Судья Николаенко Н.Г. Дело № 33-1827/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Синяковой Т.П., судей: Троценко В.А., Марисова А.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске 17 июня 2011 года дело по иску Прокурора Чаинского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Чаинская ЦРБ» о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в рельеф местности и возложении обязанностей организовать деятельность по очистке и обеззараживанию сточных вод, обязать Администрацию Чаинского района финансировать эти расходы по кассационному представлению помощника прокурора Чаинского района Томской области на решение Чаинского районного суда Томской области от 27 апреля 2011 года, которым постановлено: признать незаконными действия МУЗ «Чаинская ЦРБ» по сбросу сточных вод на рельеф местности в нарушение СанПиН 2.1.3.2360-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно без очистки на локальных очистных сооружениях и обязать организовать деятельность по очистке и обеззараживанию сточных вод в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2360-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать. Заслушав доклад судьи Троценко В.А., рассмотрев материалы дела, выслушав представителя процессуального истца прокурора Дашевскую О.С., поддержавшую кассационное представление, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Прокурор Чаинского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУЗ «Чаинская центральная районная больница», Администрации Чаинского района о признании незаконными действий МУЗ «Чаинская ЦРБ» по сбросу сточных вод на рельеф местности в нарушение СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно без очистки на локальных очистных сооружениях, что создает реальную угрозу распространению заболеваний на территории /__/ и /__/. Просил обязать МУЗ «Чаинская ЦРБ» организовать деятельность по очистке и обеззараживанию сточных вод в соответствии с вышеуказанным СанПиН и обязать Администрацию Чаинского района Томской области осуществить финансирование расходов МУЗ «Чаинская ЦРБ», связанных с организацией деятельности по очистке и обеззараживанию сточных вод в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10. Согласно Уставу МУЗ «Чаинская ЦРБ» её учредителем является Администрация Чаинского района, имущество больницы является собственностью района и передано больнице в оперативное управление и согласно ч.5 ст. 54 этого Устава Администрация Чаинского района от имени муниципального образования «Чаинский район» субсидиарно отвечает по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивает их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Ст. 120 ГК РФ (в редакции ФЗ от 27.12.2009) предусматривает, что бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. При недостаточности денежных средств, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества. Нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства зафиксированы до внесения изменений в ст. 120 ГК РФ 08.05.2010, что подтверждается актами от 21.01.2010 № /__/, то в силу п.12. ст. 33 ФЗ от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности государственных (муниципальных) учреждений», Администрация Чаинского района должна нести субсидиарную ответственность по организации МУЗ «Чаинская ЦРБ» по организации деятельности по очистке и обеззараживанию сточных вод. Представитель МУЗ «Чаинская ЦРБ» Басаргина И.А. (по доверенности от 25.04.2011) иск не признала. Пояснила, что больницей созданы локальные очистные сооружения, имеются два резервуара, соединенные между собой системой труб, в которых производится накопление и обеззараживание сточных вод посредством использования хлора. Из резервуаров вода попадает в открытый отстойник, где происходит биологическое очищение сточных вод посредством рогозы (китайского камыша). Вода в открытом отстойнике не представляет угрозы для безопасности населения, что подтверждается результатами анализов. Строительных документов на очистные сооружения нет, т.к. они созданы сотрудниками больницы без проектно-сметной документации и без получения санитарно - эпидемиологического заключения. Представитель Администрации Чаинского района Адамова Е.А. (по доверенности от 11.01.2011) иск не признала, пояснила, что анализы свидетельствуют о том, что локальные очистные сооружения справляются со своей функцией по очистке и обеззараживанию стоков. Документов о негативном воздействии на окружающую среду истцом не представлено. Акты от января 2010 года относятся к аварии, произошедшей на очистных сооружениях, последствия которых давно ликвидированы. Не представлено доказательств отсутствия у МУЗ «Чаинская ЦРБ» необходимых денежных средств для организации деятельности по очистке и обеззараживанию сточных вод. Суд на основании п.1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 56 ГПК РФ постановил приведенное решение. В кассационном представлении помощник прокурора Чаинского района, принимавший участие в рассмотрении дела, просит решение суда в части отказа в иске отменить, как постановленное в нарушение материального закона, считает, что Администрация Чаинского района должна нести субсидиарную ответственность с МУЗ «Чаинская ЦРБ» по финансированию организации деятельности по очистке и обеззараживанию сточных вод, приводит те же доводы, что и в исковом заявлении и в судебном заседании. Судебная коллегия на основании ч.2 ст. 354 ГПК РФ рассмотрела дело в отсутствие ответчиков, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела. Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ исходя из доводов кассационного представления помощника прокурора Чаинского района, судебная коллегия приходит к выводу о том, что кассационное представление подлежит удовлетворению, а решение Чаинского районного суда от 27.04.2011 в части отказа прокурору Чаинского района в иске к Администрации Чаинского района подлежит отмене, с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении иска в этой части по следующему основанию. Суд установил, что учредителем МУЗ «Чаинская ЦРБ» является Администрация Чаинского района Томской области, что подтверждено Уставом Муниципального учреждения здравоохранения «Чаинская центральная районная больница» от 27.12.2006, согласно п. 5 которого Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник имущества. МУЗ «Чаинская ЦРБ» является юридическим лицом. Имущество Учреждения является муниципальной собственностью и передается ему на праве оперативного управления. Согласно ст. 54 Устава муниципального образования «Чаинский район» Администрация Чаинского района от имени муниципального образования «Чаинский район» самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Чаинского района в пределах компетенции, установленной настоящим Уставом. Администрация Чаинского района вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом могут создавать муниципальные предприятия и учреждения. Администрация Чаинского района, от имени муниципального образования «Чаинский район» субсидиарно отвечает по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивает их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Согласно абз.4 п.2 ст. 120 ГК РФ (в редакции от 27.12.2009) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Из материалов дела следует, что спорные правоотношения возникли до внесения изменений 08.05.2010 в ст. 120 ГК РФ в случае недостаточности или отсутствия денежных средств у МУЗ «Чаинская ЦРБ» обязанность по финансированию организации деятельности по очистке и обеззараживанию сточных вод должна быть возложена на Администрацию Чаинского района. Наличие у МУЗ «Чаинская ЦРБ» собственных средств на эту деятельность доказательствами не подтверждено. Суд неправильно применил материальный закон и необоснованно отказал прокурору в удовлетворении этой части иска, поэтому решение суда в части отказа в иске к Администрации Чаинского района подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении иска, в связи с чем резолютивная часть решения подлежит дополнению словами: «При недостаточности или отсутствии средств у МУЗ «Чаинская центральная районная больница» обязать Администрацию Чаинского района Томской области финансировать эту деятельность». В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 366, абз. 4 ст. 361, абз.4 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Чаинского районного суда Томской области от 27 апреля 2011 года в части отказа в иске Прокурору Чаинского района Томской области к Администрации Чаинского района отменить, вынести в этой части новое решение: иск Прокурора Чаинского района Томской области к Администрации Чаинского района Томской области удовлетворить, дополнить резолютивную часть решения словами: «При недостаточности или отсутствии средств у МУЗ «Чаинская центральная районная больница» обязать Администрацию Чаинского района Томской области финансировать эту деятельность». В остальной части решение суда оставить без изменения. Председательствующий – Судьи: