Судья Бондарева НА Дело № 33-1705/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 7 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Брагиной ЛА, судей Тищенко ТА, Залевской ЕА рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по кассационной жалобе ответчика Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Кировского районного суда г.Томска от 15 марта 2011 года, которым постановлено: «Иск прокурора Ленинского района г.Томска в интересах Шлейзе Г. Э. к Государственному учреждению - Томскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий по не предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение незаконным и возложении обязанности по выдаче путевки на санаторно-курортное лечение удовлетворить частично. Признать незаконными действия Государственного учреждения - Томского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по не обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение /__/ Шлейзе Г. Э. в период с 21.07.2009 до 21.01.2010. В остальной части иска отказать». Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА, представителя ответчика Государственного учреждения - Томского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Мазурова ЮА, действующего на основании доверенности № 5 от 01.10.2010, действительной до 01.10.2013, настаивавшего на доводах кассационной жалобы, прокурора Кофман ЕГ, согласившуюся с постановленным решением суда, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Прокурор Ленинского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах Шлейзе ГЭ к Государственному учреждению - Томскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ-ТРО ФСС РФ) о признании действий по не предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение незаконными и возложении обязанности по выдаче путевки на санаторно-курортное лечение. В обоснование требований указал, что Шлейзе ГЭ в соответствии со справкой серии СМЭ-010 /__/ является /__/ (бессрочно), в связи с чем в силу Федерального закона «О государственной социальной помощи» она имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. В соответствии с разделом 3 Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме /__/, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256; при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ; исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда; исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения. Прокурор указал, что права Шлейзе ГЭ нарушены ГУ-ТРО ФСС РФ, которое приняло 22.07.2009 у нее документы на предоставление путевки, известило ее о праве на ее получение, однако уклонялось от выдачи этой путевки более года. Действий по выдаче путевки или изысканию средств на ее приобретение ответчик не произвел. С 2009 года и до настоящего времени путевка на санаторно-курортное лечение Шлейзе ГЭ не предоставлена, что не позволяет последней пройти необходимую комплексную реабилитацию. Тем самым нарушаются нормативы обслуживания /__/. В судебном заседании помощники прокурора Ленинского района г.Томска Морозов АВ и Затеев ПЕ настаивали на удовлетворении заявленных требований. Представитель ответчика ГУ-ТРО ФСС РФ Фоминова ЮН иск не признала. Суду пояснила, что в силу статьи 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют обозначенные в законе категории граждан в равной степени. Постановлением Правительства РФ № 864 от 29.12.2004 утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно п. 4 которых финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Поэтому обязательства отделения Фонда по обеспечению санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан ограничены объемом средств, перечисленных из федерального бюджета. В пределах указанных денежных средств обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется согласно очередности обеспечения ранее поданных заявок. Предоставление гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета обладают Федеральное казначейство и Минфин РФ. Согласно ст. 144 БК РФ Фонд социального страхования РФ является государственным внебюджетным фондом РФ. Фонд социального страхования РФ предоставляет санаторно-курортные путевки льготной категории граждан исключительно в пределах средств федерального бюджета, которые поступают ему в виде трансфертов от Минфина РФ. Фонд также не является субъектом бюджетного планирования, ответственным за планирование ассигнований, направляемых на исполнение в плановом периоде расходных обязательств РФ по обеспечению инвалидов социальным пакетом. Поэтому отделение Фонда является ненадлежащим ответчиком по данному спору. В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328, путевка на санаторно-курортное лечение гражданину может быть предоставлена при наличии у него медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, что указывается в справке для получения путевки по форме /__/. Срок действия указанной справки установлен 6 месяцев. Заявление от Шлейзе ГЭ поступило в отделение Фонда 22.07.2009 с приложением справки для получения путевки от 21.07.2009. В настоящее время срок действия указанной справки истек. В настоящее время медицинская справка на получение путевки на санаторно-курортное лечение выдана Шлейзе ГЭ не как получателю набора социальных услуг (без соответствующей маркировки «Л»), соответственно, оформлена ненадлежащим образом и не является основанием для получения путевки. Шлейзе ГЭ отказалась от соцпакета на 2011 год и исключена из федерального регистра льготников. В соответствии с отказом льготников от набора социальных услуг в период с 2005 года по 2010 год количество лиц в федеральном регистре, имеющих право на получение государственной социальной помощи, значительно уменьшилось, в связи с чем было уменьшено выделение ассигнований из федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение льготников. В соответствии со статьей 6.5. Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в редакции от 25.12.2009) на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направлялся /__/ руб. в месяц, из них на санаторно-курортное лечение - /__/ руб., т. е. на социальную услугу - санаторно-курортное лечение предусмотрено на 1 гражданина в 2010 году /__/ руб. В 2011 году в соответствии с указанным Федеральным законом (в редакции от 08.12.2010) на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется /__/ руб. в месяц, из них на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение - /__/ руб., т.е. на санаторно-курортное лечение предусмотрено на 2011 год на 1 гражданина /__/ руб. Вместе с тем приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.12.2009 № 963н "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2010 году" стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2010 года для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов утверждена в размере, не превышающем /__/ руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга - в размере, не превышающем /__/ руб. Учитывая, что согласно п. 3 ст. 6.2 данного Федерального закона длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней, (в 2010 году - в среднем 21 день), то стоимость путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году составляла /__/ руб. (/__/ х 21 день х 30%). Формирование бюджетной росписи для отделений Фонда осуществляется на основе сведений, содержащихся в регистре Пенсионного фонда, в зависимости от числа граждан, нуждающихся в предоставлении набора социальных услуг, исходя из стоимости набора этих услуг. Бюджетная роспись на 2010 год сформирована на одну путевку на санаторно-курортное лечение (на одного гражданина) из расчета /__/ руб. в 2010 году и в 2011 году – /__/ руб., в то время как реальная стоимость путевки составляет в 20 раз дороже предусмотренной законодателем. На 1 января 2010 года количество граждан, состоящих в регистре Пенсионного Фонда Томской области, составляло 26 432 человека. В среднем сумма, необходимая для обеспечения всех граждан санаторно-курортным лечением, составила /__/ руб. (26432 х /__/). В то время как отделению Фонда была выделена сумма /__/ руб. Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется согласно очередности обеспечения ранее поданных заявок. Нарушение указанной очередности и предоставление кому-либо из инвалидов путевки вне очереди приведет к нарушению принципа равенства прав граждан, установленному Конституцией РФ. На сумму выделенного финансирования в соответствии Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров» были объявлены конкурсные процедуры и выделены путевки на санаторно-курортное лечение. Отделение Фонда полностью израсходовало по целевому назначению денежные средства, выделенные из федерального бюджета. Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, представил возражения на иск. Дело рассмотрено в отсутствие материального истца Шлейзе ГЭ и представителя третьего лица Минфина РФ. Суд на основании ст. ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 28.11.2009 № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», ст. ст. 6.1, 6.3, 6.4, 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, распоряжения Правительства РФ № 2347-р от 30.12.2005, Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 № 256, постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе ответчик ГУ-ТРО ФСС РФ просит решение суда в части признания действий сотрудников Фонда незаконными отменить и отказать в удовлетворении данных требований прокурору. Считает, что судом неверно определены обстоятельства имеющие значение для дела, и неверно применены нормы материального права. Приводит те же доводы, что и в суде первой инстанции. В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в зал суда Шлейзе ГЭ и представителя третьего лица Министерства финансов РФ. Изучив материалы дела, обсудив в пределах ст. 347 ч. 1 ГПК РФ доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. Судом правильно установлено, что Шлейзе ГЭ является /__/ бессрочно. 21.07.2009 МЛПМУ «Поликлиника № 10» выдало Шлейзе ГЭ справку /__/ формы /__/, в соответствии с которой ей рекомендовано санаторно-курортное лечение в местном санатории. 22.07.2009 Шлейзе ГЭ обратилась в ГУ-ТРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. 22.07.2009 ГУ-ТРО ФСС РФ при принятии документов от Шлейзе ГЭ ей было выдано уведомление о том, что открыта активная заявка в Федеральной программе по обеспечению санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан. Расходы по обеспечению санаторно-курортным лечением федеральных льготных категорий граждан осуществляются Региональным отделением в пределах средств, выделенных на эти цели из Федерального бюджета на соответствующий год. По мере решения вопроса о подборе путевки на санаторно-курортное лечение Шлейзе ГЭ будет дополнительно извещена. Также указано, что справка формы /__/ действительна в течение шести месяцев, по истечении указанного срока её необходимо обновить. С момента обращения истца и до настоящего времени ответчик не предоставил Шлейзе ГЭ путевку на санаторно-курортное лечение. В своем заявлении от 23.09.2010 в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области Шлейзе ГЭ отказалась от набора социальных услуг на 2011 год в пользу получения ежемесячной денежной выплаты с учетом стоимости социальных услуг. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются. Положения п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантируют инвалидам право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включается, кроме прочих, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемее в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. На основании п. 5 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствии с пунктами 1.2, 3.1, 3.3, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9 Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328, предоставление набора социальных услуг осуществляется гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, в том числе инвалидам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляются в установленном порядке. Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме /__/, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года № 256. При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации. Исполнительные органы Фонда не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Исполнительные органы Фонда по месту жительства заблаговременно, но не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения. Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» Фонд вправе осуществлять в 2009 году финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - не более 42 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. С учетом фактических обстоятельств дела и вышеуказанных положений нормативных правовых актов в области социальной защиты инвалидов суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действия ответчика по не обеспечению Шлейзе ГЭ путевкой на санаторно-курортное лечение в период с 22.07.2009 по 21.01.2010 являются незаконными и нарушающими права /__/ (истца) на реабилитацию. При этом суд в решении подробно мотивировал свои выводы со ссылкой на соответствующие нормы права, правильно оценил доводы истца и возражения ответчика, поэтому не согласиться с данными выводами судебная коллегия оснований не имеет. Доводы кассационной жалобы ответчика о несогласии с указанными выводами суда и о правомерности действий ГУ-ТРО ФСС РФ не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании вышеуказанных положений закона. Доводы кассатора о том, что из анализа статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ, и определения понятия «набор социальных услуг» следует, что календарный год, предусмотренный п. 2 статьи 6.3 данного Закона, является периодом, в котором гражданин выбрал форму получения государственной социальной помощи, а не периодом предоставления путевки на санаторно-курортное лечение отделением Фонда, по мнению судебной коллегии, не свидетельствует о том, что ГУ-ТРО ФСС РФ приняло все меры в соответствии с положениями вышеуказанных законов и Порядком предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328, для предоставления Шлейзе ГЭ путевки на санаторно-курортное лечение в период с 22.07.2009 по 21.01.2010. Соответствующая путевка так и не была предоставлена Шлейзе ГЭ и, как правильно указал суд в решении, это не позволило истцу как /__/ пройти комплексную реабилитацию. В соответствии с п. 2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в том числе, в отношении инвалидов, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Из пункта 20 указанных Правил следует, что обязанность по предоставлению бюджетных заявок на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение в Фонд социального страхования РФ возложена на исполнительные органы Фонда социального страхования РФ, то есть на региональные отделения, которые, в свою очередь, должны надлежаще исполнять обязанность и подавать бюджетные заявки на финансовое обеспечение расходов по предоставлению путевок таким образом, чтобы гражданин имел реальную возможность воспользоваться своим правом на получение государственной социальной помощи. При таких обстоятельствах указания ответчика в кассационной жалобе на то, что само предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с указанным законом в пределах денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом, не является основанием для отмены решения суда, поскольку обязанность своевременно подавать бюджетные заявки на финансовое обеспечение расходов по предоставлению путевок лежит непосредственно на ответчике. Недостаточность федерального финансирования расходов на те либо иные социальные цели не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства. Довод кассатора о том, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется и осуществлялось согласно образовавшейся очередности в зависимости от даты обращения с заявлением, является необоснованным, поскольку указанными нормами права создание такой очереди не предусмотрено. Граждане, имеющие право на санаторно-курортное лечение, должны обеспечиваться путевками по мере возникновения в них необходимости. Иных оснований к отмене постановленного решения суда в кассационной жалобе ответчиком не приводится и в остальной части решение суда не оспаривается. Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам дан полный и всесторонний анализ с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, применены соответствующие нормы права с учетом их действия во времени, постановлено законное и обоснованное решение. Нарушений процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Следовательно, решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Руководствуясь ст. 361 абз. 2 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Кировского районного суда г.Томска от 15 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: