№ 33-720/2011 от 05.04.2011г.



Судья: Аплина Л.Л. Дело № 33-720/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 апреля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей Петровского М.В., Радикевич М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске

по кассационной жалобе Янченкова В. Н. на решение Кировского районного суда Томской области от 30 декабря 2010 года

дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Томской области к Янченкову В. Н. о взыскании налоговой задолженности.

Заслушав доклад судьи Худиной М.И., объяснения представителя Янченкова В.Н. Тарханова Е.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя Межрайонной ИФНС №5 по Томской области Качесовой Г.А., возражавшей против жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Межрайонная ИФНС России № 5 по Томской области обратилась в суд с исковым заявлением к Янченкову В.Н. о взыскании земельного налога, пени, в котором с учётом дополнения к иску просила взыскать с ответчика задолженность по уплате земельного налога в размере /__/ руб. и пени в размере /__/ руб.

В обоснование заявленных требований указала, что Янченков В.Н. согласно сведениям органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленных в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391, п. 11 ст. 396 НК РФ, является собственником земельного участка, расположенного по адресу: /__/, и, соответственно, налогоплательщиком земельного налога согласно ст.ст. 388, 389 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 5 по Томской области налогоплательщику проведено исчисление земельного налога, подлежащего уплате за 2009 год, о чем по почте заказным письмом направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога. Поскольку в установленный в уведомлении срок налог уплачен не был, в соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки начислены пени. На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ ответчику направлено требование № /__/ от 17.06.2010 об уплате сумм налога и пени в десятидневный срок с момента получения требования. Однако в установленный срок земельный налог и пени не уплачены.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Томской области, ответчика Янченкова В.Н.

Суд на основании ст. 57 Конституции РФ, подп. 1 п. 1 ст. 23, ст. 388, ст. 19, ст. 389, п. 1 ст. 15, подп. 9 п. 1 ст. 31, п. 4 ст. 397, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 70, п.п. 1, 2 ст. 48, ст. 53, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391, п.п. 3, 7 ст. 396, ст. 75, подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ст. 56, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ исковые требования Межрайонной ИФНС России № 5 по Томской области удовлетворил в полном объеме.

В кассационной жалобе ответчик Янченков В.Н. просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что ему не было известно о дате судебного разбирательства, поскольку он находился на работе вахтовым методом за пределами /__/, в связи с чем не мог представить свои возражения относительно заявленных требований. Истец не подтвердил тот факт, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка была установлена на 01.01.2009 и доведена до его сведений до 01.03.2009. Поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка в 2009 году ему известны не были, то своевременно оспорить и представить рыночную стоимость принадлежащего ему земельного участка в налоговый орган он не смог.

На основании ч.2 ст.354 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела жалобу в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания Янченкова В.Н.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.

В соответствии с ч.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ч.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Судом установлено, что Янченкову В.Н. с 17.06.2008 на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый номер /__/, расположенный по адресу: /__/, который является объектом налогообложения.

На территории муниципального образования «Городской округ Стрежевой» земельный налог на земли, расположенные в пределах границ муниципального образования, введен с 01.01.2006 решением Думы города Стрежевой от 05.10.2005 № 379 «О земельном налоге на территории муниципального образования «Городской округ Стрежевой».

В соответствии с п.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п.3 ст. 396 НК РФ).

Пунктом 4 ст. 397 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Из материалов дела следует, что налоговым органом Янченкову В.Н. было направлено налоговое уведомление № /__/ от 13.05.2010 на уплату физическим лицом земельного налога за 2009 год, в котором указан размер подлежащего оплате земельного налога – /__/ руб. и срок оплаты – до 11.06.2010.

В соответствии с п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Учитывая, что земельный налог в установленный срок Янченковым В.Н. не оплачен, налоговым органом в его адрес 17.06.2010 направлено требование об уплате налога № /__/, установлен срок для исполнения требования – до 05.07.2010, начислены пени за период с 11.06.2010 по 16.06.2010 в размере /__/ руб.

Исходя из положений п.1 ст. 48 НК РФ, согласно которой в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов с данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, а так же учитывая, что исковое заявление подано истцом в пределах установленного п.2 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.

При этом суд, установив, что земельный налог за 2009 год Янченковым В.Н. не оплачен, проверив представленный истцом расчет, посчитал требования налогового органа обоснованными и взыскал с ответчика задолженность по земельному налогу за 2009 год в размере /__/ руб., пени в размере /__/ руб.

Судебная коллегия не может согласиться с решением суда по следующим основаниям.

Согласно п.1 Положения «О земельном налоге на территории муниципального образования «Городской округ Стрежевой», утвержденного Решением Думы «Городского округа Стрежевой» от 28.11.2008 № 427, оно определяет на территории муниципального образования ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Пунктом 1.2 данного Положения установлено, что налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления земельного налога и перечень налогоплательщиков, освобожденных от налогообложения земельным налогом, установлены главой 31 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п.1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст. 393 НК РФ).

Таким образом, земельный налог за 2009 год должен исчисляться исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года.

В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Согласно п.4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из письменных пояснений представителя истца (л.д.18-19) следует, что земельный налог ему исчислен на основании кадастровой стоимости его земельного участка согласно сведениям, представленным ФГУ «Земельная палата по Томской области», которая по состоянию на 1 января 2009 года составила /__/ руб.

В свою очередь, кадастровая стоимость земельного участка ответчика на 2009 год исчислена ФГУ «Земельная палата по Томской области» на основании кадастровой оценки земельных участков, в том числе и по муниципальному образованию город Стрежевой, утвержденной Постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008.

Однако, в соответствии с ч.1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

При разрешении вопроса о том, является ли постановление Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 нормативным правовым актом в области налогового законодательства, судебная коллегия считает возможным исходить из правовой позиции, приведенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О, в соответствии с п. 2.2 которого нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Постановление Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 было официально опубликовано в «Собрании законодательства Томской области» 31.12.2008, следовательно, оно вступило в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Учитывая изложенное, налоговая база по земельному налогу за 2009 год не могла быть определена на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008, не вступившим в законную силу на 01.01.2009.

Поскольку земельный налог за 2009 год исчислен Янченкову В.Н. на основании кадастровой оценки земель, не утвержденной на 01.01.2009, его взыскание судебным решением является необоснованным. Судебное решение на основании п.4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.

Принимая во внимание, что в соответствии с положениями земельного законодательства исчисление земельного налога не является обязанностью налогоплательщика – физического лица, оплата указанного налога производится на основании налогового уведомления, содержащего размер земельного налога, который должен быть определен налоговым органом, оснований для взыскания с ответчика земельного налога в ином размере на основании налогового уведомления № /__/ от 13.05.2010 не имеется.

Из смысла п.4 ст. 397 НК РФ следует, что налоговым органам предоставлено право направить налогоплательщику уточненное уведомление при корректировке налоговой базы.

Данному положению корреспондирует разъяснение, содержащееся в письме Министерства финансов РФ от 04.10.2010 № /__/, согласно которому если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, то налоговые органы должны пересчитать сумму земельного налога и направить налогоплательщику уточненное уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.

Таким образом, при наличии судебного решения, которым установлено необоснованное исчисление налоговой базы на земельный налог, у налогового органа сохраняется право направить налогоплательщику уточненное уведомление об оплате земельного налога по скорректированной налоговой базе.

Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, руководствуясь абз. 4 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, считает возможным принять новое решение, которым в иске Межрайонной ИФНС России № 5 по Томской области к Янченкову В.Н. о взыскании земельного налога, пени отказать.

Довод жалобы о допущенном судом процессуальном нарушении – рассмотрении дела в его отсутствие, судебной коллегией не принимается, так как материалами дела подтверждено, что о судебном заседании, назначенном на 30.12.2010, Янченков В.Н. был извещен надлежащим образом (расписка на л.д. 25).

Руководствуясь ст.ст. 360, абз. 4 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Кировского районного суда Томской области от 30 декабря 2010 года отменить, принять новое решение, которым в иске Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Томской области к Янченкову В. Н. о взыскании налоговой задолженности отказать.

Председательствующий:

Судьи: