№ 33-1147/2011 от 22.04.2011г.



Судья: Давыдчик Я.Ф. Дело № 33-1147/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 апреля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной Л.А.,

судей Залевской Е.А., Худиной М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Верёвкиной А. В. к Администрации Верхнекетского района Томской области о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в ранее определенной очереди, к Департаменту строительства и архитектуры Томской области о предоставлении жилищной субсидии на переселение из местности, приравненной к районам Крайнего Севера,

по кассационной жалобе Верёвкиной А. В. на решение Верхнекетского районного суда Томской области от 21 февраля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения представителя истца Лизогуб Т.Ф., действующей на основании доверенности № 70-01/086568 от 04.02.2010, представителя ответчика Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области Чесноковой О.Г., действующей на основании доверенности № 3 от 14.03.2011, суд кассационной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Верёвкина А. В. (далее по тексту - Верёвкина А.В., истец, кассатор) обратилась с иском к Администрации Верхнекетского района (далее по тексту – Администрация) о восстановлении ее в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в ранее определенной очереди, к Департаменту строительства и архитектуры Томской области (далее по тексту – Департамент) об обязании оформить государственный жилищный сертификат на приобретение жилья.

В обоснование иска указала, что она имеет право на получение жилищной субсидии, поскольку приобрела это право до введения в действие Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которому трудовой стаж в «северных районах», дающий право на получение субсидии, должен быть не менее 15 лет. При этом она имеет «северный» стаж менее 15 лет, но более 10 лет, который по ранее действовавшему законодательству предоставлял право на получение жилищной субсидии.

26.10.2004 она получила /__/, в связи с чем была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в субсидии.

18.02.2009 Администрацией было направлено в её адрес письмо, из которого следовало, что она исключена из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, при формировании списков на 2010 год. В настоящее время срок выдачи сертификата по ранее сформированной очереди истёк.

При рассмотрении дела судом первой инстанции в судебное заседание Верёвкина А.В. не явилась, уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, через своего представителя на исковых требованиях настаивала.

Представитель истца Лизогуб Т.Ф. исковые требования поддержала, сославшись на основания, изложенные в исковом заявлении.

Представители Департамента строительства и архитектура Томской области, Администрации Верхнекетского района в суд не явились.

В отзыве на иск Департамент просил суд отказать Верёвкиной А.В. в иске, указав, что истица в период ранее действовавшего Федерального закона от 17.08.1996 № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» не обращалась с заявлением о постановке на учёт для реализации своего права.

Обжалуемым решением на основании статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 № 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в удовлетворении исковых требований Верёвкиной А.В. отказано.

В кассационной жалобе Верёвкина А.В. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку право на субсидию у неё возникло еще до 2002 года, а тот факт, что она не состояла на учете в качестве нуждающейся, в данный момент не может служить основанием для отказа в предоставлении ей субсидии и, соответственно, для отказа в иске.

В отзывах на кассационную жалобу Департамент строительства и архитектуры Томской области, Администрация Верхнекетского района Томской области просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом кассационной инстанции представитель истца Лизогуб Т.Ф. поддержала кассационную жалобу по изложенным в ней основаниям, представитель ответчика Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области Чеснокова О.Г. согласилась с решением суда. Администрация Верхнекетского района извещена о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя не направила, суд счёл возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, обсудив кассационную жалобу и возражения на нее в пределах изложенных в них доводов в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав участвующих в кассационном производстве лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Верёвкиной А.В., суд первой инстанции исходил из того, что Верёвкина А.В. не приобрела право на получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством, поскольку хотя её трудовой стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составлял более 10 лет, однако она не состояла по месту жительства на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Данный вывод суда судебная коллегия признаёт верным.

В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 25 декабря 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (часть 1 статьи 1).

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года № 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").

Материалами дела установлено, что Верёвкина А.В. в период с 18.06.1975 по 16.12.1988 работала в Верхнекетском районе, приравненном к районам Крайнего Севера, и стаж её работы в указанном районе составляет 13 лет 5 месяцев 29 дней (листы дела 7-9, 25-26).

Между тем анализ содержания приведённых положений закона указывает на то, что обстоятельствами, имеющими значение для рассмотрения настоящего дела, являются не только факт наличия у истицы стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, но и факт учёта её как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В ходе судебного разбирательства Верёвкина А.В. не отрицала, что ранее не состояла на учёте как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, поскольку, проживая в /__/ в муниципальной квартире площадью 32 кв. метра вместе с супругом, не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Несмотря на это, из сообщения Администрации Верхнекетского района Томской области Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству Верхнекетского района /__/ от 03.12.2007 следует, что Верёвкина А.В. включена в сводный список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов в 2008 году в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом в сообщении имеется указание, что в соответствии с пунктом 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, для получения сертификата ей следует в срок до 15.01.2008 представить необходимые документы, а именно: заявление по форме согласно приложению № 5 Правил, документы удостоверяющие личность гражданина, выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета, документы, подтверждающие родственные отношения гражданина подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи, документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина – участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи, копию документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения, обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению № 6 Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания (договор купли-продажи жилого помещения). В данном сообщении имеется также предупреждение о том, что в случае непредставления или неполного представления документов сертификат не выдается (лист дела 11).

Доказательств выполнения Верёвкиной А.В. данных требований суду не представлено.

Как следует из сообщения Администрации Верхнекетского района 18.02.2009 /__/, Верёвкина А.В. в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», во исполнение представления прокурора Верхнекетского района от 27.08.2008 /__/ «Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего реализацию программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» решением районной комиссии от 12.02.2009 № 2 исключена из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, при формировании списков на 2010 год (листы дела 12, 18-19).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для восстановления истицы в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в ранее определённой очереди не имеется.

Верёвкина А.В. никогда не признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий и поэтому оснований для включения её в 2004 году в соответствующие списки изначально не имелось. Факт получения истицей в 2004 году инвалидности также не влияет на данный вывод, поскольку в силу статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ от 5.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищной субсидии имеют инвалиды 1 и 2 групп независимо от нуждаемости в улучшении жилищных условий, если их инвалидность наступила вследствие трудового увечья. Верёвкина А.В. к данной категории лиц не относится, поскольку /__/.

Изложенное свидетельствует о том, что истица не приобрела право на жилищную субсидию ни до введения в действие Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ни в связи с его принятием, поскольку не состояла по месту жительства на учете, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Доводы кассатора относительно того, что она имела стаж работы более 10 лет до введения в действие указанного Федерального закона, правового значения не имеют.

Иных оснований, которые могли бы повлечь отмену постановленного решения, в кассационной жалобе не приводится.

Таким образом, решение суда первой инстанции следует считать законным и обоснованным, нарушений норм материального права, которые в силу части 2 статьи 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, решение следует оставить в силе, жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение Верхнекетского районного суда Томской области от 21 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Верёвкиной А. В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: