№ 33-1749/2011 от 10.06.2011г.



Судья: Ходус Ю.А. Дело №33-1749/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной Л.А.,

судей Марисова А.М., Залевской Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску прокурора Ленинского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа №27 г.Томска (далее – МОУ СОШ №27), Муниципальному образованию «город Томск» в лице Администрации г.Томска о понуждении к совершению действий

по кассационным жалобам МОУ СОШ №27 г.Томска, Департамента образования Администрации г.Томска на решение Ленинского районного суда г.Томска от 25 апреля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Марисова А.М., директора МОУ СОШ №27 Аминского П.Н. и представителя Департамента образования Администрации г.Томска Ткаченко Д.Г. по доверенности от 24.03.2011, поддержавших доводы поданных кассационных жалоб, прокурора Кофман Е.Г., считавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г.Томска обратился в суд с иском о понуждении к совершению действий в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа №27 г.Томска, Муниципальному образованию «город Томск» в лице Администрации г.Томска.

В обоснование требований указано, что МОУ СОШ №27 расположено в здании по адресу: /__/. В соответствии с Уставом МОУ СОШ №27 его имущество является муниципальной собственностью г.Томска и закреплено за учреждением на праве оперативного управления, при этом МОУ СОШ №27 является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс (смету), лицевые и банковские счета, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности. В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Согласно акту проверки готовности общеобразовательного учреждения МОУ СОШ №27 к 2010-2011 учебному году приемочной комиссией сделан вывод о том, что зданию школы требуется капитальный ремонт. Здание школы находится в муниципальной собственности (договор о передаче имущества в оперативное управление от 13.01.1994). В соответствии с Уставом учредителем (собственником) МОУ СОШ №27 является муниципальное образование «Город Томск», которое несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств. Следовательно, финансирование расходов МОУ СОШ №27, являющегося муниципальным бюджетным учреждением, по приведению здания учреждения в соответствие с требованиями санитарных правил должно быть возложено на собственника – муниципальное образование «Город Томск». Неисполнение требований санитарно-эпидемиологического надзора ставит под угрозу права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся, находящихся в здании школы. Просит обязать МОУ СОШ №27 в здании школы, расположенном по адресу: /__/, произвести капитальный ремонт кровли, установить питьевые фонтанчики на каждом этаже, оборудовать систему вытяжной вентиляции в актовом зале, в спортивном зале, в столовой, в медпункте, в санитарных узлах, в помещениях для обработки и хранения уборочного инвентаря, в гардеробе провести капитальный ремонт стен, потолка, пола, оборудовать кабинеты начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды, оборудовать санитарные узлы кабинами с дверями без запоров, дополнительно оборудовать гардероб для учащихся начальных классов; в кабинетах №13, 15, 24 заменить линолеум, установить приточно-вытяжную вентиляцию в варочном зале, моечном отделении пищеблока, провести ремонт стен, потолков во всех помещениях столовой, установить разумный срок для проведения указанных работ – до 01.09.2011, а также обязать Муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации г.Томска осуществить финансирование расходов по проведению вышеуказанных мероприятий за счет средств бюджета муниципального образования «город Томск».

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Томска Соколова Г.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указав, что срок, названный в исковом заявлении, является разумным и достаточным для проведения требуемых работ, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Представитель ответчика директор МОУ СОШ №27 Аминский П.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что школе требуется ремонт в указанном в иске объеме, но на настоящий момент финансирования для данного объема мероприятий нет. Департаментом образования Администрации г.Томска в Департамент капитального строительства Администрации г.Томска направлен запрос на примерные расчеты с указанием сумм и возможных сроков производства капитального ремонта МОУ СОШ №27 г.Томска; в полученном ответе от 15.04.2011 указано, что общая ориентировочная стоимость проектно-изыскательных строительно-монтажных работ – /__/ руб.; предложение по корректировке плана бюджетного финансирования г.Томска на 2012-2013г.г. в части внесения в перечень объектов социального назначения затрат на изготовление проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания МОУ СОШ №27 требует в объеме /__/ руб.; средняя продолжительность всего цикла работ – 10 месяцев. При условии определения источников финансирования работы по проектированию и капитальному ремонту МОУ СОШ №27 г.Томска должны быть завершены к 01.09.2013, поэтому просит суд предоставить срок для выполнения требований по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Томска до 01.09.2013.

Представитель ответчика Администрации г.Томска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; представителем ответчика Горовцовой И.В. представлен отзыв на исковое заявление (л.д.65-68).

Представитель третьего лица Департамента образования Администрации г.Томска Ермошкина Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв на иск (л.д.56-58).

Решением Ленинского районного суда г.Томска от 25 апреля 2011 года на основании ст.ст.18, 41 Конституции РФ, п.2 ст.120, ч.1 ст.103 ГПК РФ, п.4 ст.31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1, ст.2, ч.1 ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, п.п.1.1 и 2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2002 №44, ст.ст.38, 40, 60 Устава г.Томска исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27», Администрации г.Томска о понуждении к совершению действий и финансировании работ удовлетворены. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27 г.Томска» обязано в здании школы, расположенном по адресу: /__/, произвести: капитальный ремонт кровли здания школы; установить питьевые фонтанчики на каждом этаже; оборудовать систему вытяжной вентиляции в актовом зале, в спортивном зале, в столовой, в медпункте, в санитарных узлах, в помещениях для обработки и хранения уборочного инвентаря; в гардеробе провести капитальный ремонт стен, потолка, пола; оборудовать кабинеты начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды; оборудовать санитарные узлы кабинами с дверями без запоров; дополнительно оборудовать гардероб для учащихся начальных классов; в кабинетах №№13, 15, 24 заменить линолеум; установить приточно-вытяжную вентиляцию в варочном зале, моечном отделении пищеблока; провести ремонт стен, потолков во всех помещениях столовой. Установлен срок для проведения указанных работ – до 01 сентября 2011 года. Муниципальное образование «Город Томск» обязано за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск» осуществить финансирование расходов по производству в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №27 г.Томска», расположенном по адресу: /__/, капитального ремонта кровли здания школы; установлению питьевых фонтанчиков на каждом этаже; оборудованию системы вытяжной вентиляции в актовом зале, в спортивном зале, в столовой, в медпункте, в санитарных узлах, в помещениях для обработки и хранения уборочного инвентаря; проведению в гардеробе капитального ремонта стен, потолка, пола; оборудованию кабинета начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды; оборудованию санитарных узлов кабинами с дверями без запоров; дополнительному оборудованию гардероба для учащихся начальных классов; замене в кабинетах №№13, 15, 24 линолеума; установлению приточно-вытяжной вентиляции в варочном зале, моечном отделении пищеблока; проведению ремонта стен, потолков во всех помещениях столовой. Взыскана с МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 г.Томска», Администрации г.Томска в доход бюджета городского округа «Город Томск» госпошлина в размере 2000 руб. с каждого.

В кассационных жалобах МОУ СОШ №27 г.Томска, Департамент образования Администрации г.Томска просят изменить п.1 резолютивной части решения Ленинского районного суда г.Томска от 25.04.2011 в части срока исполнения работ, указывая на то, что срок, установленный в решении, для выполнения всех необходимых ремонтных работ явно недостаточен. Во-первых, необходимо выделение соответствующих бюджетных средств для выполнения ремонтных работ в муниципальном учреждении, во-вторых, даже после выделения из бюджета соответствующих денежных средств на проведение капремонта необходимо проводить аукцион для определения подрядной организации по исполнению муниципального заказа в соответствии в ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 №94-ФЗ. Данная процедура длится 2,5 месяца, поэтому даже в случае незамедлительного финансирования капремонта МОУ СОШ №27 г.Томска из муниципального бюджета начать работы подрядная организация сможет лишь в конце августа 2011г., а с учетом большого объема работ кассаторы просят назначить срок исполнения работ 01.09.2013.

Проверив материалы дела, изучив и обсудив кассационные жалобы в пределах изложенных в них доводов в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ, судебная коллегия находит основания к изменению решения суда.

Согласно п.1 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Судом установлено, что 05.03.2009 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области как уполномоченным в соответствии с названным законом органом на проведение государственного контроля в сфере выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проведена проверка МОУ СОШ №27 г.Томска и выдано предписание №49 директору данного учреждения (л.д.38-39), в соответствии с которым необходимо провести в школе ремонтные работы в целях соблюдения требований п.п.2.4.8, 2.5.1, 2.7.3, 2.5.2, 2.5.8, 2.5.9, 2.4.8, 2.4.9, 2.7.5, 2.3.23, 2.3.5, 2.4.9, 4.4, 5.6 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2002 №44.

Данное предписание в срок, указанный в нем (до 10.08.2009), не выполнено, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования прокурора Ленинского района г.Томска по возложению обязанности на Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27 г.Томска» и Администрацию г.Томска провести соответствующие работы и осуществить их финансирование.

Данное решение по существу не оспаривается кассаторами, в обеих кассационных жалобах ставится только вопрос о невозможности проведения ремонтных работ в установленный в судебном решении срок.

Кассационная коллегия полагает обоснованным данный довод кассаторов в связи с необходимостью выделения соответствующих денежных средств на проведение ремонтных работ в соответствии с бюджетным законодательством и размещением выделенного муниципалитетом финансирования согласно ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 №94-ФЗ с соблюдением процедуры размещения заказа, предусмотренной п.1 ст.41.5, п.2 ст.41.9, п.5 ст.41.11, п.п.2,4,9 ст.41.12 данного закона, для реализации которой установленного решением суда первой инстанции срока явно недостаточно.

С учетом изложенного, кассационная коллегия считает достаточным срок для выполнения требований действующего бюджетного законодательства и положений ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» до 01 сентября 2012 года.

Руководствуясь ст.360, абз.4 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Томска от 20 апреля 2011 года изменить, указав в резолютивной части решения срок для проведения работ – до 01 сентября 2012 года.

В остальной части решение Ленинского районного суда г.Томска от 20 апреля 2011 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи:


.
.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.