№ 33-1509/2011 от 20.05.2011г.



Судья Ходус Ю.А. Дело № 33-1509/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Синяковой Т.П.,

судей: Залевской Е.А., Троценко В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске 20 мая 2011 года дело по иску Прокурора Первомайского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к субъекту Российской Федерации « Томская область» в лице государственного органа исполнительной власти – Администрации Томской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать утилизацию бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов 1,2,3 класса опасности с истекшим сроком годности и запрещенных к применению на территории Российской Федерации в срок не позднее 01 октября 2011 года

по кассационной жалобе представителя ответчика в лице Администрации Томской области Титова В.Г.(по доверенности от 25.08.2010) на решение Ленинского районного суда г.Томска от 07.04.2011, которым

иск удовлетворен. Бездействие органа государственной власти субъекта Российской Федерации в лице Администрации Томской области по неустранению факторов вредного воздействия пестицидов и агрохимикатов 1, 2 и 3 класса опасности: гранозана - 1 класса опасности, тетраметилтиурама дисульфита

(ТМТД) - 2 класса опасности, хлорэтанола и хлорофоса - 2 класса опасности, нитрофена - 3 класса опасности в количестве 2 тонн с истекшим сроком годности и запрещенных к применению на территории Российской Федерации, создающих реальную угрозу для загрязнения окружающей среды и причинения вреда жизни и здоровью граждан, признано незаконным. На орган государственной власти субъекта Российской Федерации в лице Администрации Томской области возложена обязанность организовать утилизацию вышеуказанных пестицидов и агрохимикатов, хранящихся в бревенчатом сооружении в /__/ (окраина населенного пункта по /__/, на территории /__/) и в бревенчатом сооружении в /__/ (окраина населенного пункта, на расстоянии около 250 м вправо от автомобильной дороги /__/ - /__/, в непосредственной близости от зерносушильного комплекса /__/, в срок не позднее 1 октября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Троценко В.А., рассмотрев материалы дела, выслушав представителя Администрации Томской области Титова В.Г. (по доверенности от 25.08.2010), поддержавшего доводы жалобы, представителя истца прокурора Селезневу Е.А., возражавшую против жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Первомайского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к субъекту Российской Федерации «Томская область» в лице государственного органа исполнительной власти - Администрации Томской области о признании бездействия по неустранению факторов вредного воздействия пестицидов и агрохимикатов 1, 2 и 3 класса опасности незаконным и возложении обязанности по организации утилизации пестицидов и агрохимикатов, установить разумный срок для

совершения вышеуказанных действий не позднее 01.10.2011. В обоснование исковых требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Первомайский район» установлено размещение и хранение пестицидов и агрохимикатов 1, 2 и 3 класса опасности, создающих угрозу для окружающей среды: почвы, водных объектов, в том числе источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также жизни и здоровью граждан. На территории муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» в населенных пунктах: /__/ (окраина населенного пункта по /__/, на территории /__/) и

/__/ (окраина населенного пункта, на расстоянии около 250 м вправо от автомобильной дороги /__/ - /__/, в непосредственной близости от зерносушильного комплекса /__/) в бревенчатых сооружениях хранятся бесхозяйные пестициды и агрохимикаты 1, 2, 3 класса опасности с истекшим сроком годности, запрещенные к применению на территории Российской Федерации, в количестве 2 тонн, а именно гранозан - 1 класса опасности, тетраметилтиурам дисульфит (ТМТД) - 2 класса опасности, хлорэтанол и хлорофос - 2 класса опасности, нитрофен - 3 класса опасности. Хранение пестицидов и агрохимикатов, не включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, является незаконным. Вышеуказанные пестициды и агрохимикаты являются опасными отходами, поскольку утратили свои потребительские свойства, содержат вредные вещества, потенциально опасные для человека и окружающей среды, некоторые из них являются взрывоопасными и токсичными. Условия их хранения не отвечают предъявляемым требованиям, они расположены в населенных пунктах /__/, создают реальную угрозу наступления чрезвычайной ситуации. В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Устава Томской области Администрация области осуществляет свои полномочия в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Непринятие Администрацией Томской области мер по ликвидации этих нарушений, несоблюдение требований действующего законодательства ухудшает санитарное состояние и экологическую обстановку, нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Томска Соколова Г.С. исковые требования поддержала, дополнила, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по организации утилизации пестицидов и агрохимикатов лежит на органе государственной власти субъекта РФ - Администрации Томской области. Орган местного самоуправления не может быть надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку порядок обращения с данными видами отходов регулируется специальным законодательством, не возлагающим обязанности в указанной сфере на администрацию района.

Представитель ответчика в лице Администрации Томского района Титов В.Г. исковые требования не признал, поддержал письменный отзыв на иск. Пояснил, что в соответствии со ст. 24 ФЗ от 19.07.1997 № 109- ФЗ (в редакции от 04.10.2010) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ. Ни одним нормативным актом обязанность по организации утилизации указанных в иске отходов на Администрацию Томской области не возложена, поэтому она является ненадлежащим ответчиком. Прокурором не указаны доказательства, что именно Администрация Томской области, как высший исполнительный орган государственной власти в субъекте РФ - Томской области, должна принять меры по утилизации бесхозяйных, запрещенных к применению на территории РФ пестицидов и агрохимикатов, а не другие органы государственной власти Томской области. Пестициды и агорохимикаты необходимо рассматривать как отходы, а их утилизация относится к ведению органов местного самоуправления. Пестициды и агрохимикаты находятся в бесхозяйных сооружениях, которые находятся на земле, а обязанности собственников земельных участков указаны в ст. 42 ЗК РФ.

Представитель третьего лица - Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области Алексеева Н.Н. (действующая по доверенности от 25.03.2011) полагала, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению. В письменном отзыве указала, что правовые основания, обязывающие Администрацию Томской области производить действия по утилизации агрохимикатов и пестицидов, признанных бесхозяйными, отсутствуют.

Представитель третьего лица Администрации Первомайского района Томской области Салаватулина Л.А. (действующая по доверенности от 11.01.2010 сроком на три года) просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Первомайского района, представила отзыв, в котором указала, что полномочиями в области организации утилизации пестицидов и агрохимикатов обладают органы государственной власти субъекта РФ, что подтверждается решением Первомайского районного суда Томской области от 23.09.2010, вступившим в законную силу.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» в судебное заседание не явился, Администрация муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» была надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Суд на основании ст. 42, ст. 46 Конституции РФ, ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.1, ст.5, ст. 6, ст.19, ст. 24 ФЗ от 19.01.1997 № 109-ФЗ (с изменениями) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», п. 1 ст. 81 Устава (Основного закона) Томской области, п.1.2,

п. 5.1, п. 5.7 СанПиН 1.2.2584 - 10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» от 02.03.2010, ч. 1

ст. 45, ст. 167 ГПК РФ постановил приведенное решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации Томской области Титов В.Г. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей, приводит те же доводы, что и в судебном заседании, что Администрация Томской области является ненадлежащим ответчиком, она не собственник бревенчатых сооружений, земельного участка, на котором они расположены, пестицидов и агрохимикатов и не использует их в своей деятельности. По Уставу муниципального образования «Первомайский район» к вопросам местного значения Первомайского района относятся: организация, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Уставом муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» к вопросам местного значения поселения отнесены: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Сергеевского сельского поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Сергеевского сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Аналогичные положения в ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решение Первомайского районного суда Томской области от 23.09.2010, оставленное кассационной инстанцией в силе, согласно которому орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком, не должно приниматься во внимание, т.к. Администрация Томской области к участию в судебном разбирательстве по тому делу не привлекалась. Суд не учел положения ФЗ от 06.10.1999 №184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Устава (Основного закона) Томской области, Закона Томской области от 07.02.2006 №17-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Томской области и структуре Администрации Томской области», в соответствии с которыми к органам государственной власти субъекта Российской Федерации – Томской области относятся: Законодательная Дума Томской области – постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Томской области; Администрация Томской области – высший исполнительный орган государственной власти Томской области; иные исполнительные органы государственной власти Томской области. В решении суда не указано, что не другие вышеперечисленные органы государственной власти Томской области должны принять меры по утилизации бесхозяйных, с истекшим сроком годности и запрещенных к применению на территории РФ пестицидов и агрохимикатов.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Первомайского района Томской области просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, т.к. закон не обязывает органы местного самоуправления принимать меры по утилизации пестицидов, Законом Томской области эти полномочия им не переданы, соответствующие бюджетные ассигнования для осуществления государственных полномочий по организации утилизации пестицидов и агрохимикатов органам местного самоуправления Первомайского района не передавались, поэтому Администрация Томкой области является надлежащим ответчиком по данному делу. К отношениям по охране окружающей среды должно применяться законодательство об охране окружающей среды, специальные законы, а не нормы Земельного кодекса РФ.

Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 354 ГПК РФ рассмотрела дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц Департамента по социально – экономическому развитию села Томской области, Администрации Первомайского района, Администрации муниципального образования «Сергеевское сельское поселение», надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ исходя из доводов жалобы, приходит к выводу о том, что решение суда постановлено правильно, в соответствии с законом, а кассационная жалоба представителя Администрации Томской области Титова В.Г. удовлетворению не подлежит по следующему основанию.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно – антропогенных объектов.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 19.07.1997 № 109-ФЗ (ред. от 04.10.2010) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.

Суд установил, что на территории муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» в /__/ (окраина населенного пункта по /__/ на территории /__/) и /__/ (окраина населенного пункта, на расстоянии около 250 м вправо от автомобильной дороги /__//__/, в непосредственной близости от зерносушильного комплекса /__/) в бревенчатых сооружениях хранятся пестициды и агрохимикаты 1, 2, 3 класса опасности с истекшим сроком годности, запрещенные к применению в количестве 2 тонн, а именно гранозан – 1 класса опасности, тетраметилтиурам дисульфат (ТМТД) – 2 класса опасности, хлорэтанол и хлорофос – 2 класса опасности, нитрофен – 3 класса опасности. Данные обстоятельства подтверждаются актами совместной проверки прокуратуры Первомайского района Томской области от 15.12.2009, от 28.06.2010, актами осмотра Управления Россельхознадзора по Томской области от 28.06.2010, от 13.08.2009, от 06.06.2007, от 22.07.2009, от 26.08.2009.

Согласно результатам исследования химической экспертизы пестицидов от 07.07.2010 /__/ и /__/ обнаруженные вещества являются пестицидами и агрохимикатами.

Суд установил, что вышеуказанные бревенчатые сооружения на балансе /__/, /__/ не находятся, пестициды и агрохимикаты, находящиеся в них, им не принадлежат. Данные пестициды и агрохимикаты с истекшим сроком хранения, запрещены к применению на территории РФ, являются опасными отходами, в силу своих свойств опасны для здоровья человека и окружающей среды, некоторые из них являются взрывоопасными и токсичными.

Согласно ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств, приведенных в решении суда, суд обоснованно сделал вывод о том, что вышеуказанные пестициды и агрохимикаты являются бесхозяйными.

В соответствии с ч.1 ст. 24 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ (ред. от 04.10.2010) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечивается гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами относятся: исполнение законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами законодательству Российской Федерации и контроль за его исполнением; другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Согласно ст. 6 этого Федерального закона органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Следовательно, закон не предусматривает прямой обязанности органов местного самоуправления по принятию мер по утилизации пестицидов.

Суд обоснованно пришел к выводу о том, что эти полномочия органам местного самоуправления не переданы в предусмотренном законом порядке.

Администрация Томской области является высшим государственным исполнительным органом субъекта РФ, на ней лежит обязанность по принятию мер обеспечения законодательства по охране окружающей среды, здоровья населения, по принятию мер к утилизации бесхозяйных, запрещенных к применению на территории Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов, относящихся к 1, 2, 3 классу опасности, она является надлежащим ответчиком.

В соответствии с ч. 1 ст. 81 Устава (Основного Закона) Томской области Администрация области осуществляет свои полномочия в следующих отраслях и сферах: охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Довод в кассационной жалобе о том, что нормативными актами на Администрацию Томской области не возложена обязанность по организации утилизации данных отходов, несостоятелен, т.к. как противоречит федеральному законодательству и Уставу (Основному закону) Томской области.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что судом не применены положения статьи 42 ЗК РФ, не может быть принята во внимание, т.к. ч.2 ст. 3 ЗК РФ преду-сматривает, что к отношениям по охране окружающей среды применяется зако - нодательство об охране окружающей среды, специальные федеральные законы.

Согласно ч.2, ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изменениями, дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Данный закон к вопросам местного значения относит организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а организацию утилизации пестицидов и агорохимикатов 1, 2, 3 класса опасности к вопросам местного значения не относит. Согласно ст. 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» 1 класс опасности – это чрезвычайно опасные отходы, 2 класс - высокоопасные отходы. Отходы 1, 2, 3, а при необходимости и 4 классов опасности можно размещать только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсических промышленных отходов, обустроенных в соответствии со СНИП.

Положениями о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 23.11.2007, о Департаменте по социально - экономи-ческому развитию села Томской области от 19.10.2007, на которые ссылается кассатор в жалобе, организация утилизации пестицидов и агрохимикатов на них не возложена.

Суд в решении упомянул решение Первомайского районного суда от 23.09.2010, оставленное в силе кассационной инстанцией 12.11.2010, которым прокурору в аналогичном иске к муниципальному образованию «Первомайский район» было отказано, поскольку орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком, но выводы суда по настоящему делу основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании при рассмотрении настоящего иска.

Судом сделан правильный вывод о том, что иск предъявлен к надлежащему ответчику, суд обоснованно возложил на него обязанность по организации утилизации пестицидов и агрохимикатов 1, 2, 3 класса опасности. Решение суда постановлено в соответствии с законом, оснований для его отмены не имеется, поэтому кассационная жалоба представителя Администрации Томской области Титова В.Г. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 366, абз.2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г.Томска от 07 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации Томской области Титова В.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи: