№ 33-1819/2011 от 17.06.2011г.



.
.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Судья: Киямова Г.М. Дело №33-1819/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Синяковой Т.П.,

судей Марисова А.М., Троценко В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Рыжова В. А. к Управлению финансов Администрации Зырянского района Томской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда

по кассационной жалобе Рыжова В. А. и кассационному представлению прокурора Зырянского района Томской области на решение Зырянского районного суда Томской области от 18 апреля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Марисова А.М., представителя истца по доверенности от 09.03.2011 Криворотова И.Н., поддержавшего кассационную жалобу в полном объеме, представителя ответчика Управления финансов Администрации Зырянского района Томской области по доверенности №152 от 05.05.2011 Чапанова Р.И., считавшего решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению, заключение прокурора Дашевской О.С., полагавшей кассационное представление прокурора удовлетворить, а кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рыжов В.А. обратился в суд с иском к Управлению финансов Администрации Зырянского района о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что истец с 14.02.2005 принят на муниципальную должность /__/ отдела финансов Администрации Зырянского района. 08.12.2010 Рыжовым В.А. получено уведомление /__/ о сокращении штата, в котором указано, что занимаемая им должность муниципальной службы /__/ отдела финансов Администрации Зырянского района будет сокращена на основании распоряжения Администрации Зырянского района от 29.10.2010 №3-р-ка, трудовой договор с ним предполагается расторгнуть 08.02.2011. Согласно приказу от 22.02.2011 /__/ истец уволен в связи с сокращением штата на основании п.2 ст.81 ТК РФ. Считает свое увольнение необоснованным и незаконным в связи с тем, что по распоряжению Администрации Зырянского района от 29.10.2010 №3-р-ка и в соответствии с приказом отдела финансов Администрации Зырянского района от 03.11.2010 /__/ должность муниципальной /__/ сокращена. Согласно решению Думы Зырянского района от 27.12.2010 утверждена новая структура Администрации Зырянского района. Отдел финансов Администрации Зырянского района переименован в Управление финансов Администрации Зырянского района. В Управлении финансов Администрации Зырянского района на основании распоряжения Главы Зырянского района от 29.12.2010 №192-р-к введены 9 единиц должностей. Распоряжением Главы Администрации Зырянского района от 29.12.2010 утверждено штатное расписание Управления финансов Администрации Зырянского района в количестве 8 должностей муниципальной службы и 1 должности служащего – делопроизводитель. О предстоящем увольнении в отделе финансов Администрации Зырянского района предупреждены 9 человек, однако фактически уволено только 2 человека, остальные работники по состоянию на 22.02.2011 продолжают работать. Считает, что фактически отдел финансов преобразован (реорганизован) в управление финансов и продолжает свою деятельность. В соответствии со ст.75 ТК РФ реорганизация не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Согласно требованиям, указанным в данной статье, трудовые отношения с работником продолжаются с его письменного согласия. В случае реорганизации работник может быть уволен лишь при наличии его письменного отказа от продолжения работы. Согласно ст.179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с большей производительностью труда и квалификацией, а также работникам, повышающим квалификацию по направлению от работодателя без отрыва от работы. Истец имеет /__/ образование, стаж работы по специальности более 8 лет, повышал свою квалификацию в /__/ без отрыва от производства, в сентябре 2008 года ему объявлена благодарность Главы Зырянского района. Истцу не предлагали вакантные должности, что является, по его мнению, нарушением его права и противоречит действующему законодательству. В самом распоряжении Главы Администрации Зырянского района Томской области от 11.01.2011 его должность при сокращении отсутствовала, что говорит, по мнению истца, о безосновательности сокращения. Просил признать увольнение незаконным и восстановить его на работе, компенсировать моральный вред, оплатить время вынужденного прогула.

Рыжов В.А. требования в судебном заседании поддержал, просил его восстановить на работе, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в сумме /__/ руб. и компенсировать моральный вред в связи с незаконным увольнением.

Представителем истца Криворотовым И.Н. указано, что ответчик утверждает о предложении истцу вакантных должностей, однако доказательств тому не представлено, им при увольнении Рыжова В.А. не соблюдено преимущественное право истца на оставление на работе.

Представитель ответчика Пашинов Ю.Б. иск не признал, пояснив, что работодатель определяет необходимую штатную численность или штат работников, просит отказать истцу в исковых требованиях.

Решением Зырянского районного суда Томской области от 18 апреля 2011 года на основании п.1 ст.81, ст.ст.179, 180, 391 ТК РФ, п.п.1, 2 ст.31, ст.ст.33, 38 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 №79-ФЗ, п.п.29-30 постановления Пленума ВС РФ «О применении судами РФ ТК РФ» от 17.03.20004 №2 (в ред. постановления от 28.09.2010 №22) в удовлетворении исковых требований Рыжова В. А. к Управлению финансов Администрации Зырянского района Томской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере /__/ руб. отказано.

В кассационной жалобе Рыжов В.А. просит решение суда отменить, восстановить его на прежней работе /__/, дело в части взыскания заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе. В качестве оснований отмены решения указывает на то, что при его сокращении ему не предлагались иные вакантные должности, не учитывалось его преимущественное право на оставление на работе. Требования постановления ВС РФ от 17.03.2004 №2, изложенные в п.п.29-30, судом не учтены, поскольку в деле отсутствуют доказательства того, что Рыжову В.А. работодателем предлагалась какая-либо имеющаяся в организации работа, отвечающая требованиям, изложенным в ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» (ст.16). Считает, что судом достоверно и объективно не установлен факт законности его увольнения, что является основанием для восстановления его в прежней должности, не дана оценка доводам истца и его представителя. Указывает, что суд не дал в обжалуемом решении оценки факту распространения ответчиком сведений о нем, которые не соответствуют действительности. Считает, что обжалуемое решение не отвечает требованиям постановления Конституционного Суда РФ от 16.05.2007 №6-П.

В кассационном представлении прокурор Зырянского района Томской области просит решение Зырянского районного суда Томской области от 18.04.2011 изменить, исключив из мотивировочной части решения суда ссылку на ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2001 №79-ФЗ, поскольку Рыжов В.А. не являлся государственным гражданским служащим и не увольнялся с государственной гражданской службы, а являлся муниципальным служащим Администрации Зырянского района Томской области и увольнялся с должности муниципальной службы по сокращению штатов.

В возражениях на кассационную жалобу Рыжова В.А. на решение Зырянского районного суда Томской области от 18.04.2011 Управление финансов Администрации Зырянского района Томской области и прокурор Зырянского района Томской области просят оставить указанное решение без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В суд кассационной инстанции Рыжов В.А. не явился, будучи извещенным о дате и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом. Кассационная жалоба рассмотрена по правилам ч.2 ст.354 ГПК РФ в его отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив и обсудив кассационную жалобу, кассационное представление и возражения на кассационную жалобу в пределах изложенных в них доводов в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок увольнения по сокращению установлен ст.180 ТК РФ. Данной нормой предусмотрено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей ст.81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Судом первой инстанции установлено, что Рыжов В.А. с 14.02.2005 являлся муниципальным служащим и занимал штатную должность /__/ в Отделе финансов Администрации Зырянского района.

29.10.2010 Администрацией Зырянского района Томской области принято распоряжение №3-р-ка о сокращении должностей в Отделе финансов Администрации Зырянского района, включая должность /__/.

Приказом руководителя Отдела финансов Администрации Зырянского района от 03.11.2010 /__/ должность /__/ сокращена, с данным приказом истец ознакомлен под роспись.

08.12.2010 Рыжову В.А. вручено уведомление о предстоящем сокращении.

Приказом от 22.02.2011 /__/ Рыжов В.А. уволен с занимаемой должности в связи с сокращением.

Решением Думы Зырянского района Томской области от 27.12.2010 №117 утверждена структура Администрации Зырянского района, в составе которой создано Управление финансов Администрации Зырянского района, также обладающее статусом юридического лица, как и ранее Отдел финансов Администрации Зырянского района.

Распоряжением Главы Зырянского района от 29.12.2010 №193-р-к утверждено штатное расписание Управления финансов Администрации Зырянского района на 2011 год (приложение №4), которым должность /__/ не предусмотрена.

Исследовав все имеющиеся в деле доказательства и сопоставив данные штатного расписания Управления финансов и Отдела финансов Администрации Зырянского район, суд пришел к обоснованным выводам о том, что должность истца фактически сокращена; вакантных должностей, которые могли быть предложены Рыжову В.А. не имелось, истец уволен на законных основаниях с соблюдением установленного законом порядка увольнения.

Доводы кассационной жалобы Рыжова В.А. о нарушении ответчиком порядка увольнения противоречат фактическим обстоятельствам дела и поэтому подлежат отклонению.

Ссылки кассатора на то, что ответчиком ему не предлагались вакантные должности, необоснованны. Судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у ответчика обязанности предлагать иные должности, указанные в новом штатном расписании Управления финансов Администрации Зырянского района, поскольку данные должности не являлись вакантными по причине перевода на них других работников. При этом следует учитывать, что перемещение сотрудников является правом работодателя.

Таким образом, все изложенные выше доводы кассационной жалобы Рыжова В.А. сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции.

Однако выводы суда первой инстанции основаны на полной и всесторонней оценке доказательств, результат которой отражен в решении в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы Рыжова В.А. не имеется.

Вместе с тем судебная коллегия находит обоснованными доводы кассационного представления прокурора о неправильном указании судом в решении на применение ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 №79-ФЗ, поскольку данным Федеральным законом спорные правоотношения не регулируются. Согласно ст.2 названного ФЗ предметом его регулирования являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, тогда как истец является муниципальным служащим.

В связи с чем из мотивировочной части решения суда подлежит исключению указание на применение норм ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 №79-ФЗ.

Руководствуясь ст.360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Зырянского районного суда Томской области от 18 апреля 2011 года оставить без изменения, исключив из мотивировочной части решения указание на применение норм ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 №79-ФЗ.

В оставшейся части решение Зырянского районного суда Томской области от 18 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рыжова В. А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:


.
.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.