересах Кошелевой Н. Г. к муниципальному образованию «Каргасокское сельское поселение» в лице Администрации Каргасокского сельского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

по кассационной жалобе представителя Администрации Каргасокского сельского поселения Петелиной Г.М. на решение Каргасокского районного суда Томской области от 31 января 2011 года.

Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения прокурора Дашевской О.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Каргасокского района Томской области в интересах Кошелевой Н.Г. обратился в суд с иском, с учетом изменений, к муниципальному образованию «Каргасокское сельское поселение» в лице Администрации Каргасокского сельского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав, что в прокуратуру Каргасокского района Томской области обратилась Кошелева Н.Г. с заявлением о том, что ей как лицу /__/, /__/, Администрацией Каргасокского сельского поселения не предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Кошелева Н.Г., /__/ года рождения /__/, т.е. до достижения 18-летнего возраста, в период с 01.09.2005 по 30.06.2009 проходила обучение в /__/ в образовательном учреждении /__/ образования. Таким образом, Кошелева Н.Г. является лицом /__/, /__/, которые согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Решением Совета Каргасокского сельского поселения от 25.05.2006 № /__/ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения» в муниципальном образовании «Каргасокское сельское поселение» норма предоставления площади жилого помещения на 1 человека составляет /__/ кв.м.

Просил обязать Администрацию Каргасокского сельского поселения предоставить Кошелевой Н.Г. на территории /__/ вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже /__/ квадратных метров общей площади, и пригодное для постоянного проживания (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В судебном заседании помощник прокурора Каргасокского района Томской области Голещихин В.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Дело рассмотрено в отсутствие Кошелевой Н.Г., поддержавшей в письменном заявлении исковые требования прокурора.

Судом рассмотрено дело в отсутствие представителя Администрации Каргасокского сельского поселения, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания, которая в отзыве на иск указала, что Кошелева Н.Г. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 19.10.2010 путем проставления ее инициалов в журнал учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по Каргасокской сельской администрации с пометкой «/__/». Все действия исполнены в рамках действующего законодательства. Администрация Каргасокского сельского поселения считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация Томской области.

Обжалуемым решением на основании ст.57 ЖК РФ, ч.1 ст.1, ч.1, абз.2 ч.2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.1,5 ст.149, ч.1 ст.152 БК РФ исковые требования прокурора Каргасокского района Томской области в интересах Кошелевой Н.Г. удовлетворены. Суд обязал муниципальное образование «Каргасокское сельское поселение» в лице Администрации Каргасокского сельского поселения предоставить Кошелевой Н.Г. на территории /__/ вне очереди жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям /__/, в соответствии с нормами предоставления, но не ниже /__/ кв.м общей площади, отвечающее установленным требованиям.

В кассационной жалобе представитель Администрации Каргасокского сельского поселения Петелина Г.М. просит решение суда отменить, направив его на новое рассмотрение, в связи с неправильным применением норм материального права.

Указывает, что дополнительные гарантии прав /__/, /__/, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Считает, что со стороны Администрации Каргасокского сельского поселения обязанности по реализации закона исполнены.

Суд обязал Администрацию Каргасокского сельского поселения предоставить Кошелевой Н.Г. жилое помещение на территории /__/, когда в исковом заявлении прокурор требовал предоставления квартиры на территории /__/. Ответчиком по данному делу привлечено муниципальное образование «Каргасокское сельское поселение».

Указывает, что закон не обязывает в рассматриваемом случае предоставление жилого помещения гражданам именно в черте населенного пункта, где они зарегистрированы. Ходатайства об изменении исковых требований прокурор не заявлял.

Считает, что в данном случае жилое помещение может быть предоставлено Кошелевой Н.Г. в любом населенном пункте муниципального образования «Каргасокское сельское поселение», по месту жительства (закрепления за ними жилой площади).

В возражениях на кассационную жалобу помощник прокурора Каргасокского района Томской области Голещихин В.С. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со ст.354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив в пределах ч.1 ст.347 ГПК РФ доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения процессуального истца прокурора Дашевской О.С., судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Каргасокского района Томской области в интересах Кошелевой Н.Г.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или один родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом правильно установлено и не оспаривается сторонами, что Кошелева Н.Г. относится к категории лиц /__/, /__/. В 2009 году Кошелева Н.Г. окончила обучение в /__/ и в настоящее время не имеет закрепленного за ней жилого помещения. На основании постановления Администрации Каргасокского сельского поселения №/__/ от 19.10.2010 «О постановке на учет граждан как нуждающихся в жилых помещениях, снятии с учета, выделении жилого помещения» Кошелева Н.Г. 19.10.2010 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. (л.д.6).

Согласно абз.2 ч.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (в ред. от 12.03.2008) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» /__/, /__/, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).

В силу ч.1 ст.3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст.3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст.3 Закона).

В соответствии с ч.4 ст.3 Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

На основании п. 1 ч. 2 Закона Томской области от 10.09.2004 № 201-03 «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Каргасокского района», образовано в границах муниципального района муниципальное образование Каргасокское сельское поселение, включающее в себя населенные пункты: /__/, административный центр /__/.

Согласно решению Совета Каргасокского сельского поселения «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения» № /__/ от 25.05.2006, в муниципальном образовании «Каргасокское сельское поселение» норма предоставления площади жилого помещения на 1 человека составляет /__/ кв.м.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что администрация Томской области не является ответчиком по рассматриваемому иску, так как возложение обязанности по предоставлению жилья конкретному лицу не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию вышеуказанного Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-03. Надлежащим ответчиком является администрация Каргасокского сельского поселения, поскольку наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и других лиц, указанных в Законе Томской области от 11.09.2007 № 188-03 администрации поселений Томской области.

Согласно п. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Судом установлено, что Кошелева Н.Г. с 2010 года состоит на льготной очереди в Списке /__/, оставшихся /__/, на получение жилья. До настоящего времени она не обеспечена жилым помещением. Закрепленного за Кошелевой Н.Г. жилого помещения либо находящегося у нее в собственности жилого помещения не имеется.

В соответствии с ч. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-« сирот » и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из указанного следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения /__/, /__/, и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст.140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением /__/, /__/, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации.

В этой связи законных оснований для возложения обязанности на администрацию Томской области по предоставлению истцу жилого помещения не имеется. Доводы жалобы в указанной части судебная коллегия находит несостоятельными.

Исходя из изложенного, а также из характера заявленных исковых требований, выводы суда первой инстанции относительно признания администрации Томской области ненадлежащим ответчиком по делу являются правомерными. Доводы жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права при разрешении данного вопроса судом не допущено.

Доводы кассационной жалобы о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку при рассмотрении данного спора все имеющие значение для дела обстоятельства определены правильно, решение суда содержит исчерпывающие выводы, которые соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, исследованными и оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Оснований считать выводы суда ошибочными не усматривается.

Несогласие ответчика с данной судом оценкой доказательств и выводами суда является его правом как участника гражданского дела, не свидетельствует о нарушении закона и не является основанием для отмены или изменения судебного решения.

Довод кассационной жалобы о том, что судом необоснованно возложена обязанность на ответчика предоставить жилое помещение на территории /__/, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в судебном заседании 31 января 2011 года помощником прокурора Каргасокского района Голещихиным В.С. исковые требования в этой части в соответствии со ст.39 ГПК РФ были изменены. Таким образом, решение судом постановлено в пределах заявленных исковых требований.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Каргасокского районного суда Томской области от 31 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации Каргасокского сельского поселения Петелиной Г.М. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: