Судья: Мацкевич Р.Н. Дело № 33-1875/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 21 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Ахвердиевой И.Ю., судей Петровского М.В., Залевской Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по кассационной жалобе представителя заявителя Рудовой Т. А. Девятовой Е. В. на решение Советского районного суда г.Томска от 13 мая 2011 года по заявлению Рудовой Т. А. об оспаривании решения комиссии об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении. Заслушав доклад судьи Ахвердиевой И.Ю., объяснения представителя заявителя Рудовой Т.А. Рудовой Н.А. (доверенность от 13.04.2011), поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя заинтересованного лица Администрации г.Томска Герасимова В.В., полагавшего оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Рудова Т.А. обратилась в суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании решения комиссии об отказе в постановке на учет граждан, оформленного протоколом заседания комиссии по улучшению жилищных условий для ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны № /__/ от 10.03.2011, незаконным, понуждении Администрации Ленинского района г.Томска к устранению допущенных нарушений её прав путем внесения в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что является /__/, /__/, /__/, проживает в несоответствующей СанПин 2.1.2.2645-10 трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: /__/, собственником которой является её дочь Семенова Л.С. Вместе с ней в указанном жилом помещении проживает дочь с мужем и ребенком. Поскольку она имеет право на меры социальной поддержки, как /__/, обратилась в Администрацию Ленинского района г.Томска с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако решением комиссии на основании п.2 ст.54 ЖК РФ ей отказано в постановке на учет. Полагает, что данное решение вынесено с нарушением действующего законодательства. В судебном заседании представитель заявителя Рудовой Т.А. Девятова Е.В. (доверенность от 13.04.2011) требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель заинтересованного лица Администрации Ленинского района г.Томска Кучмасова И.В. (доверенность от 31.12.2010) в судебном заседании с доводами Рудовой Т.А. не согласилась, полагала решение комиссии законным и обоснованным. Рассмотрев дело в отсутствие заявителя Рудовой Т.А., представителя заинтересованного лица Администрации г.Томска, руководствуясь ст.46 Конституции РФ, ч.1 ст.254 ГПК РФ, ст.21, п.1 ч.3 ст.23.2 ФЗ РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ст.34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.7 положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ст.ст. 2, 3 Закона Томской области № 91-ОЗ от 08.06.2005 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», ст.ст.38, 39, 40 Устава «Муниципального образования г.Томск», п. 3.1.3 положения об Администрации Ленинского района г.Томска, утвержденного решением Думы г.Томска от 15.09.2005 № 100, суд отказал в удовлетворении заявления Рудовой Т. А. об оспаривании решения комиссии об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении. В кассационной жалобе представитель заявителя Рудовой Т.А. Девятова Е.В. просит об отмене решения Советского районного суда г.Томска от 13.05.2010 и принятии нового судебного акта. Считает, что на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ Рудова Т.А. должна быть признана нуждающейся в жилом помещении. Решение комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении основано на п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, несмотря на то, что при обращении с соответствующим заявлением комиссии было представлено экспертное заключение № /__/ от 15.11.2010, подтверждающее несоответствие жилого помещения, в котором проживает Рудова Т.А. СанПин 2.1.2.2645-10. Учитывая, возраст истца (/__/ года) и факт нарушения работы её дыхательных органов, отсутствие вентиляции в ванной комнате отрицательно сказывается на её состоянии здоровья и она вынуждена принимать ванну в присутствии третьих лиц. Указывает, что при определении учетной нормы площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающегося в размере 10 м2 на одного члена семьи, суд, не применив подлежащую применению ст.23.2 Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», необоснованно руководствовался решением Думы г.Томска от 13.12.2005 № 27. Полагает, что на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ Рудова Т.А. должна была быть признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку ею представлено экспертное заключение, содержащее выводы о том, что занимаемое Рудовой Т.А. жилое помещение не соответствует СапПин. Вывод суда о том, что Рудовой Т.А. не представлено заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, считает необоснованным, поскольку в обоснование заявленных требований заявитель не ссылалась на то, что жилое помещение, в котором проживает Рудова Т.А., непригодно для проживания или находится в аварийном состоянии. Основанием для отказа в удовлетворении заявления Рудовой Т.А. явилось отсутствие доказательств того, что она является /__/, однако этот факт Администрацией Ленинского района г.Томска не оспаривался. В соответствии со ст.354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Рудовой Т.А. и представителя заинтересованного лица Администрации Ленинского района г.Томска, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Рассмотрев дело по правилам ч.1 ст.347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. Разрешая заявленные Рудовой Т.А. требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем не имелось оснований для постановки её на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, а потому принятое решение комиссии об отказе в постановке на учет граждан, оформленное протоколом заседания комиссии по улучшению жилищных условий для ветеранов Великой Отечественной Войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны № /__/ от 10.03.2011, является правомерным. Данный вывод является верным, поскольку основан на законе и материалах дела. Как верно установлено судом и следует из представленных в материалы дела справки ООО «Комфорт» от 24.02.2011 (л.д.1) и свидетельства серии /__/ № /__/ от 14.12.200 (л.д.16), Рудова Т.А. зарегистрирована и проживает в принадлежащей на праве собственности её дочери Рудовой Л.С. трехкомнатной квартире общей площадью /__/ м2, расположенной по адресу: /__/. По указанному адресу также зарегистрированы и проживают дочь заявителя Рудова Л.С. и внучка Рудова Н.А. Согласно удостоверению серии /__/ № /__/ от 11.03.1996 и серии /__/ № /__/ Рудова Т.А. имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.ст. 20, 22, 23 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 (л.д.46). 24.02.2011 Рудова Т.А. обратилась в Администрацию Ленинского района г.Томска с заявлением, в котором просила о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям: отсутствия жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности и проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (л.д.47). Решением комиссии по улучшению жилищных условий для ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, созданной распоряжением Администрации г.Томска № р154 от 25.02.2010 «О создании комиссии», в соответствии с п.2 ст.54 ЖК РФ Рудовой Т.А. отказано в постановке на учет (л.д.40-41). Судебная коллегия соглашается с выводом суда об обоснованности принятого комиссией решения об отказе в постановке Рудовой Т.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 1 указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов «постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ. В соответствии с п.п.3 п.2 ст.21 ФЗ «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Таким образом, основанием для обеспечения вышеназванной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий. В соответствии с п.1 ст.51 ЖК РФ: гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п.п. 4 и 5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Решением Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норму для определения уровня обеспеченности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории /__/, в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 10,0 квадратных метра общей площади на одного члена семьи. Судом верно установлено, что площадь квартиры, где проживает заявитель, составляет /__/ м2 и на каждого члена семьи приходится /__/ м2 / 3 = /__/ м2, что составляет более учетной нормы, установленной решением Думы г.Томска от 13.12.2005 № 27. Довод кассационной жалобы о том, что при определении учетной нормы площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающегося в размере 10 м2 на одного члена семьи, суд, не применив подлежащую применению ст.23.2 Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», необоснованно руководствовался решением Думы г.Томска от 13.12.2005 № 27, основан на ошибочном толковании действующего законодательства, в связи с чем не может быть принят во внимание. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что занимаемое Рудовой Т.А. жилое помещение пригодно для проживания. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п.3 ст.15 ЖК РФ). Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006. В соответствии с п.7 названного положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Жилое помещение по адресу: /__/, как следует из представленного в материалы дела заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» № /__/ от 15.11.2010, оборудовано централизованной системой отопления, канализации, системой холодного и горячего и водоснабжения; путем притока воздуха через форточки осуществляется естественная вентиляция, что соответствует п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, на кухне, в туалете оборудована естественная вытяжная вентиляция в изолированные внутридомовые вентиляционные каналы. Вместе с тем в ванной не оборудована вытяжная вентиляция, что не соответствует п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 (л.д.63). Проанализировав содержащиеся в заключении выводы в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отсутствии указанных ограничений в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Оснований не соглашаться с данным выводом судебная коллегия не усматривает, в связи с чем доводы кассационной жалобы об обратном подлежат отклонению. Иные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку собранных по делу доказательств, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку. Судебная коллегия с учетом указанных обстоятельств дела и норм действующего законодательства считает законным и обоснованным вывод суда о правомерности решения комиссии об отказе в постановке на учет граждан, оформленного протоколом заседания № /__/ от 10.03.2011, и отсутствии оснований для признания заявителя нуждающейся в жилом помещении. Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Поскольку основанием для обеспечения членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны жильем в соответствии с указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 является их нуждаемость в жилых помещениях, требования Рудовой Т.А. о понуждении Администрации Ленинского района г.Томска к устранению допущенных нарушений её прав путем внесения в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты, также удовлетворению не подлежат. Довод кассационной жалобы о том, что основанием для отказа в удовлетворении заявления Рудовой Т.А. явилось отсутствие доказательств того, что она является /__/, является несостоятельным, поскольку из оспариваемого решения следует, что данное обстоятельство основанием для отказа не являлось. Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Несогласие кассатора с данной судом оценкой доказательств и выводами суда является его правом как участника гражданского дела, не свидетельствует о нарушении закона и не является основанием для отмены или изменения судебного решения. На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не усматривается. Руководствуясь ст.360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Советского районного суда г.Томска от 13 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заявителя Рудовой Т. А. Девятовой Е. В. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: