№ 33-688/2011 от 25.03.2011г.



Судья: Шороховецкая Н.А. Дело №33-688/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Тищенко Т.А.,

судей Залевской Е.А., Радикевич М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Ефимова Г. А. к Администрации г. Томска, Департаменту Архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду

по кассационной жалобе Ефимова Г. А. на решение Кировского районного суда г. Томска от 28 января 2011 года.

Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения истца Ефимова Г.А., представителя истца Орлова М.С., действующего на основании доверенности от 17.11.2010, поддержавших кассационную жалобу, представителя ответчика Администрации г. Томска Литвиновой Е.С., действующей на основании доверенности от 03.02.2011, представителя ответчика Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска Новак М.М., действующей на основании доверенности от 24.03.2011, удостоверения №129, согласившихся с решением суда, возражавших против жалобы, суд кассационной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Ефимов Г. А. (далее по тексту - Ефимов Г.А., истец, кассатор) обратился в суд к Администрации г. Томска ( далее по тексту –Администрация), Департаменту Архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска ( далее по тексту –Департамент) с требованием о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.

В обоснование иска указал, что 31.03.2010 обратился в Администрацию г.Томска с заявлением о предоставлении в аренду под индивидуальное строительство земельного участка размером /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/. В согласовании земельного участка было отказано ввиду того, что он расположен в зоне городских лесов, однако согласно ответу начальника управления окружающей среды и природного комплекса от 07.06.2010, указанный земельный участок в зону городских лесов не входит. Он вновь обратился с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка, но 27.07.2010 ему повторно было отказано в предоставлении данного участка. С указанным решением он не согласен, так как Администрация г.Томска не желает исполнять закон Томской области «О выделении земельных участков», вводя его в заблуждение противоправными отказами.

Просил суд признать решение Администрации г.Томска об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, возложить обязанность предоставить земельный участок в собственность по адресу: /__/ по тому основанию, что земельный участок ему должен быть выделен как /__/.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Ефимов Г.А. и его представитель Орлов М.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г.Томска Литвина Е.С. исковые требования не признала, пояснив суду, что истцом не представлено доказательств обращения в Администрацию г.Томска с заявлением в установленной законом форме о постановке его на учёт как /__/. При отсутствии такого заявления, решение об отказе или предоставлении земельного участка не может быть принято. Учитывая, что установленная процедура постановки на учет Ефимовым С.Г. не была соблюдена, Администрация г.Томска не вправе была принимать какое-либо решение о предоставлении истцу земельного участка либо о заключении с ним договора аренды. Спорный земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.

Представитель ответчика Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска Новак М.М. возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не представлено доказательств возникновения прав на заявленный им конкретный земельный участок, у Администрации г.Томска нет обязанности представить указанный земельный участок Ефимову Г.А. Существует установленный порядок предоставления земельных участков, в том числе и лицам, являющимся /__/, /__/. Заявление Ефимова Г.А. было подано в Администрацию г.Томска в простой произвольной письменной форме, без оформления заявления в соответствии с требованиями Закона Томской области №/__/ и было рассмотрено в порядке статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Обжалуемым решением на основании статьи 9 Конституции Российской Федерации, статьи 6, части 1 статьи 7, частей 1, 4 статьи 28, части 2 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 6, пункта 3.1 статьи 7 Закона Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» Ефимову Г.А. в удовлетворении искового заявления отказано.

В кассационной жалобе Ефимов Г.А. просит решение суда отменить и передать дело на новое рассмотрение. В жалобе приводит доводы, что и в суде первой инстанции. Считает, что Администрация г.Томска не указала причину отказа в предоставлении ему земельного участка по адресу: /__/. Указывает, что им были представлены все необходимые документы: о /__/, о том, что он является /__/ и отсутствии обременений на земельном участке, однако Администрация г.Томска при решении вопроса о предоставлении участка их проигнорировала.

В письменном отзыве на кассационную жалобу Администрация г. Томска указывает на законность и обоснованность судебного решения.

При рассмотрении дела в кассационном порядке сторона истца поддержала изложенную позицию, представители ответчиков возражали против удовлетворения кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, изучив и обсудив кассационную жалобу в пределах изложенных в ней доводов в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав участвующих в кассационном производстве лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Суд первой инстанции, отказывая Ефимову Г.А. в удовлетворении иска, исходил из того, что истец обратился в суд с иском к Администрации, претендуя на предоставление земельного участка в льготном порядке как /__/, однако, доказательств того, что он встал на учёт в Администрации в установленном порядке как льготник в целях предоставления ему земельного участка, суду не предоставил.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом.

В ходе судебного разбирательства в суде первой и кассационной инстанций Ефимов Г.А. настаивал на том, что имеет право на льготное предоставление ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства как /__/.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, оговоренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законодательством предусматривается единственный случай бесплатного предоставления земельных участков. Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривается бесплатное предоставление в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности указанных организаций (статья 3).

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривается норма о праве /__/ и семей, имеющих в своем составе /__/, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (статья 16). Вместе с тем указанная норма не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей (бесплатно или за меньшую плату, без проведения торгов - в случаях предоставления земельных участков для целей жилищного строительства).

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено право /__/ и семей, имеющих в своем составе /__/, на первоочередное предоставление земельного участка.

В соответствии со статьёй 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, когда в аукционе участвовали менее двух участников. Таким образом, исключения в порядке предоставления земельных участков для /__/ и семей, имеющих в своем составе /__/, не предусмотрены.

Льготное предоставление /__/ земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Томской области регулируется Законом Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» от 04.10.2002 № 74-ОЗ ( далее по тексту –Закон)

В основание своих требований истец указывал, что Администрацией г.Томска ему отказано в предоставлении земельного участка как /__/, /__/ на основании статьи 14.2 Закона.

Судом первой инстанции верно установлено, что в силу статьи 7 пункту 3.1 Закона предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном статьей 14.2 настоящего Закона, осуществляется /__/ и /__/, /__/ и /__/.

В соответствии с частью 2 статьи 14.2 Закона гражданам из числа категорий, перечисленных в части 3.1 статьи 7 настоящего Закона, земельные участки предоставляются в порядке очередности. Постановка на учет указанных граждан, для получения земельного участка и предоставление им земельных участков производится в порядке согласно приложению к настоящему Закону, которым утвержден Порядок постановки на учет граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно, и предоставления указанным гражданам земельных участков ( далее по тексту –Порядок).

Согласно п.З. данного Порядка учет граждан осуществляется соответственно уполномоченным областным органом по управлению областным государственным имуществом, уполномоченным органом муниципального образования. На территории муниципального образования "Город Томск" уполномоченным органом муниципального образования для целей реализации Порядка является Администрация города Томска в лице ее отраслевых и специально созданных коллегиальных органов: управления социальной политики Администрации города Томска, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска, Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска, Комиссии Администрации города Томска по вопросам предоставления земельных участков в соответствии со статьёй 14.2 Закона.

Для принятия на учет гражданином подается заявление с просьбой о постановке на учет в установленной законом форме, с приложением документов, указанных в пункте 5 вышеназванного Порядка постановки на учет.

Также, во исполнение данного Порядка, функции уполномоченного органа муниципального образования "Город Томск" по учету граждан для получения земельных участков и ведению реестра зарегистрированных по месту жительства граждан, поставленных на учет для получения земельных участков, осуществляет управление социальной политики администрации города Томска. Соответствующее положение предусмотрено Постановлением Администрации г. Томска от 02.06.2009 № 452 "О регламенте работы администрации города Томска при предоставлении земельных участков в соответствии со статьей 14.2 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-03 "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области".

Согласно Порядку постановки на учет граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков, заявление о принятии на учет гражданина с приложением всех документов, перечисленных в пункте 5 настоящего Порядка, рассматривается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня его поступления. О постановке или об отказе в постановке на учет гражданину сообщается в письменной форме в течение трех дней после дня принятия соответствующего решения, (пункт7). Учет граждан ведется путем их включения в Книгу учета граждан для получения земельного участка (далее именуется Книга учета), которая ведется в уполномоченном органе по установленной форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (пункт 8).

Материалами дела подтверждено, что Ефимов Г.А. с заявлением установленной формы в Администрацию г. Томска не обращался, соответственно на учет как лицо, претендующее в льготном порядке на предоставление ему земельного участка бесплатно не ставился.

В соответствии со статьёй 14.2 Закона гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, гражданам из числа категорий, перечисленных в части 3.1 статьи 7 настоящего Закона, земельные участки на основании их заявления предоставляются в аренду однократно сроком на пять лет, исходя из даты принятия их на учет для получения земельных участков, в порядке очередности.

Поскольку вся вышеуказанная процедура не была соблюдена Ефимовым Г.А., Администрация г. Томска не вправе была принимать решение о предоставлении ему земельного участка и заключать с ним договор аренды.

Таким образом, действия Администрации г. Томска соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Доводы кассационной жалобы Ефимова Г.А. не подтвердились, направлены на переоценку выводов суда, оснований для такой переоценки нет.

Решение суда первой инстанции следует считать законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права, которые в силу части 2 статьи 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, решение следует оставить в силе, жалобу Ефимова Г.А. - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 360, абзацам 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение Кировского районного суда г.Томска от 28 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ефимова Г. А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: