№ 33-799/2011 от 29.03.2011г.



Судья Николаенко Е.С. Дело № 33-799/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Троценко В.А.,

судей Худиной М.И., Титова Н.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске 29 марта 2011 года дело по иску Волк Т. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить период работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

по кассационной жалобе истицы Волк Т. Н. на решение Советского районного суда г. Томска от 18 февраля 2011 года, которым

в удовлетворении иска Волк Т. Н. отказано.

Заслушав доклад судьи Троценко В.А., рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истицы Волк Т.Н. Ведрову Т.А. (по доверенности от 02.03.2011), поддержавшую жалобу, представителя ответчика Мамаева А.Е. (по доверенности от 11.01.2011), возражавшего против жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Волк Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период её работы в должности /__/ на станции юных натуралистов /__/ с 24.08.1982 по 11.11.1984, назначить ей пенсию с 10.11.2009, ссылаясь на то, что решением ответчика № /__/ от 03.12.2009 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью педагогического стажа, т.к. этот период ей не зачли в специальный стаж. На момент обращения 10.11.2009 у неё имелся 25-летний стаж педагогической деятельности, что подтверждено трудовой книжкой. Работая /__/, она выполняла обязанности согласно квалификационным характеристикам должности «/__/», утвержденным постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 07.01.1977: комплектовала состав кружка, составляла программы и учебные планы, проводила занятия, организовывала участие в общественных мероприятиях, проводила воспитательную работу совместно с родителями. Отпуск у /__/ составлял 36 рабочих дней или 42 календарных дня, как и у других педагогических работников. Потом должность «/__/» была переименована, стала называться «/__/», должностные обязанности которого полностью совпадают с должностными обязанностями /__/, что видно из должностной инструкции, утвержденной директором МОУ ДОД Дом детского творчества /__/ 01.11.2009. Педагогическую деятельность с детьми подтверждают планы занятий кружка цветоводов, тематические планы учебного года 1982-1983. Работа в спорный период являлась педагогической и учебно-методической. Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, время работы в должности /__/ засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Необходимые 2/3 стажа не были выработаны на момент прекращения 01.10.1993 действия указанного постановления, но это не является основанием для не включения спорного периода в педагогический стаж, так как исходя из правовой определенности указанные периоды включаются в стаж независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на ее досрочное назначение. На момент обращения за назначением пенсии ее страховой стаж составлял 25 лет 4 месяца 15 дней, из которых 22 года 9 месяцев 27 дней ответчик засчитал в специальный стаж. 2/3 от стажа 25 лет составляют 16 лет 8 месяцев. Ответчик необоснованно утверждает, включив 22 года в педагогический стаж, что 2/3 у нее отсутствуют.

Истица Волк Т.Н. в судебное заседание не явилась, была надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие с участием её представителя.

Представитель истицы Волк Т.Н. Волк С.Л. (по доверенности от 29.01.2011) исковые требования поддержал, пояснил, что истица не доказывает тождество должностей «/__/» и «/__/», а основывает свою позицию на характере выполняемой работы, которую можно отнести к педагогической. Согласно постановлению № /__/ в стаж работы засчитывалась методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа на станциях, а также работа во внешкольных детских учреждениях. Квалификационные характеристики /__/ соответствуют наименованию должности и свидетельствуют о том, что работа истицы являлась учебно-методической. В отношении соблюдения условия о наличии 2/3 педагогического стажа, поддержал доводы, изложенные в иске, и полагал, что они должны рассчитываться на момент подачи заявления о назначении пенсии.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области Мамаев А.Е. (по доверенности от 11.01.2011) иск не признал, представил письменные возражения на иск. Пояснил, что в Списке от 06.09.1991 № 463 должность /__/ не указана. Не вся педагогическая деятельность даёт право на досрочное назначение пенсии. Право на досрочное назначение пенсии связано не только с характером трудовой деятельности, но и с работой в определенных должностях и учреждениях, как это определено Правительством РФ. Спорный период не был включен истице в льготный стаж, поскольку должность /__/ не предусмотрена Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 № 463, постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959. При этом в п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17.12.1959 указано, что время работы, указанной в п.п.1 и 2, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев - 2/3 от 25 лет), требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Согласно постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 вышеназванное Положение утрачивает силу с 01.10.1993, следовательно, 2/3 (16 лет и 8 месяцев) стажа у истицы должно быть выработано на 01.10.1993, у истицы 2/3 специального стажа на 01.10.1993 не было, что не позволяет применять нормы указанного постановления.

Суд на основании ч. 2, ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», п. 3 ст. 1, п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 167 ГПК РФ, Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность в которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067, Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, приказа Министерства образования РФ от 25.01.1993 №21, приказа Министерства здравоохранения и социального развития от 05.07.2005 № 440 «Об установления тождества отдельных наименований должностей», Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 №367, п.2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в удовлетворении иска Волк Т.Н. отказал.

В кассационной жалобе истица Волк Т.Н. просит решение суда отменить, её иск удовлетворить, приводит те же доводы, что и в исковом заявлении и в пояснениях её представителя в судебном заседании. Считает, что судом неправильно применен материальный закон, не уделено внимание обстоятельствам дела. Станция юных натуралистов относится к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), характер работы /__/ отнесен к кругу обязанностей /__/, следовательно спорный период в должности /__/ подлежит включению в педагогический стаж в должности /__/. Судом не исследованы и не оценены полно и всесторонне все имеющиеся документы и обстоятельства по делу.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ исходя из доводов жалобы, приходит к выводу о том, что решение суда постановлено правильно, в соответствии с законом. Кассационная жалоба истицы Волк Т.Н. удовлетворению не подлежит по следующему основанию.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (в редакции ФЗ от 30.12.2008 N 319-ФЗ).

Согласно п.п. «а» п. 1 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года №1397 пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать: учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

В Приложении к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, учреждение станция юных натуралистов не указана, в перечне наименования должностей не указана должность /__/.

Согласно п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: методическая, научно- методическая и учебно- методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно - методических, методических и научно-методических кабинетах станциях и бюро. Согласно п.2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1 настоящего Положения, засчитываются: работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально- технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах. Согласно п. 4 данного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Работа /__/ на станции юных натуралистов не относится к работе в учебно - методическом, методическом и научно- методическом кабинете станции и бюро, которая могла быть засчитана при условии наличия специального стажа 2/3 в учреждениях, организациях и должностях, указанных в Перечне. Положение о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Советом Министров СССР от 17.12.1959 №1397, действовавшее в период работы истицы не предусматривало право работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности в указанной должности.

В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 № 463, в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, а также в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 отсутствует наименование должности «/__/».

В соответствии с п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 01 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы

(независимо от её продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наиме - нование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка. В 16 лет 8 месяцев может включаться любая работа, предусмотренная Списком от 29.10.2002.

У истицы на 01 января 2001 года не было педагогического стажа 16 лет 8 месяцев, в списке должность «/__/» отсутствует.

Суд дал правильную оценку доводам истицы в исковом заявлении и доводам её представителя в судебном заседании о тождестве выполняемых истицей функций в должности «/__/» функциональным обязанностям /__/ и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый период не подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью исходя из следующего.

Приказом Министерства образования РФ от 25.01.1993 №21 должности /__/, /__/, /__/ и /__/, /__/ переименованы в должность /__/, которая была впервые включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067, а позднее - в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 №516, право на установление тождества профессий должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж мог быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истицы, который не содержится в нормативно- правовых актах.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 №367, наряду с должностью «/__/» сохранено и прежнее название должности «/__/».

Истица не ссылалась на неправильное наименование её должности в оспариваемый период её работы.

Вывод суда о невозможности включения в специальный стаж периода работы истицы в должности /__/ на станции юных натуралистов /__/ в период с 24.08.1982 по 11.11.1984 является правильным, соответствующим нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, правовых оснований для удовлетворения заявленного иска у суда не имелось. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам судом дана надлежащая оценка. Решение суда постановлено в соответствии с законом, оснований для его отмены не имеется, поэтому кассационная жалоба истицы Волк Т.Н. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, ст. 366, абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г. Томска от 18 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истицы Волк Т. Н. – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи: