№ 33-1845/2011 от 17.06.2011г.



Судья: Черных О.Г. Дело №33-1845/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

судей Залевской Е.А., Руди О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Лисовской М. В. к Администрации г.Томска о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма

по кассационной жалобе Администрации Томской области на решение Советского районного суда г.Томска от 04 мая 2011 года.

Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лисовская М. В. (далее по тексту – Лисовская М.В., истец) обратилась в суд с иском к Администрации г.Томска (далее по тексту – ответчик) о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма.

В обоснование иска указала, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В период с 2009 года по 2010 год она обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в ОГОУ НПО «/__/». Распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска от 07.07.2010 № 362 она была включена в общие списки очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и взята на учет как воспитанница детского дома.

По состоянию на 2010 год состоит в общей очереди на улучшение жилищных условий за /__/, по спискам детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - за /__/. В настоящий момент она не имеет жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет в собственности жилого помещения и не является членом семьи собственника жилого помещения. Закрепленное на ней жилое помещение в доме по адресу: /__/, на основании распоряжения Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска № 134-0 от 10.02.2003 было снесено 13.04.2010 в связи с пожаром.

Истец в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика - Администрации г.Томска, который в письменном отзыве исковые требования не признал, указал, что Администрация г.Томска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделена полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилой площадью. Данная функция возложена на исполнительный орган государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими полномочиями. Финансирование, получаемое от субъекта федерации Томской области на осуществление возложенных на Администрацию г. Томска государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно.

Представитель третьего лица Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку за истцом ранее закреплялось жилое помещение, которое в результате пожара было признано непригодным для проживания и в настоящее время снесено в связи с новой застройкой. Полагала, что Лисовскую М.В. стоило поставить в список учёта граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В список учёта детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, а также лиц из их числа на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди Лисовкая М.В. поставлена необоснованно.

Обжалуемым решением на основании частей 1 2 статьи 57 ЖК РФ, статьи 56 ГПК РФ, статей 5, 8 ФЗ №159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», Решения Думы г.Томска от 25.12.2007 №740 «Об осуществлении Администрацией г.Томска отдельных государственных полномочий», Распоряжения Мэра г.Томска от 04.05.2008 №р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» исковые требования Лисовской М.В. удовлетворены. Суд возложил на Администрацию г.Томска обязанность по предоставлению Лисовской М.В. вне очереди на условиях социального найма жилого помещения, находящегося на территории муниципального образования «город Томск», общей площадью не менее /__/ квадратных метров.

В кассационной жалобе представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. просит решение суда отменить, принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что постановление объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов, которым за истцом закреплено жилое помещение, не было в установленном законом порядке обжаловано либо опротестовано, следовательно, оно является действующим.

Полагает, что, поскольку за истцом ранее уже было закреплено жилое помещение, последней жилье должно быть предоставлено на основании пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ как гражданам, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. В данном случае обеспечение истца жилым помещением не может осуществляться за счет субвенции на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.

Указала, что в настоящее время Лисовская М.В. проходит обучение в ОГОУ НПО «/__/», что также является основание для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке статьи 354 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив кассационную жалобу в пределах изложенных в ней доводов в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Лисовской М.В.

В соответствии со статьёй 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статье 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

В соответствии со статьями 4, 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ ( с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 1 статьи 1).

В силу части 1 статьи 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенций, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (часть 2 статьи 3 Закона).

В соответствии с постановлением Администрации города Томска № 323 от 08.04.2011 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «Город Томск» во исполнение указанного закона Томской области установлено, что она территории муниципального образования «Город Томск» отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; от имени Администрации Города Томска осуществляет управление социальной политики администрации Города Томска и администрации районов Города Томска.

Управлению социальной политики администрации Города Томска поручено в целях реализации переданных государственных полномочий приобретать за счёт средств субвенции, предоставляемой в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность муниципального образования «Город Томск».

Таким образом, суд обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу Администрацию г. Томска, поскольку она обязана приобрести в муниципальную собственность жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма сироте.

Довод кассатора о том, что вывод суда о наличии у истца права на обеспечение жилым помещением по заявленному основанию необоснован, не соответствует представленным доказательствам и установленным по делу обстоятельствам.

Согласно пункту 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5 статьи 57 ЖК РФ).

Судом первой инстанции установлено, что Лисовская М.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, являлась воспитанницей /__/ государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «/__/», находилась на полном государственном обеспечении до 01.10.2009, окончила обучение в Областном государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «/__/» 23.06.2010 (листы дела 9, 15, 16,18, 21).

Из справки администрации Ленинского района г.Томска /__/ от 08.07.2010 следует, что на основании распоряжения главы администрации от 07.07.2010 №362 Лисовская М.В. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лист дела 17).

Таким образом, имеются все предусмотренные законодателем условия для внеочередного получения Лисовской М.В. жилого помещения по договору социального найма в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ.

Установив приведенные выше обстоятельства, суд, правильно применив положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения и, установив, что Лисовская М.В. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, пришел к правильному выводу о том, что требование о предоставлении ей жилого помещения вне очереди по договору социального найма подлежит удовлетворению.

Судом обоснованно отклонена ссылка Администрации Томской области на то, что жилое помещение Лисовской М.В. должно предоставляться на основании пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ как гражданину, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодным для проживания.

Материалами дела установлено, что за Лисовской М.В. постановлением главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска №134-0 от 10.02.2003 закреплено жилое помещение по адресу: /__/, где она зарегистрирована с 24.05.2007. Собственником данного домовладения являлась Лисовская Л.П. - бабушка истицы, умершая 07.11.2000 (листы дела 8, 11, 13, 21).

Согласно справке, выданной МЧС России Государственной пожарной службой по Томской области /__/ от 12.08.2004, по адресу: /__/ произошел пожар, жилое помещение по данному адресу не пригодно для проживания (лист дела 14). Актом /__/ от 13.04.2010 подтверждается, что дом /__/ снесен (лист дела 12).

Таким образом, в настоящее время жилое помещение, которое было закреплено за Лисовкой М.В. в установленном порядке, уничтожено, иного недвижимого имущества в собственности истца Лисовской М.В. не имеется (листы дела 22, 23).

Суд первой инстанции правильно указал, что в данном случае истец вправе требовать предоставление ей жилого помещения и как ребенок-сирота, и как гражданин, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодным для проживания (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 52 ЖК РФ если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Данная норма направлена на реализацию предписаний частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, а также на защиту интересов граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям.

Следовательно, Лисовская М.В. вправе требовать по своему выбору предоставления ей жилого помещения по основанию пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ.

Кроме того, как следует из материалов дела и установлено судом, жилое помещение по адресу: /__/, ранее закрепленное за Лисовской М.В. постановлением объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов, признано непригодным для проживания в связи с пожаром. Пожар указанного жилого помещения произошел до совершеннолетия истца Лисовской М.В., при отсутствии у последней обязанности по содержанию жилого помещения.

Судебная коллегия отклоняет ссылку кассатора и на факт законности постановления Объединённой Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 10.02.2003 № 1349, которым сгоревшее жилое помещение было закреплено за истицей, поскольку материалами дела бесспорно доказано, что данное помещение в настоящее время физически не существует, а, значит, Лисовскую М.В. нельзя отнести к числу детей - сирот, за которыми закреплено жилое помещение.

Также несостоятельна и ссылка кассатора на то, что в настоящее время Лисовкая М.В. обучается в ОГОУ НПО «/__/», поскольку материалами дела доказано, что она является выпускницей ОГОУ НПО «/__/», окончила своё пребывание в указанном образовательном учреждении, а, значит, приобрела право на получение жилого помещения по договору социального найма по смыслу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ. Администрацией г. Томска в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 56 ГПК РФ не доказано, что Лисовкая М.В., продолжая обучение в ином образовательном учреждении, обеспечена по месту учёбы каким-либо жилым помещением и не является нуждающейся в получении жилого помещения, из списка учёта детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения по договору социального найма Лисовкая М.В. не исключена.

В силу статьи 15 ЖК РФ объектом жилищных прав может быть жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, то есть соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в настоящее время истица не обеспечена надлежащим жилым помещением и сохраняет право на получение жилого помещения, в том числе в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены соответствующие нормы права и постановлено законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения в соответствии с частью 2 статьи 364 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Томска от 04 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу /__/ – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: